Бывший СССР
18:30, 13 января 2015

«Речь идет о тягчайшем преступлении» В Армении требуют наказать командование российской базы

Михаил Тищенко
Фото: личная страница Валерия Пермякова «Вконтакте»

В ночь на вторник, 13 января, на границе Армении был задержан российский солдат-срочник Валерий Пермяков, объявленный в розыск по подозрению в убийстве шести человек — членов семьи, проживавшей в городе Гюмри. По данным правоохранительных органов, на допросе он признал вину. Мотив дикого преступления, жертвами которого стали, в том числе, двое детей (один из них был убит, еще один — ранен), пока неизвестен. Открытым остается вопрос и о психическом состоянии задержанного.

Следствие по этому делу ведут как армянские, так и российские силовики. От министерства обороны РФ в Гюмри была направлена комиссия во главе с первым заместителем министра Аркадием Бахиным. Москва обещает позаботиться о том, чтобы виновные были привлечены «к самой суровой ответственности».

Пермяков после задержания был доставлен на российскую базу. Утром стало известно, что ведутся переговоры о его выдаче армянской стороне. Как заявил заместитель начальника полиции Армении Унан Погосян, «российская сторона склоняется к тому, чтобы следствие вели мы, поскольку инцидент произошел на нашей территории и речь идет о тягчайшем преступлении». Позднее, однако, армянская прокуратура сообщила, что военнослужащий останется под надзором российской стороны.

Как с российской, так и с армянской стороны на Пермякова заведены уголовные дела. Его обвиняют в убийстве и дезертирстве, возможно, к списку обвинений добавится и попытка нарушения границы. На военной базе РФ проводится служебное расследование.

В армянской прессе тем временем появились призывы к выводу российской базы. «Общество должно пойти по рациональному пути и установить полный контроль в отношении расследования преступления… — рассуждает «1in.am», — и, получив полноценную картину, уже подумать о дальнейших шагах, в числе которых действительно может быть поднят вопрос выведения российской военной базы, или вопрос пересмотра ряда важных условий».

Недовольство по поводу российской базы в прошлом уже выражала армянская оппозиция. Представители оппозиционной партии «Наследие», в частности, выступали против продления срока ее пребывания в Армении, позднее — требовали установить арендную плату за ее размещение (по действующим соглашениям такая плата не предусмотрена).

Существенного развития такого рода призывы не получили. Теперь, однако, оппозиция может вернуться к этой теме. Собственно, партия «Наследие» уже выступила с заявлением, потребовав провести всестороннее расследование, а также «установить с российскими партнерами такие договорно-правовые отношения и внутренний устав военной службы, которые исключат повторение подобного».

Убийство в Гюмри — бывшем Ленинакане, областном центре на севере Армении — было совершено утром 12 января. Шестеро членов семьи Аветисян — муж с женой, их дочь, сын с невесткой и их ребенок — были застрелены в собственном доме (еще один ребенок был ранен, сообщалось, что он получил колото-резаное ранение). Тела погибших и раненого мальчика обнаружила сестра хозяйки дома, пришедшая в гости к родственникам.

Как было установлено, обитатели дома были застрелены из автомата. Оставшегося в живых ребенка, как заявил Пермяков на допросе, он ранил штыком. На месте преступления он оставил автомат, а также, по данным полиции, военную форму и ботинки, на которых было указано его имя. По словам заместителя начальника полиции Унана Погосяна, в доме солдат переоделся, а затем подался в бега (когда Пермякова задержали на границе, он был в гражданской одежде).

Соседи семьи Аветисян, по одним данным, не слышали выстрелов. По другим — слышали, но приняли их за фейерверки.

Люди, знавшие убитых, рассказали, что они были обычной семьей, не имели врагов и даже не запирали ворота на ночь. Глава семьи и его сын ездили на заработки в Россию, домой они вернулись недавно.

О Валерии Пермякове известно, что утром 12 января он самовольно покинул расположение военной базы, где должен был стоять в карауле. Министерство обороны РФ впоследствии заявило, что после того как солдат пропал, были немедленно организованы его поиски, «к сожалению не давшие результатов».

Беглеца обнаружили только следующей ночью, когда он пытался перейти на турецкую территорию. Его задержали российские пограничники, которые принимают участие в охране армянской границы. По данным погрануправления ФСБ в Армении, нарушитель отказался остановиться по требованию пограничного наряда и сдался лишь после того, как был сделан предупредительный выстрел в воздух.

Показания задержанного передал представитель армянской полиции. «Он [Пермяков] рассказал, что покинул свой пост, пожелал немного погулять, пошел по известному адресу, чтобы выпить воды, постучался, ему не открыли. Попытался проникнуть в дом, потом кто-то проснулся, и произошло то, что произошло», — сообщил он.

Несколько иначе произошедшее выглядит в изложении источника в министерстве обороны РФ (который также ссылается на показания задержанного). По его словам, Пермяков якобы решил дезертировать, поскольку не хотел служить в армии, а людей убил якобы из боязни, что они его выдадут руководству базы.

Предположительно, мотивом убийства не было ограбление. По данным агентства «ФактИнфо», в доме погибших на видном месте находились золотые украшения, однако их убийца не забрал. При задержании, правда, у него обнаружили три мобильных телефона и шесть тысяч драмов (кому принадлежали телефоны и деньги, не уточнялось).

Учитывая жестокость преступления и отсутствие явного мотива (если в данном случае вообще уместно говорить о мотиве), возникает вопрос о психическом состоянии убийцы, равно как и о том, как такому человеку доверили оружие. Сослуживцы утверждают, что знали его как «открытого, спокойного человека». В прессу попала информация, что Пермяков перенес психическое заболевание и даже пытался покончить с собой, однако она не подтверждена.

В армию Пермяков был призван полгода назад. По данным «МК», сначала он служил в Чите, где, как и впоследствии в Гюмри, сбежал из части, «так как не хотел служить» (позднее он все же продолжил службу). На военную базу в Армению его перевели в декабре.

Вопрос о психическом состоянии Пермякова, как сообщили в Следственном комитете Армении, будет прояснен после соответствующей экспертизы. Когда она будет проведена — пока неизвестно.

В прошлом российские военные в Армении уже попадали в криминальные сводки. В 1999 году двое военнослужащих с автоматами, находясь в нетрезвом состоянии, пришли на местный рынок и открыли беспорядочную стрельбу. В результате погибли два человека, еще девять были ранены. Стрелявших позднее судили и приговорили к большим срокам заключения. Еще один резонансный случай произошел в 2013 году, когда на полигоне, относящемся к российской базе, погибли двое пробравшихся туда подростков.

Армянское издание «Лрагир» считает, что за последнее преступление должно нести ответственность, в том числе, и руководство базы. «Как солдат с заряженным автоматом мог незаметно выйти в гражданский город? — задаются вопросом журналисты. — Почему воинская часть, на содержание которой правительство Армении к концу прошлого года выделило 21 миллиард драмов, не может обеспечить хотя бы безопасность гюмрийцев от базы? Что уж говорить о безопасности Армении, которую якобы защищает база?»

13 января у посольства РФ в Ереване состоялась акция, участники которой, по информации «Радио Азатутюн» (местной службы «Радио Свобода») требовали привлечения к ответственности командного состава базы. Министр обороны Армении Сейран Оганян, со своей стороны, призвал не политизировать произошедшее, однако дал понять, что вина лежит не только на одном человеке. «Думаю, что в таких случаях всегда есть круг виновных — личность и его окружение, коллектив, с его атмосферой, непосредственные руководители, которые работали с ним», — отметил он.

< Назад в рубрику