Из жизни
08:03, 21 января 2015

Радужные каски Первый британский офицер-трансгендер рассказал(а) о службе и жизненном выборе

Юлия Верби

Ханна Уинтерборн — капитан инженерных ремонтно-восстановительных войск британской армии. А еще эта 27-летняя женщина раньше была мужчиной, но сменила пол в разгар своей военной карьеры. «Лента.ру» рассказывает о трансгендере, дослужившемся в армии Ее Величества до высокого офицерского звания. Спойлер: это история не о череде унижений и дедовщины в духе «Солдата Джейн», это рассказ о странной мечте с хеппи-эндом.

В интервью Ханна отказалась сообщить, как ее звали раньше. Это принадлежит прошлому, пусть там и остается. Вот уже год, как девушка закончила все операции, курсы лечения и прочие процедуры, требующиеся для смены пола. Мысли о превращении в женщину вызревали в голове офицера давно, но решение было принято и реализовано после службы в Афганистане.

«Это была жизнь-притворство»

«Сколько себя помню, всегда испытывала странное чувство, будто со мной что-то не так. В детстве я не могла четко осознать, что я, вообще-то, не мальчик, а девочка. Общество ждет от мальчика, что он будет носить синие штанишки и играть с машинками, но мне хотелось совсем другого. В подростковом возрасте с приходом понимания роли полов ощущения неправильности происходящего со мной укрепились. Стало совершенно ясно: внутри я — женщина», — рассказывает Ханна.

Уинтерборн до смены пола

Одна мальчишечья мечта у Уинтерборн все-таки была: стать военным. В 15 лет юноша поступил в военное училище. Продолжил образование в Ньюкаслском университете, где Уинтерборн изучал инженерное дело. Потом — Королевская военная академия в Сандхерсте (та самая, которую окончил в свое время и принц Гарри).

Уинтерборна отправили служить в Германию, но суровые армейские будни не помогли забыть о желании стать женщиной. Именно в Германии молодой мужчина обратился к врачу с вопросами о процедурах по смене пола.

Уинтерборн не хотел, чтобы сослуживцы узнали о его задумке, — опасался их реакции, но и жить в чуждом теле было невмоготу.

Конечно, терзали сомнения: то казалось, что начинание правильное, то сжималось сердце за карьеру — молодой человек был уверен, что смена пола поставит крест на его службе.

Приказ отправляться в Афганистан оказался очень кстати. Как ни странно, именно стрессовая боевая обстановка на базе Кэмп Бастион помогла военному окончательно определиться. Деля палатку с семерыми молодыми мужчинами, спавшими буквально вповалку, юноша решил, что дело надо довести до конца.

«В Афганистане мне приходилось постоянно и со всеми играть, притворяться. В отличие от дома, у меня даже не было крохотной передышки, чтобы отдохнуть от своего лицемерия. В такой обстановке вдруг замечаешь, как мало времени бываешь самим собой».

После командировки в зону боевых действий Уинтерборн получил назначение в Северном Йоркшире. Там уже проходивший гормональную терапию солдат и совершил свой камин-аут, начав жить как женщина.

Страх убивает, но мечты сбываются

Чтобы стать Ханной, Уинтерборн перенес полную физическую трансформацию, на которую потребовался год.

«Никогда не знаешь, как отреагируют окружающие. Страх сидит у тебя на шее и хочет добить. Трудно прогрызать себе путь к цели через эти дебри».

Что скажут отец, мать? Выяснилось, что Ханне с ними очень повезло.

«Не думаю, что есть на свете родители, для которых подобная ситуация может быть простой. Моим тоже было трудно. Они за меня беспокоились, боялись, что я не смогу жить нормальной жизнью. Но потом после всех трудностей они даже стали гордиться мной», — вспоминает Уинтерборн.

Изменившееся отношение посторонних также радовало Ханну: «Все эти операции, гормональная терапия привели-таки меня к тому, о чем я и мечтала: я иду по улице, как женщина. Люди видят именно женщину, общаются со мной, как с представительницей прекрасного пола. Это придало мне уверенности в себе».

А что сослуживцы? По понятным причинам, Уинтерборн сомневалась в том, что они спокойно воспримут ее новое «я». Впрочем, со службой все равно придется попрощаться, и нужно искать работу на гражданке. Однако, уже сделав все операции, Ханна узнала, что с 1999 года в Вооруженных силах Великобритании могут служить люди, изменившие пол. Сослуживцы, в свою очередь, неожиданно отнеслись к ее необычному выбору с пониманием.

«Армия считается очень старорежимной, мужланской организацией. На самом деле, сейчас это вполне прогрессивный институт», — уверена Уинтерборн.

За восемь лет «до»

Ханна — самый высокопоставленный, но не единственный офицер-трансгендер в британской армии. Любую дискриминацию таких военных (как и гражданских служащих) запрещают два юридических акта. Во-первых, это принятые в 1999 году поправки к закону о половой дискриминации (Sex Discrimination Act Amendments), во-вторых — принятый в 2004 году закон «О признании пола» (Gender Recognition Act). На самом деле, все это не делает жизнь любого сменившего пол военного легкой и непринужденной: история Ханны, наверное, исключение из правил.

Первым британским офицером-трансгендером стала в 2007 году Джэн Хэмилтон. Ее угораздило быть не просто офицером, но еще и десантником. После смены пола с мужского на женский коллеги и начальство устроили Хэмилтон такую веселую жизнь, что новоявленная представительница прекрасного пола предпочла после череды скандалов, публикаций в СМИ и телеэфиров все-таки уйти в отставку (хоть и получив извинения от руководства). Она не нашла понимания и у родителей: узнав о смене пола, отец и мать выслали Джэн все ее личные вещи с запиской: «Наш сын умер. Просьба нас больше не беспокоить».

< Назад в рубрику