Визит министра обороны России Сергея Шойгу в Иран и подписание договора о военном сотрудничестве между Москвой и Тегераном не могли не породить волну слухов о готовящихся крупных контрактах на поставки вооружения. Больше всего разговоров о зенитно-ракетной системе С-300, контракт на поставку которой в Иран был расторгнут в 2010 году. Вместе с тем интересы Тегерана этим не исчерпываются.
Тема «С-300 для Ирана» неизменно вызывает всплеск интереса как в России, так и за рубежом: учитывая достаточно острые противоречия Ирана с США и их союзниками, наличие подобной системы ПВО может серьезно помешать оппонентам Тегерана в случае принятия ими решения о военной операции. В современной англоязычной военной литературе используется термин anti-access/area-denial (A2/AD) («системы воспрещения доступа») для обозначения вооружений, способных серьезно ограничить или даже исключить проникновение в определенные районы. К таким системам относится, в том числе, и С-300, в наиболее современных вариантах поражающая воздушные цели на расстоянии до 200 километров (С-300ПМ) и до 400 (поздние версии системы С-300В). Продолжение С-300ПМ, система С-400 поражает цели на дистанции 250 километров с имеющейся ракетой 48Н6ДМ и до 400 — с перспективной «большой ракетой» 40Н6.
Контракт на поставку Ирану системы С-300ПМУ-1 концерна ПВО «Алмаз-Антей» ценой 800 миллионов долларов был подписан в 2007 году. Тегеран намеревался получить 5 дивизионов С-300 (не менее 40 пусковых установок). В сентябре 2010 года сделка была расторгнута по решению занимавшего в то время президентский пост Дмитрия Медведева, подписавшего указ о запрете поставок в Иран ряда вооружений, включая системы С-300. Указ был подписан во исполнение резолюции Совбеза ООН №1929 от 9 июня 2010 года об ужесточении санкций против Ирана в связи с продолжением развития иранской ядерной программы. При этом чисто формально резолюция Совбеза не препятствовала поставкам в Иран систем ПВО и С-300 пришлось включить в указ отдельной строкой. После расторжения договора Россия вернула Ирану внесенный им залог в сумме около 167 миллионов долларов.
Затем Тегеран несколько раз пытался добиться от Москвы исполнения ранее заключенного соглашения, в том числе и подав иск в суд. Представители Ирана неоднократно заявляли, что по-прежнему заинтересованы в С-300 «или более современных системах».
В настоящее время, однако, исполнение иранского контракта в его первоначальном виде невозможно: сообщалось, что изготовленные по нему системы утилизированы, а их оборудование частично использовано на других заказах (ряд специалистов считают, что речь идет об Азербайджане, приобретшем 2 дивизиона — 16 пусковых установок — С-300ПМУ-2 в 2011 году). Производство зенитных ракетных систем семейства С-300П в России прекращено, а соответствующие мощности переориентированы на растущий выпуск систем С-400.
С-400 пока не поставлялся на экспорт: первоочередная задача промышленности — производство этой системы по гособоронзаказу. В рамках действующей Госпрограммы вооружений на 2010-2020 годы Минобороны России планирует приобрести 56 дивизионов С-400. С 2007-го в составе 9 полков развернуто 19 дивизионов. Темпы производства растут — до 2010 года военные получили только два дивизиона, еще два — в 2011-м, в 2012-м и 2013-м было развернуто по 4 дивизиона, а в 2014-м в войска ушли 7 дивизионов С-400 по 8 пусковых установок в каждом.
Несмотря на расширение производства, Иран вряд ли станет первым зарубежным заказчиком новой системы: скорее всего, эта роль достанется КНР. Однако Исламской Республике может прийтись ко двору альтернатива в виде системы семейства С-300В, экспортная версия которой известна как С-300ВМ «Антей-2500».
С-300В, продукт научно-исследовательского электро-механического института (НИЭМИ), будущего НПО «Антей», влившегося затем в концерн ПВО «Алмаз-Антей», все постсоветское время пребывал в тени детища «Алмаза» — семейства С-300П. Единственный на сегодняшний день подтвержденный покупатель систем семейства С-300В — Венесуэла. После 2011 года, когда производство С-300П было прекращено, концерн ПВО и «Рособоронэкспорт» активизировали продвижение на рынке модернизированной С-300ВМ «Антей-2500». В 2014-м были сообщения о возможной поставке С-300ВМ в Египет, но подтверждения не последовало.
Помимо рекордной для современных систем ПВО дальности действия по аэродинамическим целям, достигающей 400 километров, системы этого семейства отличаются хорошими возможностями по перехвату баллистических ракет, борьба с которыми — их исходное предназначение. Фактически сегодня это единственная доступная для стран, не являющихся союзниками США, многофункциональная система, способная выполнять как задачи ПВО, так и задачи ПРО на театре военных действий. Ранее проведенные переговоры с Ираном о ее поставках не дали результата, однако в нынешних условиях ситуация может измениться.
Учитывая, что многие страны региона имеют на вооружении баллистические ракеты, «Антей-2500» может очень пригодиться Ирану, особенно если в пару «Антею-2500» будут поставляться зенитные ракетно-пушечные комплексы ближнего боя «Панцирь-С1» в дополнение к тем, которые Иран получил в 2012 году. Подобное сочетание, уже используемое в российской ПВО, резко повысит эффективность системы: комплексы дальнего действия прикрывают район, «Панцири» зачищают прорвавшиеся ракеты и защищают своих «тяжелых» соседей от прямых атак на подавление ПВО.
К тому же запрет на поставку систем С-300 в связи с отсутствием формального запрета на поставку систем ПВО, в принципе, может быть обойден использованием обозначения «Антей-2500», не упомянутого в указе.
Одна из самых больших проблем, стоящих перед Ираном, — необходимость обновления парка ВВС, который до сих пор в значительной мере укомплектован машинами, закупленными до исламской революции 1979 года. Самые современные истребители на вооружении Ирана — МиГ-29, частично полученные из СССР в 1990-м, частично реквизированные у иракских ВВС. Того же происхождения бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В наследство от ВВС Саддама Хусейна Ирану досталось и некоторое количество истребителей Mirage F1 французского производства, с покупкой запчастей и вооружения для которых Тегеран испытывает серьезные проблемы.
Основу боевой мощи ВВС Ирана по-прежнему составляют истребители американского производства 1960-70-х годов: тяжелые F-4 Phantom II в версиях F-4D, E и разведывательной модификации RF-4E, легкие F-5E/F-5F Tiger II и специально закупленные в свое время для борьбы с советской воздушной угрозой перехватчики F-14 Tomcat. Иран прикладывает все усилия для сохранения боеспособности этого авиапарка, несмотря на препятствия: так, США после снятия с вооружения F-14 в середине 2000-х полностью ликвидировали эти самолеты, кроме нескольких музейных машин, и уничтожили комплект запчастей для них во избежание попадания в Иран через черный рынок. Добыть комплектующие к F-4 и F-5 несколько проще в силу их широкой распространенности, однако физический износ серьезно ограничивает численность парка.
Наличие, в дополнение к перечисленному, некоторого количества китайских F-7M (экспортная версия китайского истребителя J-7, представляющего собой копию советского МиГ-21) и собственных изделий по мотивам F-5, известных как Saegheh и Azaraksh, не меняет общей картины: ВВС Ирана, номинально насчитывающие более 350 боевых самолетов, на деле располагают примерно 150-170 машинами, большинство из которых безнадежно устарели. Из того, что Москва может предложить Тегерану по этой части, стоит отметить истребители семейства Су-27/Су-30 и МиГ-29СМТ, бомбардировщики Су-34, учебно-тренировочные самолеты Як-130 и «джентльменский набор» вертолетов разных классов: от Ми-17 до Ка-52.
Впрочем, надо иметь в виду, что поставки самолетов или даже ремонт и модернизация имеющихся у ВВС Ирана машин потребуют отмены упомянутого указа от 22 сентября 2010 года и по факту будут означать окончательный выход России из режима санкций. Очевидно, сегодня присоединение России к этому режиму рассматривается Москвой как ошибка, однако сам по себе этот шаг должен обсуждаться особо, в том числе и с точки зрения бонусов, которые могла бы Москва получить от Тегерана за изменение своей позиции в данном вопросе.
Если выход состоится, это будет означать возможность коренной модернизации Вооруженных сил Ирана. Несмотря на продолжающийся кризис на нефтяном рынке, Тегеран располагает значительными ресурсами: военные расходы приближаются к 10 миллиардам долларов ежегодно, и в теории пакет контрактов с Москвой на поставку различных вооружений — от танков до систем ПВО большой дальности — мог бы достичь 15-20 миллиардов долларов на следующие 10-12 лет.
Системы ПВО, тем не менее, неизбежно займут в списке покупок лидирующие позиции. Как признают и сами американские специалисты, все войны США последних десятилетий велись с неограниченным использованием воздушного пространства. Задачу взлома современной ПВО, основанной на многоканальных мобильных системах большой дальности, США, равно как и кому-либо еще, решать пока не приходилось.