В новом году мир спортивных коллекционеров удивили сразу несколько крупных покупок раритетного инвентаря. Так, хоккейную клюшку, изготовленную из сахарного клена в 1830 году, за 250 тысяч долларов приобрел Национальный музей истории Канады, а на аукционе американского торгового дома Sotheby`s бейсбольная бита, некогда принадлежавшая известному бейсболисту Бэйбу Руту, и вовсе была продана за 1,26 миллиона долларов. Директор Государственного музея спорта Елена Истягина-Елисеева рассказала «Ленте.ру», как определяется цена и сколько стоят самые дорогие спортивные раритеты из России.
«Лента.ру»: В последнее время мы все чаще слышим о частных коллекционерах, за бешеные суммы приобретающих спортивные раритеты на аукционах мира. Мы не призываем вас в них участвовать, но все же: есть чем гордиться российским болельщикам?
Елена Истягина-Елисеева: Безусловно. В нашем музее достаточно достойных экспонатов. Это и первые роликовые коньки начала XX века, и медаль первых Олимпийских игр, первые лыжи, первые в России тренажеры, которым более 100 лет, и еще много чего. Вот, например, у меня в руках клюшка игрока в бенди, так называемый русский хоккей. Подобные аксессуары появились в конце XIX — начале XX веков. Интересно, что если в Канаде первые клюшки делались из знаменитого сахарного клена, то для наших клюшек брали камыш, оплетку из кожи и даже оглоблю от повозки. Именно оглобли были предметом «охоты» любителей русского хоккея, так как из нее получались замечательные крюки для клюшек. Хитрецы дожидались, пока водитель повозки уйдет в трактир, и спиливали нужный кусок. Потом его рассекали вдоль, делая два-три крюка для клюшки.
В Америке экспонаты, подобные тому, что вы держите сейчас в руках, продаются за огромные деньги. Какой может быть цена этой клюшки?
Здесь нужно понимать, что стоимость бывает разной. Есть рыночная стоимость, но поскольку рынка таких товаров нет, они уникальны, мы можем говорить только об аукционной цене. И вот здесь начинается самое интересное. Аукционная стоимость любого экспоната в мире спорта, как и в мире искусства, во многом ситуативна. Есть, конечно, вещи непреходящей ценности, подтвержденные содержанием драгоценных металлов. Однако некоторые экспонаты приобретаются за большие деньги чисто по обстоятельствам. Я лично знаю случаи, когда экспонаты покупались ради рекламы музея, либо два коллекционера поспорили, у кого больше денег. И подобных ситуаций множество.
И все же, сколько эта клюшка могла бы стоить на аукционе?
В нашем случае клюшка является предметом Государственного фонда Российской Федерации, она хранится у нас в Государственном музее спорта, поэтому даже теоретически она не может быть выставлена на продажу. Оценка экспоната не производилась.
Обращаются ли к вам коллекционеры с просьбой провести экспертизу раритетов, которые они хотят приобрести? Могли бы вы назвать примерную стоимость вещей, оценивавшихся специалистами музея в последнее время?
Да, к нам регулярно обращаются с просьбой оценить ту или иную вещь. Это и мелкие предметы, типа медалей, значков, спортивных жетонов начала XX века и крупные, типа элементов спортивного инвентаря, кубков и так далее. Я не имею права разглашать конкретные цены по экспонатам и их стоимость, скажу лишь, что в последнее время мы проводили экспертизу экспонатов стоимостью от нескольких десятков тысяч до двадцати миллионов рублей.
Какой из экспонатов музея для вас самый ценный?
Наша гордость, которую музей презентовал в декабре 2013 года, — ваза работы Карла Фаберже. Это конец ХIХ века, серебро высшей пробы с драгоценными камнями. В 1928 году волей случая ваза стала наградным кубком Всесоюзной спартакиады в Москве. Стоимость такого экспоната складывается из нескольких составляющих: это и драгоценный металл, и камни, и сама работа знаменитой на весь мир мастерской. А еще это историческая ценность предмета, вошедшего в анналы отечественного спорта. Для оценки этого экспоната мы обращались к специалистам, и нам сказали, что по самым скромным подсчетам только страховая стоимость может достигать 400 миллионов долларов США.
То есть особо ценными экспонатами являются именно спортивные кубки?
Не совсем. Просто на них проще всего объяснить, из чего складывается цена. У нас множество любопытных экспонатов. К примеру, три кубка из чистого серебра, которые в разные годы завоевали наши спортсмены на чемпионатах мира, а также в рамках Олимпиад. Один кубок привезли советские хоккеисты с чемпионате мира 1956 года. Другие два, также из серебра, выиграли наши спортсмены на чемпионатах Европы в рамках Олимпийских игр 1964 и 1968 года. Все эти кубки обладают особой исторической ценностью. Что же касается материальной стороны, то их стоимость приближается к сумме, которую я вам уже озвучивала.
Случались ли в вашей практике щедрые подарки, когда экспонат, стоивший приличных денег, отдавался даром или за символическую цену?
Да. Вообще поиск и приобретение экспонатов как частными коллекционерами, так и музеями — это отдельная история. Один из ярчайших трофеев нашего музея — велосипед трехкратного чемпиона СССР, обладателя Кубка, нападающего московского «Динамо» Владимира Савдунина. В 1945 году правительства Советского Союза и Великобритания договорились о турне наших мастеров кожаного мяча на родину футбола. Это довольно известная история, не буду ее пересказывать. Советские футболисты показали блистательную игру, и для них организовали прием у королевы Великобритании Елизаветы II, которая подарила каждому нашему игроку по велосипеду. В 2012 году родственники Савдунина, разбирая вещи на даче, наткнулись на этот подарок. Семейный совет принял решение бесплатно передать его в Государственный музей спорта, а мы в благодарность помогли им с переездом. В спортивном коллекционировании деньги решают далеко не все.