Краснодарский край — один из наиболее динамично развивающихся регионов России. Краснодар за считаные годы превратился из тихого провинциального городка в крупнейший экономический, финансовый и спортивный центр юга России. Баскетбольный клуб «Локомотив-Кубань» — молодая, но амбициозная, состоятельная и достигшая определенных высот как на внутренней, так и на международной арене организация. О том, как живет, к чему стремится и о чем мечтает один из главных конкурентов московского ЦСКА, рассказал бывший игрок сборной России, а ныне президент клуба Андрей Ведищев.
«Лента.ру»: Насколько долог и сложен путь от баскетболиста к президенту клуба?
Андрей Ведищев: С момента, как я завершил карьеру, прошло уже 11 лет, но все так быстро крутится... Многое сделано, и есть к чему стремиться. Я всегда самокритичен и понимаю, что в любой ситуации хочется чего-то большего.
Пост президента клуба наметили сразу после завершения спортивной карьеры?
Это не было самоцелью. Я просто хотел остаться в баскетболе, с которым связана вся моя жизнь: с десяти лет постоянно был на площадке или рядом с ней. Конечно, хотелось создать сильный клуб, но это происходило постепенно, по мере возникновения новых возможностей, осознания ситуации. Плана «Барбаросса», что мы придем и сразу всего добьемся, не было. Каждый год приходилось преодолевать новые препятствия, и на самом деле все было очень непросто. В баскетболе достаточно сложно поддерживать стабильность. Не всегда хватает внимания со стороны властей и представителей бизнеса, особенно в регионах. Но «Локомотиву» ценой кропотливой работы это удалось.
Как вам удалось выстроить профессиональный клуб фактически с нуля, ведь команда переехала в Краснодар из Ростова?
На первых порах у нас в штате были люди, переехавшие в Краснодар из Ростова. Но остались только самые преданные и стойкие. Те, кто не представляет своей жизни без клуба. Очень хочется стабильности: постоянно играть в Евролиге. Тогда интерес к клубу будет быстро расти. Если ты, как любят говорить, команда-лифт — сегодня в Евролиге, а завтра снова в Еврокубке — намного сложнее удерживать определенный состав, спонсоров. Это касается не только «Локомотива», но и других российских команд, за исключением ЦСКА, у которого есть лицензия А Евролиги, гарантирующая право участия в турнире независимо от спортивных результатов.
Основные спонсоры клуба — РЖД и Краснодарский край. Как строятся отношения с партнерами, и в каких долях, если не озвучивать абсолютные цифры, они финансируют команду?
Сегодня это соотношение составляет 80 на 20 процентов в пользу РЖД. В перспективе доли могут измениться до 70 на 30 процентов или даже 60 на 40 процентов. Каждый год ситуация меняется. У нас хватает партнеров как среди представителей среднего бизнеса, так и малого, но основная часть бюджета формируется при помощи РЖД — мы же «Локомотив».
Неоднократно приходилось слышать мнение, что наличие большого числа профессиональных, в том числе футбольных, клубов в Краснодаре не идет на пользу «Локомотиву». Так ли это?
Отчасти. Город стремительно развивается, но он все равно небольшой. Даже для «миллионника» такое количество команд в различных видах спорта, выступающих в высших лигах и премьер-лигах, — это много. Целевая аудитория «Локомотива» — люди от 25 до 40 лет. Мы гордимся, что к нам приезжают большие клубы и «Баскет-холл» собирает аншлаги. Я считаю это главным показателем качества работы клуба.
«Локомотив» в системе спорта Краснодара обособлен, или есть какие-то отношения с другими организациями, позволяющие обмениваться опытом и проводить акции для болельщиков?
Периодически мы проводим акции совместно и с футбольным «Краснодаром», и с волейбольным «Динамо». О глобальном же сотрудничестве пока говорить не приходится: у нас разные площадки, болельщики, мы базируемся в разных районах города.
То есть борьбы за болельщиков нет?
Зримой — нет, но в каком-то виде она существует. В первую очередь, конечно, с футболом.
С президентами других клубов Краснодара, например с находящимся сейчас на пике популярности Сергеем Галицким, встречаетесь?
Встречаться с Галицким не доводилось. Мы несколько раз приглашали его на матчи «Локомотива», но он в то время, к сожалению, не был в городе.
Вам импонирует его поведение и подход к построению команды? «Локомотив» пользуется его опытом или идет своим путем?
«Локомотив» во многом уникальная организация. Мы ни на кого особо не смотрим и не равняемся. Конечно, заимствуем лучшее из чужой практики, от более успешных клубов, но в целом идем своим, особым, путем. Если бы у нас были бы такие же финансовые возможности, как у Галицкого, мы бы выглядели совсем не так, как сейчас: я имею в виду структуру клуба. Но мы работаем над этим. Думаю, в ближайшие два-три года откроется очень серьезная и современная детская школа, которая послужит фундаментом всему, что мы делаем.
Но на юге России должна быть сеть школ одного уровня, конкурирующих друг с другом. Сами мы с этой задачей не справимся. Вопрос со своей школой решим, но в других регионах... Специализированная программа министерства спорта могла бы дать популярному среди молодежи виду спорта новую жизнь. Сегодня баскетболу очень не хватает внимания.
Если была бы возможность вложить деньги или в детскую школу, или в постройку новой, исключительно баскетбольной, арены, что бы вы выбрали?
Конечно, академию. Евролига сейчас рассматривает различные сценарии дальнейшего развития событий. Не исключено, что со временем поменяются принципы отбора команд, которые могли бы участвовать в турнире. Поэтому на данный момент школа для нас важнее, чем участие в любого рода соревнованиях. Мы можем отбираться в Евролигу и по спортивному принципу, и будем стараться попасть туда именно благодаря нашим результатам.
Недавно мы получили спортивный интернат с баскетбольным отделением очень хорошего уровня, в котором учатся ребята седьмого, восьмого, девятого классов. Проект работает всего лишь второй год, и в перспективе он даст нам намного больше, чем способен дать сейчас, но все-таки набор с первого класса самое главное. Талантливых ребят очень много, гораздо важнее, как с ними работают на каждом конкретном этапе. Проблема не только в талантах, но и в тренерских кадрах. Не хватает квалифицированных детских тренеров: если в России в последнее время сложно найти сильных тренеров для взрослых команд, то ситуация с детскими ещё хуже. Это двухсторонний процесс: с одной стороны — школа, с другой — подготовка специалистов. Необходимо создать систему, которая будет работать на федеральном уровне независимо от деятельности клубов.
В конце прошлого сезона и все лето не утихали разговоры, что «Локомотив» может переехать в Сочи и получить олимпийскую арену. Это лишь слухи или такие планы действительно были?
Речь не шла о переезде всего клуба в Сочи, а рассматривалась возможность проведения «Локомотивом» домашних матчей Евролиги на новой арене, чтобы вызвать интерес у руководства лиги. Если бы у нас была площадка, которой по регламенту должны обладать клубы для получения лицензии А, мы могли бы на нее претендовать. А учитывая, что нашим партнером является РЖД, мы бы еще смогли решить быстро транспортный вопрос для болельщиков. Раз в две недели организовали бы электрички из Краснодара в Сочи. Эта задача выполнима. Что касается переезда, такой сценарий изначально являлся маловероятным, да и я был против: у нас уже сформировался приличный пул болельщиков и фанатов в Краснодаре, а в городе есть отличный дворец спорта, удовлетворяющий требованиям Евролиги, Еврокубка и Единой лиги ВТБ.
Сколько часов в сутки президент уделяет баскетбольному клубу, решая кадровые, управленческие и любые другие вопросы?
Много. Это сезонный вопрос — бывает, работаешь с утра до вечера, а иногда получается выкроить и несколько часов для себя. В целом это постоянный процесс, это люди. У нас же не только основа, а еще и «молодежка», дети, команды школьных лиг. Постоянно приходится решать какие-то вопросы, проблемы. Если брать сутки, то в среднем минимум часов 6-7 занимаемся всем вместе: и клубом, и развитием, и командой, и тренерами.
Чем отличается реакция на поражения Ведищева-игрока и Ведищева-президента?
Разница есть. Игрок никогда не персонифицирует ответственность: проиграла команда, и вместе всегда легче принять поражение. Ведь проигрываешь не только ты — рядом еще 11 человек, каждый из которых сделал что-нибудь не так, и это привело к неудаче: то ли тренер подвел, то ли партнер по команде. Президент клуба всегда принимает все на свой счет. В этом и заключается самая главная сложность. Ты каждый раз объясняешь себе, тренеру, партнерам, спонсорам и болельщикам, почему так произошло, непрерывно находишься на передовой. У команды жизнь идет дальше, ребята готовятся к следующей игре, а ты переживаешь поражение снова и снова, обращаешь внимание на все нюансы, чтобы что-то исправить. Президент клуба отвечает за всех, а баскетболист — только за свою игру. В этом вся разница.
Если вспомнить 2014 год, то сколько раз приходилось звонить тренеру или спортивному директору с вопросом «Что я вообще видел сегодня на площадке?»?
Было такое, не так часто, конечно, как раньше. Уже накопился некоторый опыт, и я стараюсь сдерживать эмоции. Хотя порой сложно сдержаться, поэтому, бывает, что набираю номер спортивного директора или тренера. Последнему звоню чаще всего уже на следующий день, чтобы переспать с негативными мыслями. Хотя спокойно спать после игр получается не всегда — как после побед, так и после поражений. Надо уметь отключаться от баскетбола, потому что матчей много, а чемпионат и самые главные сражения впереди. Все будет решаться весной, а сегодня нужно к этому готовиться. Думаю, у нас все получится.
Время на семью остается?
Все наши пути лежат через Москву, поэтому мы видимся часто, и я стараюсь уделять семье побольше времени. Супруга, наверное, так не считает. Есть с этим сложности. У меня, слава Богу, крепкие тылы. Дети достаточно свободные, но в то же время занятые люди. Плюс все они играют в баскетбол, и им это нравится еще больше, чем мне.
Что теоретически может заставить вас отказаться от должности президента «Локомотива»?
Не могу сказать однозначно, вопрос сложный. Разве что усталость, эмоциональная или физическая. Она накапливается по ходу сезона, но стоит несколько недель отдохнуть, как тебе вновь хочется окунуться в баскетбол с головой, испытать эти эмоции, увидеть новую команду в действии. Каждый год все начинается заново. Это сложно, но это безумно интересно.