В ушедшем году негативные для российского бизнеса факторы росли как на дрожжах. Проблемы накладывались одна на другую, провоцируя возникновение новых: падение рубля из-за политического конфликта с Западом совпало с резким снижением цен на нефть, деловой климат страдал от экономических санкций против России и встречных продуктовых санкций против Западной Европы, внешние источники финансирования стали практически недоступны.
Все это резко усилило инфляцию, ведущую к снижению покупательной способности населения. При этом накладные расходы предприятий заметно увеличились в связи с повышением тарифов и курсовой разницы при оплате импорта.
Апогеем неприятностей стало повышение ключевой ставки Центрального банка РФ до фактически запретительного уровня в 17 процентов с 16 декабря 2014 года. При такой ставке кредитование просто недоступно и банкам, и бизнесу, и населению. Не будет большим преувеличением сказать, что российская банковская система сейчас близка к параличу.
«Лента.ру» выясняла, как российские компании собираются выживать в подобных условиях и какие антикризисные меры уже предпринимаются или планируется предпринять.
Как сообщили «Ленте.ру» в «Фольксваген Групп Рус», генеральном импортере концерна Volkswagen в России, у производителя сохраняются главные условия, чтобы оставаться востребованными на рынке: качественный продукт, обладающий высокой послепродажной стоимостью, развитая дилерская сеть, высокое качество оказываемых услуг. В данный момент Volkswagen вместе с развитием сети запускает и поддерживает целый ряд проектов, направленных на повышение эффективности процессов на предприятии. «И мы уже видим результаты: более 50 процентов наших покупателей, по данным агентства «Автостат», планируют вернуться к нам за следующей покупкой», — отмечают представители автопроизводителя. «Даже в кризисной обстановке мы продолжаем инвестировать в повышение качества и эффективности процессов, поскольку при снижении общего спроса усиливается важность работы с уже имеющимися клиентами», — говорят на автозаводе.
По словам руководителя дивизиона «Рольф Премиум» Татьяны Форнасовой, открывать новые дилерские центры в 2015 году пока не планируется. «Сегодня во всех автоцентрах каждого бренда представлен одинаковый модельный ряд, а продажи новых автомобилей практически не приносят прибыли, лишь обеспечивая сервисные станции дилера клиентской базой для обслуживания», — объясняет Форнасова. По ее мнению, конкурировать в таких условиях можно лишь благодаря качеству обслуживания и предложению более широкого перечня услуг.
СЕО сети магазинов электроники и бытовой техники «Эльдорадо» Ондрей Фридрих отмечает, что компания уже не раз успешно преодолевала кризисные ситуации, подобные нынешней. «Руководством "Эльдорадо" в стратегии развития компании были учтены все вероятные — как оптимистичный, так и пессимистичный — сценарии развития экономической ситуации не только на рынке торговли, но и в стране в целом», — объясняет он. «Поскольку, как известно, наибольшие потери несут компании с неудовлетворительным качеством управления и недостаточной слаженностью работы управленческой команды, мы с самого начала 2014 года предприняли шаги по укреплению организационной структуры, разработали индивидуальную систему мотивации, позволяющую по максимуму раскрыть потенциал сотрудников», — подчеркнул Фридрих, добавив, что компания максимально автоматизирует все бизнес-процессы, а также совершенствует систему управления продажами.
Председатель правления «ЮниКредит Банка» Михаил Алексеев указал на то, что «уже несколько лет банковское регулирование в России предписывает иметь специальный план мероприятий на случай ухудшения экономической ситуации и «ЮниКредит Банк», как и другие банки, соответствующий план действий имеет». Однако, по его словам, разработка какой-либо специальной антикризисной программы не ведется — банк просто продолжает работу, учитывая в своей деятельности новые факторы.
В банке «Хоум Кредит» первые признаки ухудшения ситуации в финансовом секторе заметили в конце 2012 года. «И, естественно, мы не сидели сложа руки: в нашем банке немедленно был разработан и начал приводиться в жизнь целый комплекс мер, нацеленный на предотвращение нежелательных последствий для нашего бизнеса и финансового самочувствия наших клиентов», — рассказывают представители «Хоум Кредит». Банк теперь жестче оценивает потенциальных заемщиков, «уровень их проверки вышел на абсолютно новую высоту». Поскольку наблюдения показывали, что люди, взявшие сразу несколько кредитов, часто не способны расплатиться по своим обязательствам, в банке ввели соответствующие ограничения.
Как считает руководитель департамента корпоративных коммуникаций «Panasonic Россия» Дмитрий Романов, несмотря на то что большая часть продукции, поставляемой компанией на российский рынок, импортируется, Panasonic прилагает максимум усилий для сдерживания роста цен в магазинах, стараясь уменьшить закупочные цены в процессе переговоров с заводами-поставщиками. Кроме того, японский производитель развивает в России прямые продажи через собственный интернет-магазин и фирменную розничную сеть. «Мы полагаем, что кризисные явления носят временный характер, и Panasonic ни в коем случае не намерен уходить с российского рынка», — говорит Дмитрий Романов.
По словам руководителя департамента недвижимости строительной компании ЦДС Сергея Терентьева, компания строит на собственные средства, без привлечения кредитных займов. «Это страхует нас от повышений стоимости квадратного метра из-за не зависящих от компании причин», — подчеркивает он, обращая наше внимание на то, что ЦДС всегда предлагала гибкую систему рассрочки покупателям и продолжит это делать. В то же время «компания постарается сохранить отношения с банками-партнерами в разумных границах».
Управляющий партнер строительной корпорации GOOD WOOD Александр Дубовенко отмечает «серьезный подъем продаж». Никакого сокращения персонала пока не происходит. «Если спрос упадет на 10-15 процентов, то никого не уволим, если на 30, то около 20 процентов сотрудников придется сократить», — признается Дубовенко.