Россия
09:02, 27 января 2015

Родовое проклятие Госдума, правительство и Верховный суд решат судьбу родственников террористов

Дина Ушакова
Здание школы, пострадавшей в результате нападения боевиков 5 декабря 2014 года
Фото: Муса Садулаев / AP

Госдума готовится рассмотреть очередную резонансную инициативу, направленную на борьбу с терроризмом, — законопроект парламента Чечни об уголовной ответственности для родственников боевиков. Депутаты в перспективности предложенных мер сомневаются, поскольку они во многом дублируют действующее законодательство. 26 января профильный комитет рекомендовал отклонить аналогичный законопроект, внесенный год назад депутатом от ЛДПР Романом Худяковым.

После теракта в Грозном, в результате которого погибли 14 милиционеров, парламент Чечни внес в Госдуму законопроект об уголовной ответственности для родственников террористов. По мнению чеченских парламентариев, предусмотренных сейчас Уголовным кодексом наказаний за преступления против общественной безопасности недостаточно. «Если факт содействия лицам, совершившим такие преступления, доказан, уголовной ответственности подлежат его родители и (или) совершеннолетние близкие родственники», — так сформулировал суть инициативы спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов.

«Лица, совершающие террористические акты, и их родственники не чувствуют в должной мере свою ответственность перед обществом, — говорится в пояснительной записке. — В свою очередь, преступники-смертники зачастую идут на совершение теракта и подрыв самих себя за немалые деньги, которые получат их близкие родственники».

В качестве дополнительных мер предложено конфисковать у родственников имущество и средства на банковских счетах в пользу государства или жертв терактов, если, конечно, факт содействия ими в какой-либо форме террористу доказан. Чеченские депутаты призвали ужесточить наказание и для самих боевиков. Так, вместо предусмотренных 8-15 лет за террористический акт предлагается тюремный срок от 15 до 25 лет. За содействие террористической деятельности — не 5-10 лет, а 10-15 лет.

Комментируя события в Грозном, глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что родственники боевиков будут выдворены за пределы республики без права возвращения, а «их дом — разрушен вместе с фундаментом».

В Госдуму чеченский законопроект поступил 12 января, и дата его рассмотрения пока не определена, сообщили «Ленте.ру» в двух профильных комитетах — по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой и по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Павла Крашенинникова.

Тем не менее депутаты приступили «к его внимательному изучению» и активному обсуждению. Впрочем, как выяснила «Лента.ру», в профильных комитетах сомневаются в перспективах этой резонансной инициативы.

По мнению заместителя председателя комитета по безопасности единоросса Эрнеста Валеева (в 2007-2010 годах он работал заместителем генерального прокурора России), предложения чеченского парламента необходимо проанализировать на предмет их новизны и приемлемости.

Валеев напоминает, что имущественная ответственность родственников сегодня уже имеется.

«И уголовная ответственность установлена — но за деяние, то есть содействие, пособничество или бездействие. Я пока не вижу перспектив ввести ее для родственников просто за то, что они родственники, — говорит депутат. — Если они участвуют в подготовке преступлений, покрывают террористов, то это другое дело».

По словам Эрнеста Валеева, к вопросу усиления наказания за терроризм законодатели за последние два года возвращались дважды. «Я считаю, что теперь надо изучить правоприменительную практику», — добавляет он.

Заместитель руководителя фракции ЕР Отари Аршба (входит в комитет по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству) говорит, что многие депутаты против инициативы Чечни, поскольку предложенные меры уже давно урегулированы.

В октябре 2013 года был принят президентский законопроект, дающий государству право взыскивать ущерб, нанесенный в результате теракта, с родственников террориста. Статья 33 Уголовного кодекса регулирует наказание соучастников преступления: пособников, организаторов, подстрекателей.

Статьей 205 УК РФ предусмотрено наказание за пособничество террористам — советы, указания, предоставление информации, средств или орудий преступления, устранение препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника. Но если пособник своевременно сообщил властям о готовящемся теракте и тем самым помог его предотвратить, то он освобождается от уголовного преследования.

Как рассказал Отари Аршба, комитеты рассмотрят чеченский законопроект после того, как в Думу поступят заключения правительства и Верховного суда (ВС). По его словам, среди предложений есть те, которые «надо посмотреть». «Любое предложение, помогающее бороться с такой напастью, как терроризм, нужно внимательно рассматривать, — подчеркнул замруководителя фракции единороссов. — Общее состояние мирового законодательства по борьбе с терроризмом свидетельствует, что принимаемых мер порой недостаточно и они часто оказываются запоздалыми».

Аршба добавил, что если предложения признают не соответствующими Конституции, то законопроект не пройдет. Статья 51 российской Конституции гарантирует право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. «Если нововведения будут ей угрожать, то мы вмешаемся», — заявил «Ленте.ру» член президентского Совета по правам человека Максим Шевченко.

На это Отари Аршба замечает, что в январе прошлого года депутат Роман Худяков (ЛДПР) выступил с точно такой же инициативой, но она не вызвала тогда беспокойства правозащитников.

В понедельник, 26 января, комитет, возглавляемый Павлом Крашенинниковым, законопроект Худякова рекомендовал к отклонению, сообщили «Ленте.ру» в аппарате комитета. Причина — замечания правительства и Верховного суда, давших отрицательные отзывы еще зимой прошлого года.

В Белом доме сослались на противоречие 51-й статье Конституции, а в ВС указали, что российское уголовное право не признает ответственности за чужое деяние. В отзыве Верховного суда говорилось, что принцип вины — один из основополагающих в уголовном праве. Это означает, что ответственность налагается лишь на лицо, непосредственно совершившее преступление. «Объективное вменение, то есть привлечение к уголовной ответственности за невиновное причинение вреда, не допускается», — сказано в документе.

Несмотря на прецедент, новый антитеррористический законопроект, похоже, ожидает бурная дискуссия. Парламентскую оппозицию чеченское законотворчество раскололо. «Мы против самой постановки вопроса, что если ты родственник, то должен отвечать, поэтому законопроект не поддержим, — рассказал "Ленте.ру" главный юрист КПРФ, депутат Вадим Соловьев. — В отношении террористов и их пособников — организаторов, финансистов, укрывателей, которые помогают, кормят, поят, — нужно установить ответственность вплоть до высшей меры наказания, иначе говоря отменить мораторий на смертную казнь. Но с родством это связано быть не должно. Родной человек или нет, друг или сват — не имеет никакого значения. Родственники могут проживать в разных регионах страны и не знать о поступках друг друга».

А лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, напротив, лестно отозвался о законопроекте чеченских коллег, назвав его в эфире одной из телепередач «Первого канала» нужным, своевременным и правильным. По словам Миронова, эта инициатива «в прямом смысле слова выстрадана».

Впрочем, и без новых законов родственники потенциальных террористов находятся под пристальным вниманием спецслужб и правоохранительных органов. «Их работа по профилактике терроризма заключается, в том числе, в этом», — говорит директор Центра политической информации Алексей Мухин,

< Назад в рубрику