Среда обитания
16:24, 15 января 2015

Урок «застывшей музыки» Архитектурная прогулка по новым постройкам Петербурга — от классики до ультрасовременности

Татьяна Елекоева
Фото: Сергей Ермохин / РИА Новости

Архитектура — лучшее наглядное пособие для желающих ощутить душу города. Предлагаем своего рода архитектурную прогулку по Санкт-Петербургу: на этот раз вместо «мостов и каналов» мы увидим новые здания, которые непрофессионал не отличит от исторических построек, и посмотрим на «отверженных» — проекты со смелыми решениями, которые принято считать градостроительными ошибками.

Петербург — город-достопримечательность; и тем неоднозначнее ответ на вопрос о том, как должен развиваться его исторический центр. «Мода» на архитектуру новых построек меняется от десятилетия к десятилетию, но единого понимания, что нужно строить, чтобы не повредить, а лишь подчеркнуть индивидуальность северной столицы, так и нет.

Еще несколько лет назад архитекторы, особенно маститые, страшась приобрести репутацию «копировальщика», даже в историческом центре категорически отказывались строить что-либо в традиционном для Петербурга стиле.

В результате чего появились небоскребы «Аврора» и «Монблан» на Пироговской набережной, 19-этажные дома-башни ЖК «Империал» на Киевской улице, растянувшийся на целый квартал комплекс «Серебряные зеркала» на Малой Посадской, вереница чудовищного вида домов на набережной Робеспьера — в общей сложности более 70 строений, признанных впоследствии градостроительными ошибками.

Сегодня ситуация изменилась. Здания из стекла и бетона стали редкостью, все чаще в центре Северной столицы появляются новые постройки, стилизованные под старину.

Под копирку

Некоторые из этих домов-копий настолько вписываются в историческую канву рядом стоящих зданий, что их практически невозможно отличить от старых построек. Особенно богата такими домами Петроградская сторона. Например, «Дом с мансардой» на Большой Зеленина, 6, производит полное впечатление старого, хорошо отреставрированного здания. Не выбивается из череды домов постройки конца 19 — начала 20 веков и знаменитый жилой комплекс в Зоологическом переулке, 2, фасадный декор которого повторяет рисунок фасада построенного в 19 веке доходного дома Кирикова. То же самое можно сказать и про «Дачу Воронихина» на Каменноостровском пр., 56-57, и о жилом комплексе на Аптекарской набережной, 6, возведенном в 2009 году на месте бывшей дачи Столыпина.

Появление таких зданий — бальзам на душу для большей части рядовых петербуржцев, в то время как архитекторы, создавая реплики старинных зданий, как правило, наступают на горло собственной песне. «Петербуржское архитектурное сообщество по-прежнему настроено чрезвычайно негативно по отношению к любым немодернистским зданиям, и все, что создается в рамках традиционной архитектуры, вызывает у архитектурного истеблишмента неприятие. Однако усталость публики от “бетонно-стеклянных монстров” в исторической застройке вынуждает архитекторов пытаться делать что-то другое», — объясняет архитектор Максим Атаянц.

Зависимость от общественного мнения действительно велика, но это не единственная причина стремительного поворота проектировщиков в сторону классической архитектуры. По мнению директора ГК «Арт-фасад» Ильи Тюкина, тому есть самое прозаическое объяснение. «Тенденцию можно объяснить, в частности, тем, что сегодня широко развиты технологии создания литых навесных фасадов, которые позволяют в короткий срок получить все необходимые детали, соответствующие классическому стилю — пилястры, карнизы, кариатиды. При этом решение весьма технологично — фабричное производство и монтаж направляющих», — рассказывает эксперт.

Появление новых технологий, меняющих не только технику возведения зданий, но и их внешний облик, во все времена оказывало огромное влияние на моду в градостроительстве. «Когда-то революционный шаг в архитектуре произвели металлоконструкции, благодаря которым в Нью-Йорке появились их знаменитые небоскребы. На применении бетона выросли баухаус и отчасти наша советская школа конструктивизма. Огромный пласт строений по всему миру возник на основе развития технологий фабричного производства железобетонных изделий», — приводит примеры Илья Тюкин.

Кроме того, под давлением общественности и в соответствии с законодательными ограничениями последних лет, девелоперы вспомнили о таком факторе, как уместность, Сегодня, по словам руководителя направления продаж и маркетинга группы SOLO Людмилы Тэор, когда речь идет об историческом центре, признаком хорошего тона в профессиональном сообществе считается не столько полное соответствие архитектурной среде, сколько соблюдение контекста. «Именно этот аспект ставился во главу угла при разработке проекта для жилого комплекса “Гранвиль” на Васильевском острове. Выполненный в стиле неоренессанс, он максимально приближен к облику утраченного особняка А. К. Штубендорф, — приводит пример эксперт. — В процессе длительной работы над проектом — около 10 лет — мы использовали архивные материалы и воссоздали исторически сложившуюся ступенчатую застройку набережной. Реконструкция исторического облика не была самоцелью, мы ориентировались скорее именно на фактор уместности».

Такую же задачу ставил перед собой и архитектор дома «Северный модерн на Петроградской» на улице Подрезова Евгений Подгорнов: «Я хотел увязать это здание с соседним, построенным около века назад — с клинчатым, стрелообразным входом, который и послужил отправным мотивом, хотя до сих пор неизвестно, что же прежде стояло на этом месте. Знаем только, что во время войны туда упала бомба, было разрушено здание, и пришлось заполнить это пространство и сделать соединение двух зданий: соседнего, построенного уже в советское время, и дореволюционного памятника архитектуры с другой стороны».

Кстати, при проектировании этого дома был использован оригинальный метод стилизации — копирование не целого здания, а лишь отдельных его элементов. Максимально придерживаясь стилистики так называемой «чухонской архитектуры», в которой выполнена значительная часть старой застройки Петроградской стороны, некоторые части ЖК на Подрезова полностью повторяет приемы шведского архитектора Ипполита Претро. Например, стрельчатая башня здания Подгорнова один в один копирует в увеличенном масштабе форму подъезда соседнего дома № 20, построенного на заре XX века именно Претро, одним из родоначальников петербургского «северного модерна».

Капелька новаторства не повредит

Есть на улицах исторического центра и проекты с более вольной стилистической трактовкой. «Мое любимое сегодня здание в городе — Ковенский, 5. Я считаю, что это фантастическое сочетание современной архитектуры и исторических фасадов — в частности, фасада костела. Новое здание мягко и ненавязчиво вписалось в окружающую застройку», — рассказывает руководитель архитектурно-дизайнерского отдела «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Оксана Андросова. По мнению эксперта, новый дом визуально оттеняет костел Лурдской Божией матери, делая его еще более яркой доминантой переулка.

Удачно вписался в исторический контекст и элитный дом клубного типа на Фонтанке, 1. Здание, представляющее собой микс классики и ультрасовременной архитектуры, стало логическим завершением стройного ряда строений, построенных в конце 18 века в стиле классицизм.

Так что современные проекты в старом городе — не всегда безоговорочное зло. Это подтверждает и пример наших северных соседей. В центральной части таких городов как Хельсинки, Стокгольм и Осло много домов из стекла и металла, которые не пытаются мимикрировать под старые архитектурные шедевры, но смотрятся при этом весьма органично.

«Традиционно Петербург — более консервативный город, нежели Москва, поэтому сложно здесь представить смелые, где-то даже острые проекты, — комментирует Илья Тюкин. — Слишком сильны консервативные убеждения, лобби, персоны, многие из которых считаются историками и экспертами. Они-то и транслируют мнение, что необходимо консервировать Петербург с его историческим своеобразием. А в массах и на практике это превращается в агрессивную боязнь всего нового, пусть даже полезного и функционального».

И все же, именно Петербург всегда отличался прогрессивностью и архитектурным новаторством. Вспомним хотя бы, как, несмотря на протесты обывателей, в начале 19 века в городе был построен совершенно «не петербургский» Казанский собор, а в начале 20-го на Невском проспекте появились здание Елисеевского универмага и дом Зингера, оскорблявшие утонченный вкус современников избытком стекла и непривычными конфигурациями. Сегодня же эти строения считаются архитектурными жемчужинами, являясь к тому же своеобразной визитной карточкой своего времени. Ведь отражением эпохи являются не только поэзия, музыка и изобразительное искусство, но и архитектурные творения. А значит, любой город должен развиваться по законам своего времени.

< Назад в рубрику