В наступившем году российским регионам предстоят серьезные испытания. Это не только проверка на прочность в условиях кризиса, но и радикальные изменения в налогообложении и управлении, а также выход на финишную прямую, ведущую к парламентским выборам 2016 года. «Лента.ру» — о том, что будет происходить в российских регионах в 2015 году.
В единый день голосования, который в этом году приходится на 13 сентября, помимо кампаний более низкого уровня, ожидаются выборы 14 глав регионов и 11 региональных парламентов. Из губернаторских выборов три скорее формальные — это голосование по кандидатурам, внесенным лично президентом России. К таковым относятся выборы глав Республики Северная Осетия — Алания и двух автономных округов, входящих в состав Тюменской области — Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского.
Из «выборных» регионов наибольший интерес специалистов вызывают Кемеровская и Калининградская области. В первой ожидается уход на покой одного из губернаторов-долгожителей Амана Тулеева — интрига в том, кто придет ему на замену. Во второй, несмотря на некоторое упрочнение позиций Николая Цуканова, выбывшего в декабре 2014 года из «группы смертников», продолжение карьеры на посту губернатора эксклава по-прежнему под большим вопросом.
С 1 января вступил в силу президентский указ, возвращающий графу «против всех» на выборы муниципального уровня. Однако в условиях отмены прямых выборов мэров в 66 областных центрах и необходимости внесения данной графы в региональное выборное законодательство эта новелла вряд ли получит широкое распространение и даст нужный эффект клапана для выпуска оппозиционного пара в провинции.
В настоящий момент лишь в одном регионе России назначены досрочные губернаторские выборы — это Брянская область, чей глава Николай Денин был отправлен в отставку в связи с утратой доверия. Однако с очень высокой долей вероятности досрочные выборы пройдут в Тверской и Ярославской областях — Андрей Шевелев и Сергей Ястребов практически весь минувший год уверенно занимали в рейтингах первые места с конца. Не исключены отставки глав Пермского края и Сахалинской области — Виктора Басаргина и Александра Хорошавина сооветственно, — замешанных в разных прошлогодних скандалах.
Проблемы могут возникнуть и там, где положение губернаторов считалось более чем стабильным. Резкое падение курса рубля в конце 2014 года неизбежно приведет к снижению продаж дорогостоящих товаров, к которым, в частности, относятся автомобили. С другой стороны, банки из-за кризиса и резкого повышения основной ставки Центробанком серьезно сокращают объемы кредитования населения, обоснованно опасаясь увеличения доли невозвратных кредитов.
Простои и сокращения на автопроизводствах неизбежно продолжатся, что в свою очередь ударит по экономической и социальной стабильности в автокластерах. Прежде всего речь о Ленинградской и Калужской областях. Однако у них есть время и возможности для маневра — в частности, Ленобласть готова сделать ставку на развитие инфраструктуры при многочисленных грузовых портах, включая Усть-Лужский. Калуга же может сосредоточиться на развитии внутренних авиаперевозок с помощью официально открытого в середине декабря международного аэропорта Грабцево.
С 1 июля текущего года торговые предприятия обязаны платить в местные бюджеты фиксированный торговый сбор. Это правило, внесенное в Налоговый кодекс в конце 2014 года, распространяется пока лишь на города федерального значения: Москву, Санкт-Петербург и Севастополь. Ставки сбора устанавливаются субъектами самостоятельно, но не должны превышать ставки, действующие при патентной системе налогообложения. Так, для магазина площадью 100 квадратных метров в Санкт-Петербурге сбор составит 60 тысяч рублей в квартал. Распространится ли эта практика на другие регионы, покажет второе полугодие.
В 28 субъектах Российской Федерации с 1 января вступила в силу новая система налогообложения недвижимого имущества физических лиц. Теперь ставка налога рассчитывается исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости жилья. В число пилотных регионов данной новеллы вошли Бурятия, Татарстан, Ингушетия, Мордовия, Карачаево-Черкесия, Коми, Удмуртия, Башкортостан, Московская, Новгородская, Сахалинская, Амурская, Магаданская, Новосибирская, Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Самарская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Архангельская, Псковская, Пензенская области, Москва, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Забайкальский край. Очевидно, что кое-где это ударит по кошельку малообеспеченных граждан, живущих в дорогих исторических районах — поэтому в течение нескольких лет налог будет начисляться с учетом понижающего коэффициента.
С этого года еще в двух российских регионах вводится оплата автомобильной парковки. Вслед за Москвой и Екатеринбургом этим средством улучшения дорожной обстановки воспользовались власти Санкт-Петербурга и Казани. В северной столице час парковки в центре города стоит 60 рублей, штраф — 3000 рублей. В столице Татарстана — 50 и 2500 рублей соответственно.
В конце 2014-го правительство утвердило бюджетные субсидии. Так, около 13 миллиардов рублей выделяется в текущем году на выплаты в связи с рождением третьего ребенка. Эти средства направятся в 53 региона, включая Крым и Севастополь. Мера, стимулирующая увеличение рождаемости, в первую очередь коснется регионов с негативной демографической динамикой. Кроме того, все российские регионы получат более 30 миллиардов рублей на обеспечение льготных категорий граждан лекарствами.
Проблемы с лесными пожарами в 2014 году, площадь которых существенно увеличилась по сравнению с 2013-м, вынудили Министерство природных ресурсов и экологии решиться на радикальные меры. По словам главы ведомства Сергея Донского, регионы, не способные эффективно подготовиться к лесопожарному сезону и оперативно реагировать на возникающие пожары, рискуют лишиться прав на свои лесные ресурсы. На практике это означает отчуждение региональных лесов в федеральное управление и, как следствие, серьезный удар по бюджету регионов.
В течение января региональные компании, осуществляющие пассажирские перевозки, могут отменить до 220 пригородных электричек в случае, если власти субъектов Российской Федерации не решат вопрос о компенсации перевозчикам выпадающих доходов. Желание властей сохранять социально приемлемые тарифы сталкивается с тем, что реальная, экономически обоснованная стоимость перевозок существенно выше. Первым регионом без пригородных электричек стала Вологодская область, задолжавшая свыше 800 миллионов рублей.
Ряд российских регионов, среди которых Республика Калмыкия, Ярославская, Владимирская, Кировская, Вологодская области и Санкт-Петербург, с начала года ввели запрет на реализацию слабоалкогольных тонизирующих напитков. На федеральном уровне подобного запрета пока нет, но это лишь вопрос времени. По оценкам экспертов, в последние годы смертность и заболеваемость алкоголизмом, в том числе среди детей и подростков, в регионах во многом связаны с дешевизной и доступностью разного рода «тоников». Кроме того, в Нижегородской, Тульской, Ростовской областях, Краснодарском крае и Чеченской Республике введен тотальный запрет на энергетики — как алкогольные, так и безалкогольные. Так же намерены поступить в Липецкой, Омской, Курской, Самарской областях и Республике Татарстан. Основанием для этого служит рост заболеваний нервной и сердечно-сосудистой системы среди детей и подростков.