Россия
10:13, 29 января 2015

По законам рекламы Народные избранники взялись за упаковку товаров

Екатерина Петухова
Фото: Николай Цыганов / «Коммерсантъ»

В четверг, 29 января, эсеры намерены внести в Госдуму законопроект об изменениях федерального закона «О рекламе». По их мнению, упаковку следует признать рекламой, чтобы у нечистоплотных производителей не было соблазна дурачить покупателей с помощью красивой обертки. Тем более в такое тяжелое время, как сейчас, — в пору экономического кризиса, когда копейка рубль бережет. Что имеют в виду народные избранники, выясняла «Лента.ру».

Автором документа выступил один из самых неутомимых в рядах справедливороссов по части законотворческих инициатив депутат Олег Михеев. В пояснительной записке к законопроекту указывается: «Учитывая тот факт, что одним из основных способов выбора товара является визуальный осмотр, внешние свойства товара или упаковки имеют существенное значение при выборе товара». Однако же на информацию рекламного характера, размещенную на товаре или на упаковке, закон, регулирующий рекламу, не распространяется. Что, по мнению инициаторов законопроекта, неприемлемо и вредно.

«Подход, используемый в настоящее время, допускает размещать на упаковке товара элементы мозаики — при размещении товаров в определенном порядке из элементов их упаковки складывается рисунок. Например, соки Rich, боковые части упаковки которых содержали изображения букв, из которых можно было сложить слово. Такой подход допускает возможность составления различных слов и выражений, изображений посредством сложения мозаики упаковки товара. При этом итоговое изображение может нарушать требования закона о рекламе (например, указание на то, что товар является лучшим, первым, самым дешевым, с "низкой ценой" и прочее — вплоть до нецензурных слов и выражений)», — сказано в записке.

Поправка в закон о том, чтобы считать упаковку товара его рекламой, убеждены авторы, позволит потребителям совершать более осознанный выбор того, на что тратить деньги. По сути, объясняют парламентарии, речь идет о том, чтобы производитель не вводил в заблуждение покупателей.

К примеру, если предложенные поправки в ФЗ «О рекламе» примут, на упаковке уже не напишешь «самая вкусная колбаса» или «лучшее молоко» и так далее. За подобные оценочные слова производителей могут оштрафовать на сумму до 500 тысяч рублей. Если на упаковках останутся слова «самый», «лучший» и другие, то под этим обязательно должно быть объяснение: по мнению какой авторитетной организации или на основании какого конкурса данный товар признан самым-самым. Депутаты предупреждают: ссылки на «левые» организации и несуществующие конкурсы не пройдут. В противном случае производителей ждет суд.

«Лента.ру» попросила Олега Михеева привести наглядные примеры того, как несовершенство в сфере рекламного законодательства бьет по потребителю.

«Яркий случай — скандал в прошлом году, который пришелся на очередную годовщину Победы. Тогда одна из пивных компаний в Омске выпустила пиво с портретами солдат и рассказами об их подвигах. Ветераны сочли это оскорбительным: мыслимое ли дело —эксплуатировать героизм павших, для того чтобы увеличить продажи алкоголя? Однако привлечь неэтичных рекламщиков к ответственности оказалось непросто, так что в итоге прокуратуре пришлось проводить проверку по подозрению в… разглашении персональных данных ветеранов. Все потому что банка пива под закон "О рекламе" не подпадает. А вот когда в 2012 году в Красноярске производители пластиковых окон задумали использовать на своем баннере образ солдата-победителя, их очень быстро приструнили по решению суда. Абсурд: окно с помощью образа воина нельзя рекламировать, а пиво – можно!» — недоумевает депутат.

Поправки, подчеркнул парламентарий, не коснутся фирменных эмблем. «По закону, это товарные знаки, их использование регулируется Гражданским кодексом. Поэтому эмблемы на коробочках и баночках можно размещать без ограничений, а вот над остальными надписями и слоганами производителям придется подумать. Считаю, что это особенно важно в кризис, когда потребителю нужно точно знать, за что он платит», — заверил Михеев.

Еще один аргумент эсеров в пользу поправок: «В Европе и в Америке сообщения на этикетке и упаковке рекламой считаются, а у нас судам и ФАС приходится идти на ухищрения, чтобы призвать к ответу совсем уж завравшихся производителей». Кроме того, отмечает автор, такая же практика в Белоруссии, Казахстане и Киргизии.

«Полагаю, что с учетом создания Евразийского союза и формирования единого рынка товаров и услуг надо гармонизировать законодательство в этой сфере. Пусть копирайтеры и рекламщики оттачивают мастерство уловок и уверток в каких-нибудь других сферах!» — настаивает справедливоросс.

Опрошенные «Лентой.ру» эксперты высказали мнение, что некоторые депутаты увлеклись не полезным для народа законотворчеством, а политиканством.

«Я понимаю, что "Справедливая Россия" сейчас находится в активной фазе эмоционального возбуждения в связи с тем, что пытается внедриться в ОНФ и присоединиться к удачной политической карме Владимира Владимировича Путина. Поэтому и брызжет самыми разными инициативами. Но вот инициатива депутата Михеева вступает в прямое противоречие с этикой рынка. Кого он собрался прищучить?» — прокомментировал директор Центра политической информации Алексей Мухин.

По мнению политолога, регламентировать упаковку товара не представляется возможным, поскольку нет механизмов, обязывающих это делать в той форме, в которой предлагает автор данного законопроекта.

«Обязать все население ходить строем, конечно, можно. Но это уже тоталитаризм. В конце концов, у нас свободный рынок или нет? Впрочем, это риторический вопрос. То, что приводится в пример, — Европа и Америка… Самое время равняться на них», — иронизирует Мухин.

Большой пользы в инициируемых поправках не видит и вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов.

«С точки зрения практики, я не думаю, что упаковка так уж существенна. Может, это немного ограничит производителей, потому что им придется изготавливать упаковку с учетом требований закона "О рекламе". Но я не думаю, что это как-то отразится на потребителе. У нас и так для данных, указываемых на упаковке, есть довольно строгие требования. Строже, чем во многих других странах. И если на товаре написано, к примеру, "сметанка" или "маслице", то опытный потребитель понимает, что там явно не сметана и масло, а что-то другое. Особого смысла в предлагаемых изменениях я не вижу», — рассказал «Ленте.ру» политолог.

Кроме того, Чижов напомнил, что рекламный рынок во многом — рынок лоббистов.

«Мы помним, как на протяжении многих лет боролись водочное и пивное лобби, пытаясь запретить друг другу рекламу на телевидении. И довели ситуацию до того, что реклама алкоголя вообще ушла с экранов. А теперь ее вынуждены возвращать, потому что потребление алкоголя от запрета на телерекламу не снизилось, а вот рекламных бюджетов в тяжелые времена явно недосчитываются. Предложенный законопроект тоже может быть лоббистской идеей. Или просто пиаром», — резюмировал эксперт.

< Назад в рубрику