Российские секты постсоветского периода никогда не отличались подвижничеством и бескорыстием, а теперь многие из них стремятся сменить свою маргинальность в духовной сфере на более или менее прочное положение во власти в российских регионах. В кризисных условиях это представляет особую опасность, о чем свидетельствует печальный опыт украинского Майдана.
Совершим небольшой экскурс в историю. В былые века секты держались на идее и стремлении каждого адепта, от рядового прихожанина до главы общины, к истине. Отсюда и претерпевание гонений, и, как в случае со старообрядцами различных толков, уход в глухие сибирские леса и акты самосожжения.
В дореволюционной России возвращением из сект занимались штатные епархиальные миссионеры, которые «особо радели об отпавших в расколы и ереси». Ни о каком другом системном противодействии сектам речи, естественно, не шло. При этом сектанты совершенно осознанно дистанцировались от власти, на нее вовсе не претендуя. Пример принадлежавшего к секте хлыстов Григория Распутина — исключение.
В СССР после бурных двадцатых, после заигрываний с обновленцами, все, что имело отношение к какой бы то ни было религии, подпадало под табу. Понятно, что были и период сталинского «конкордата», и последнее десятилетие правления Брежнева, когда религиозные гонения, мягко говоря, были не самым приоритетным направлением советской политики. Но в целом в советский период и традиционные конфессии, и секты пребывали в полуподпольном положении.
А вот в 1990-е годы сформировались качественно новые секты, наблюдаемые в тех или иных вариациях на постсоветском пространстве и поныне. Этот вид культов больше похож на корпорации, которые методом агрессивного маркетинга продают людям даже не столько идею, сколько простую, механическую методику достижения счастья: просветления, постижения истины, попадания в Царство Небесное. Понятно, что, как любые корпорации, эти секты действовали и продолжают действовать экспансивно, расширяя «сеть филиалов». И активно вмешиваются в политику с целью лоббирования своих интересов или интересов иных государств.
Если в девяностые на слуху были такие «ТНК от сектантства», как «Свидетели Иеговы», мормоны или сайентологи, предлагавшие импортный духовный продукт, то в последние годы все чаще приходится говорить о российских передовиках религиозного производства.
География и масштабы «розничных сетей» таких структур могут быть самыми разными. Объединяет их при всей пестроте некий «политический привкус». Где-то на уровне доктрины, а где-то и непосредственно на уровне практики взаимодействия с системой власти.
Секта «космических коммунистов» возникла в Волгограде. Доктринально это оккультисты с очень большой любовью к Марксу, Энгельсу и Ленину. Ну и понятно, что прочие коммунистические партии объявлены «неправильными». В конце нулевых в рядах Партии коммунистов «Единение Всеволод» насчитывалось несколько десятков человек. Однако сами «космонавты», как их называют, утверждают, что только в Волгограде у них около шести тысяч приверженцев и сеть филиалов в городах «красного пояса» стабильно растет. Доктрина у «космических коммунистов» очень забористая: тут вам и обожествление Ленина, и переродившиеся аватары Маркса, Энгельса, Крупской и Христа с Иоанном Крестителем.
История знает примеры того, как секта с самым безумным учением при удачном стечении обстоятельств «выстреливает». Так, например, произошло с подольским язычником-культурологом Виталием Сундаковым, у которого долгое время была небольшая община. А потом — по некоторым сведениям, не без помощи подольских муниципальных властей — на нескольких гектарах земли он открыл ««Славянский Кремль»», где проводятся и «исконные славянские праздники», и тренинги личностного роста для всех желающих, и еще масса всего столь же интересного. Кстати, проходят все эти массовые мероприятия по разряду «традиционной русской культуры».
Еще пример — «Церковь матушки Фотиньи светоносной» из-под Нижнего Новгорода. Тут также все держится на одном человеке — лидере секты Светлане Фроловой. А она личность многосторонняя. Начинала карьеру мошенницей, продолжила целительницей и вот организовала свою «церковь». Доктрина Фроловой утверждает, что второе пришествие уже состоялось, а Путин провозглашен «реинкарнацией Апостола Павла». В секте есть ближайший круг последователей, но главный источник дохода — проезжие туристы, которым в «церкви» могут продать, например, «заряженный портрет Путина», ну или личную фотографию «зарядить». Эксплуатация политической символики в сектах — вещь для России обыкновенная.
Следующий шаг на пути политической эволюции — системные попытки проникновения в органы власти. Самые последовательные, но не самые успешные в этом плане — адепты культа Анастасии или «Звенящих кедров России» Владимира Пузакова (Мегрэ). Про этот культ, чьи приверженцы верят в некую сверхженщину из глухой сибирской тайги, слышали многие. Основные структурные подразделения, такие как Фонд поддержки культуры и творчества «Анастасия», находятся во Владимирской области. А так называемые «родовые поместья» имеются практически по всей стране. Это земля, которую дает во временное пользование господин Мегрэ своим последователям, чтобы они вели гармоничный образ жизни. Дает, естественно, не бесплатно. Уже несколько лет кедрозвоны-анастасиевцы пытаются создать и зарегистрировать свою «зеленую партию» и войти в большую политику со стороны экологических движений. Пока, однако, дело не ладится. Периодически сообщается об избранных в муниципальные депутаты представителях этого ньюэйджерского движения.
Однако есть и структуры, у которых партийное строительство на базе тоталитарного культа проходит куда успешнее. Это, например, «Академия развития Светланы Пеуновой» и партия «Народная Воля». Пеунова возглавляет и партию, и «академию». Причем если в рамках «Академии развития» публично ведутся разговоры о рептилоидах с планеты Нибиру и прочих диковинных предметах, официальная доктрина партии «Народная воля» вполне приемлема для потенциального избирателя. Официально и публично «Народная воля» — это социал-демократы оппозиционного толка. Практически весь руководящий состав партии — выходцы из «Академии развития», и несложно догадаться, о чем толкуют в кулуарах партийные функционеры.
Интересна система размещения отделений партии и работа с массами. Основные региональные партийные ячейки «Народной воли» базируются не в областных центрах, а в городах поменьше, где и доступ к информации похуже, и инфраструктура не так развита, и народ проще и доверчивее. Например, именно от Пеуновой исходила региональная паника по поводу «банкоматов Сбербанка, которые не отдают, а списывают деньги со счетов граждан». Понятно, что в Пскове или Новгороде к такого рода информации отношение скептическое. Но в Боровичах или поселке Дно Новгородской области, где на весь населенный пункт пара то и дело ломающихся банкоматов, могут поверить и в худшее.
Так религиозная структура сектантского толка системно начинает играть в политику с целью как привлечения адептов в свои ряды, так и проникновения во власть на волне общественной паники.
Разумеется, если покопаться в доктринах всех этих «кедрозвонов», первое, что приходит в голову, это вопрос: как люди вообще могут верить в такую чепуху? Однако при любом системном кризисе в государстве вдруг выясняется, что есть много людей, которые очень даже верят и к тому же активно действуют по указке своих лидеров. Это ясно продемонстрировал, например, опыт Украины и Майдана, когда в рядах протестующих оказался весь спектр местных сектантов. И язычники, и оккультисты, и ньюэйджеры, и даже неопротестанты, типа «Посольства Божьего». Они просто ждали момента, чтобы продавить свои основные интересы. А интересов этих всего два — деньги и власть.