Что обсуждают охотнее: многомиллионные сделки, анонсы игр, новейшие технологии или этичность поступков профильных журналистов? Пять наиболее известных российских игровых критиков и редактор игрового раздела «Ленты.ру» вспоминают главные индустриальные события и разочарования 2014 года. Виртуальная реальность и связанные с ней анонсы делят лидерство по количеству упоминаний с играми, не оправдавшими ожиданий. Но отложенная премьера Grand Theft Auto V для PC и два с половиной миллиарда долларов за Minecraft тоже не забыты.
Событие года: падение курса рубля
Резкое ослабление российской валюты ударило и по рынку игр. Те, кто привык покупать товары в долларах, уже считают затраты, а западные компании, торгующие за рубли, спешно назначают новые цены. Впрочем, сейчас упали лишь первые костяшки в длинной цепи домино. Вернутся ли россияне, которых так долго приучали покупать лицензию, к пиратам? Добьет ли кризис местных дистрибьюторов? Сколько консольных игр по цене 4500 рублей за штуку продадут в стране за год?
Разочарование года: «ААА»-издатели и их игры
Пагубная привычка больших издателей ставить важные игры на осень, помноженная на принцип «выпускай продукт сегодня — исправляй ошибки завтра», подвела в этом году все компании. Ни один крупный релиз не избежал серьезных проблем, причем история везде одинаковая: авторам не хватило пары месяцев на разработку. Да и наполнение «блокбастеров» слабое — каждый год нам продают один и тот же набор затертых шаблонов, и в 2015-м, боюсь, они лучше не станут. Когда вы в следующий раз решите оформить предзаказ на «ААА»-игру, вспомните волосатых чудовищ из Assassin’s Creed: Unity.
Событие года: анонс Overwatch
Я понимаю, что это очень узкая и довольно гиковская вещь, но в масштабе индустрии видеоигр это правда важно: в ноябре 2014 года компания Blizzard анонсировала новую игру. В смысле, не новую Diablo, Warcraft или Starcraft, а совсем новую — Overwatch. Я играл в Overwatch на выставке Blizzcon, там же, где состоялся анонс. И я отстоял очередь трижды — игра просто потрясающая.
Разочарование года: Wasteland 2
Как и многие российские игроки, я очень ждал выхода Wasteland 2 — это продолжение игры, которая в свое время вдохновила весь сериал Fallout. Как выяснилось почти сразу после запуска, играть в это невозможно почти физически: в отличие от авторов Divinity: Original Sin, разработчики Wasteland 2 сделали как раз игру из девяностых — с предсказуемыми последствиями. Страшно, чересчур сложно, неудобно и неинтересно.
Событие года: виртуальная реальность и все, что с ней связано
Facebook купил Oculus, к команде присоединился Джон Кармак и другие знаменитости, вышла вторая версия шлема для разработчиков, а также мобильный вариант для телефонов Samsung. Были решены многие проблемы Oculus VR, в том числе с укачиванием, и совсем недавно найден способ полностью отслеживать движения рук. К гонке подключилась Sony с Project Morpheus, а Google предложил всем дешевый вариант виртуальных очков из картонной коробки. Сотни разработчиков пробуют силы в приложениях и играх для виртуальной реальности. Никогда еще VR не была так актуальна. И неудивительно: минуты, проведенные в Oculus DK2, с легкостью перекрывают все самые яркие игровые впечатления года.
Разочарование года: мобильные игры
Мобильные игры окончательно зашли в тупик. Последние годы на iOS и Android можно было увидеть краткий курс истории игровой индустрии. Выходили самые разные проекты: от простеньких аркад до экономических стратегий и квестов, трехмерных шутеров и гонок. Казалось, качество этих игр должно неуклонно расти, а к неудобному управлению можно привыкнуть, но на деле индустрия довольно быстро нащупала оптимальные форматы и на этом остановилась. Игры выходят одинаковые, безумное количество угнетающего free2play, очень много клонов Clash of Clans. Никто никуда не стремится. В последнее время играю только в порты «нормальных игр». Например, Hearthstone.
Событие года: успех PlayStation 4 и Xbox One
Возможно, вы не в курсе, но в последние годы аналитики били тревогу: дескать, игровые приставки совсем скоро исчезнут с рынка. Домашние системы будут вытеснены PC, портативные — мобильными телефонами, а классические дорогие хиты — условно-бесплатными играми вроде Clash of Clans или League of Legends. К счастью, этот прогноз не оправдался. Есть такой удобный инструмент: брать первые X месяцев жизни каждой консоли и сравнивать цифры продаж. Стартовавшая год с небольшим назад PlayStation 4 продается лучше, чем PlayStation 3, а Xbox One — чем Xbox 360 за тот же период.
Что это означает? Сейчас в мире есть почти тридцать миллионов устройств, владельцы которых готовы покупать довольно дорогие (60 долларов — в США, 60 евро — в Европе, 4000 рублей — в России), серьезные игры. С каждым месяцем их становится все больше, тренд очевиден. А раз так — можно не бояться, что вся категория так называемых AAA-игр исчезнет. Геймеры по-прежнему будут получать игры уровня Grand Theft Auto, Destiny, Metal Gear Solid, The Last of Us, Call of Duty, Fallout, Mass Effect, поскольку в этом сохранится коммерческий смысл (раньше он обеспечивался аудиторией устаревших PlayStation 3 и Xbox 360). Часть этих хитов может быть перенесена на PC и даже продаваться там по демпинговым ценам, так что успех PlayStation 4 полезен даже тем, кто на дух не переносит приставки.
Разочарование года: игровая пресса
В 2014 году игровая пресса (прежде всего — англоязычная, но и российская тоже) столкнулась с кризисом идентичности и разбила себе лоб. Незначительный поначалу скандал Gamergate (журналист написал хвалебную рецензию на игру девушки-геймдизайнера, с которой тайно встречался) был раздут до вывода в мировые тренды твиттера, потому что СМИ отреагировали на него предельно неадекватно. Серьезно, синхронная публикация колонок с темами вроде «Геймеры умерли» и «Пора вылезать из подвалов, прыщавые жирдяи» на крупнейших западных сайтах об играх (!) — это несколько странно.
Проблема, однако, глубже. Прежде профильная пресса была на одной волне с аудиторией, критерии оценки у журналистов и геймеров совпадали (хотя сами оценки — не всегда). Сейчас же складывается ощущение, что профильные СМИ настолько увлеклись идеей «игра как искусство», что совершенно забыли об играх как развлечении. Чем больше проект похож на провокационную арт-инсталляцию, тем выше он оценивается. Если проводить аналогию с кино, «Трудно быть богом» для них интереснее, чем «Властелин колец», а Gone Home — чем The Last of Us.
Современная игровая пресса (вернее, заметная ее часть) все чаще унижается ради признания и одобрения другими СМИ, критикуя в электронных развлечениях то, что раньше сама же считала их достоинствами, и поддерживая нападки на игры со стороны так называемых «защитников социальной справедливости». И если на Западе в основном дискуссия идет о сексе, насилии, нетрадиционной ориентации, феминизме, толерантности, то на круглом столе в Госдуме, например, профильный журналист предложил ввести цензуру в продаваемых в России играх. Когда я это услышал, мне показалось, что мир перевернулся.
Событие года: покупка студии Mojang компанией Microsoft
Выбирая между покупкой Oculus VR и Minecraft, я все же выберу второе. Маленький независимый проект программиста-одиночки купила Microsoft, одна из самых больших компаний в мире, за рекордные 2,5 миллиарда долларов. Взрослые, может, не заметили, но за последние несколько лет Minecraft в детских сердцах легко обошел всех предыдущих фаворитов от Барби до Трансформеров и стал конструктором Lego нашего цифрового поколения. Я недавно был в магазине Toys'R'Us, и там игрушки по Minecraft занимают столько же места, сколько игрушки по «Звездным войнам», «Трансформерам» и «Черепашкам-ниндзя» вместе взятые.
А виртуальная реальность, надеюсь, появится в доступной обычным игрокам форме в конце 2015 года.
Разочарование года: недоработанные игры
2014-й стал годом игр-недоделок. Сразу несколько крупных проектов вышли незавершенными в той или иной форме: Destiny по пути к релизу полностью лишилась сюжета, Assassin's Creed: Unity изобиловала техническими проблемами, а две сетевые гоночные игры Driveclub и The Crew до сих пор работают с перебоями. Я уж молчу про Battlefield 4, который за целый год так и не смогли довести до 100% стабильного состояния.
Событие года: покупка сервиса Twitch компанией Amazon
Сервис Twitch существует с 2011 года, и одна из самых громких сделок 2014 года показала, насколько сейчас востребованы те услуги, которые предоставляет служба. Любители видеоигр с помощью Twitch транслируют в сети, как проходят ту или иную новинку или ретрохит, и в прямом эфире комментируют происходящее на экране. В 2011-м хватало скептиков, которые сомневались, что найдется много желающих смотреть такие прохождения и слушать выступления непрофессиональных комментаторов. Сомневались они зря: Twitch стал таким же хитом, как Twitter, а на его приобретение компания Amazon потратила 970 миллионов долларов, перехватив сделку у Google. Именно с помощью Twitch в 2014-м в рекордный срок была разгадана загадка P.T. — интерактивного демо к новому проекту, анонсированному на выставке Е3. Буквально через день его полностью прошла одна из пользовательниц сервиса, и подписчики ее канала (а вслед за ними и весь мир) узнали, что на самом деле речь идет о новой части популярного хоррора Silent Hill (соответствующее сообщение появляется в финале демо). А в создании проекта примут участие автор сериала Metal Gear Solid Хидео Кодзима и режиссер Гильермо дель Торо. Кодзима был впечатлен: он заявил, что, по его расчетам, поклонники должны были решить ребус не раньше, чем через неделю.
Разочарование года: перенос заявленных ранее на 2014 год проектов
2014-й оставили без нескольких громких релизов, которые сначала планировали выпустить осенью. Мы так и не дождались ни «Ведьмака 3», ни Grand Theft Auto V для PC. На 2015-й передвинули Battlefield Hardline и The Order: 1886. В этом есть свои плюсы: жалобы на технические недоработки сыпались в адрес большинства высокобюджетных проектов, которые остались верны расписанию. Но лучше бы все перенесенные новинки сразу заявили на 2015 год, чтобы было меньше обманутых ожиданий и истерик на игровых форумах.