14 января Reuters, сославшись на инсайдерскую информацию, сообщил, что Samsung Electronics ведет переговоры о приобретении BlackBerry за 7,5 миллиардов долларов. Bloomberg к данному моменту получил опровержение этого сообщения от обеих сторон предполагаемых переговоров. Однако что могло заинтересовать южнокорейскую компанию в канадской и оправдана ли названная цена для компании, лучшие годы которой позади?
Как и любые СМИ, агентство Reuters иногда ошибается. Тем более в сообщении прямо сказано, что сведения получены от некоего источника, а значит, информация не имеет официального статуса. Интересно, что сами компании не ограничились привычным «без комментариев», а дали более содержательные ответы. Корейцы ограничились заявлением, что новость лишена всяких оснований. В BlackBerry ответили чуть подробнее, подчеркнув, что никаких переговоров не ведется.
С чего бы им так заботиться о слухах на рынке? Может, они мешают переговорам? Необязательно только между ними — не исключено, что в деле замешана третья сторона.
На слухах о сделке акции BlackBerry подорожали на 30 процентов по отношению к уровню открытия на торгах 14 января — до 12 долларов 60 центов. Неудивительно: по первоначальным данным, Samsung предложила за акции канадской компании от 13,35 до 15,49 доллара. На электронных торгах после закрытия биржи котировки BlackBerry пошли вниз на фоне опровержения сделки, однако пока не достигли прежнего уровня (10,70 на 13:20 по московскому времени).
По данным Reuters, главный интерес для Samsung — это патенты BlackBerry. Корейская корпорация заключила с Apple соглашение о прекращении судебных войн на всех территориях, кроме США. Фактически компании не примирились, а выбрали поле боя, на котором проведут решающее сражение. Да, у Apple там преимущество, но есть весомый аргумент в пользу такого выбора: США — один из самых крупных в мире рынков смартфонов.
Капитализация BlackBerry — примерно 5,5 миллиардов долларов, но при продаже компании на цене не может не сказаться незавидное финансовое положение компании. Чистый убыток BlackBerry по US GAAP за 2014 финансовый год почти достиг 6 миллиардов долларов. Хотя во втором квартале прошлого года компания показала прибыль, но продолжить в том же духе не удалось.
Но есть важный положительный фактор — патенты. По их количеству BlackBerry — третья, впереди только Ericsson и Apple. С 2003-го по 2011 год канадская компания получила около 1300 патентов. Причем они в среднем дольше были востребованы на рынке, чем у конкурентов. В 2013-м весь пакет канадских патентов, насчитывающий 5136 штук, оценивался, по различным источникам, от 2 до 5,5 миллиардов долларов.
BlackBerry не первая компания, за которую готовы выложить внушительную сумму, несмотря на скромные продажи (порядка 10 миллионов смартфонов в год). В 2012-м корпорация Google купила мобильное подразделение Motorola за 12,5 миллиардов долларов, а в 2014 году продала ее Lenovo всего за 3 миллиарда, оставив себе часть патентов пионера технологии сотовых телефонов. При оформлении сделки Microsoft с Nokia было объявлено, что 2 миллиарда долларов из 7, уплаченных за финскую фирму, отданы за патенты.
Да, продажи Samsung примерно в 20 раз выше, чем у BlackBerry, но у канадского производителя особая, очень качественная аудитория. Исторически сложилось так, что большая часть клиентуры BlackBerry — это бизнесмены и госчиновники. Тому способствовали отменные технологии доставки почты и шифрования данных. Технологии защиты данных, имеющиеся у BlackBerry, оцениваются еще в 3-4,5 миллиарда долларов. Причем их применение не требует привязки к фирменной ОС — канадские разработчики уже создали версии мессенджера BlackBerry Messenger, работающие на iPhone и Android-устройствах.
Угадайте, какая компания в последнее время активно «окучивала» американские силовые ведомства? Samsung с помощью технологии защиты данных KNOX смогла пройти сертификацию на применение своих устройств в Пентагоне и АНБ. Силовые ведомства купят не так уж много, но такие клиенты обеспечивают исключительно высокую маржинальность за счет приобретения дополнительных услуг.
Стоит напомнить, что зашифрованные или пропадающие сообщения — это сейчас тренд не только в бизнес-продуктах, но и в обычном ПО. Например, Павел Дуров, уйдя из основанной им соцсети «ВКонтакте», занялся мессенджером с зашифрованными сообщениями Telegram. А молодая соцсеть Snapchat, главная фишка которой — фотографии, исчезающие через некоторое время после получения, гордо отказывается от предложений о покупке за 3-4 миллиарда долларов.
BlackBerry пропустила момент, когда пользователи переключились с клавиатурных телефонов, «заточенных» на несколько бизнес-задач, на универсальные смартфоны с сенсорными экранами. Еще в 2011-м канадцы контролировали более 10 процентов рынка, к 2013 году их доля упала ниже 3 процентов, а в 2014-м не достигала и процента от мирового объема продаж смартфонов.
Руководство неоднократно пыталось реанимировать компанию. Например, начался-таки выпуск смартфонов с сенсорным экраном, но у пользователей уже была слишком широкая альтернатива в лице iOS, Android и Windows Phone. Также BlackBerry пыталась переломить убыточный период, выпустив безопасный мессенджер для других платформ. Однако все финансовые успехи оказались кратковременными.
Неудивительно, что компанию все время преследовали слухи о продаже. За последние пару лет в покупатели ей сватали канадский финансовый фонд Fairfax Financial, Google, Cisco Systems, SAP, Intel, Lenovo, LG, Samsung и даже Apple. Причем переговоры с Fairfax, судя по сообщениям СМИ, шли до последнего, и в итоге фонд решил вложиться в BlackBerry, не покупая компанию.
Компания остается независимой, несмотря на многолетние убытки. Возникает впечатление, что ее берегут от продажи. Кто? По данным СМИ, сделка Lenovo с BlackBerry не состоялась из-за нежелания властей Канады отдавать китайцам стратегический актив. Те самые технологии безопасной передачи данных, которые помогли BlackBerry взлететь на вершину рынка смартфонов в начале 2000-х, ограничивают круг ее потенциальных клиентов, а значит, снижают и стоимость актива.
Возможно, корейская Samsung и станет компромиссным вариантом, приемлемым для всех заинтересованных сторон по цене сделки и государственной принадлежности компании, которая получит технологии безопасной передачи данных.