Обгон на подъеме Вслед за правительством регионы представят свои антикризисные программы

Фото: Сергей Киселев / «Коммерсантъ»

Вечером во вторник, 27 января, председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение №98-р с основными предложениями по антикризисному плану на 2015 год. План этот не окончательный: по многим пунктам не указан или указан лишь приблизительно объем финансирования, да и ряд позиций вызывает серьезные вопросы.

Очевидно, правительственный план будет скорректирован уже в середине февраля, с учетом региональных программ по борьбе с кризисом. О необходимости разработки собственных антикризисных планов каждым из субъектов РФ было сказано 22 января. Обозначен крайний срок — 15 февраля. Ситуация настолько критична, что больше времени просто нет.

Уже в среду, 28 января, во время селекторного совещания с руководством регионов глава правительства подчеркнул, что изменения будут вноситься в рабочем режиме: «В преамбуле плана, который я подписал, прямо сказано, что этот план не является чем-то застывшим, может дополняться, изменяться в соответствии с меняющейся экономической ситуацией в стране». В четверг, 29 января, губернаторы, мэры областных центров и представители региональных законодательных органов говорили об антикризисном плане на семинаре в Подмосковье. Туда же приехал президент России Владимир Путин.

Вероятно, руководителям регионов, поторопившимся отрапортовать о готовности собственных антикризисных программ, придется вносить в подготовленные документы дополнения и изменения. В распоряжении правительства региональной тематике уделено много внимания. Но и вопросов возникает немало.

Скажем, что такое «увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации при условии реализации субъектами Российской Федерации региональных планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»? Если перевести это с бюрократического языка на человеческий, выяснится, что речь идет о 160 миллиардах рублей из федерального бюджета, выделяемых регионам под антикризисные программы. Но при чем здесь «устойчивое развитие экономики»? Для многих регионов большая проблема — сохранить объем производства хотя бы на уровне прошлого года.

Странно выглядит формулировка «увеличение субсидирования организаций транспорта… в целях сохранения полетов по безальтернативным маршрутам в населенные пункты, где авиационный транспорт является единственным круглогодичным видом транспорта». Это на фоне повальной отмены пригородного сообщения в европейской части России!

Казалось бы, региональные авиаперевозки — дело благое. Однако тут мы наблюдаем не что иное, как перекладывание проблем с больной головы на здоровую. Ведь «безальтернативные» авиаперевозки — это по большей части поселки нефтяников и газовиков, ну и поселения в труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Очевидно, что газовые и нефтяные гиганты могут — в рамках борьбы с кризисом — спокойно субсидировать перевозки на «своих» территориях. Вопросы территориальной доступности русской Арктики и поселений на Дальнем Востоке, в свою очередь, можно отнести на баланс профильных программ.

А что же с пригородными электричками? В некоторых регионах их упразднили или упразднят к весне. В плане упоминается «оказание дополнительной государственной поддержки … пригородного железнодорожного сообщения», а если конкретнее?

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

В ходе селекторного совещания Дмитрий Медведев затронул данный вопрос. «Эта проблема очень волнует людей. Многие из вас, из руководителей регионов, эту тему поднимали на наших предыдущих совещаниях, письма писали различные. Коллеги из правительства провели совещание, обсуждали, что можно сделать. В общем, нам придется, по всей вероятности, продумать целую систему мер», — отметил глава правительства.

О развитии дорожной инфраструктуры и реанимации госпрограммы модернизации и развития дорог до 2025 года, принятой еще в 2003-м, в плане вообще ни слова. Зато есть программа софинансирования из федерального бюджета закупок автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе. Вполне очевидно, что это лишний повод для руководителей регионов, чтобы не заниматься пригородным железнодорожным сообщением.

Из федерального бюджета регионам «на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда», выделяется до 52,2 миллиарда рублей. Это средства на борьбу с сокращениями на производствах — в первую очередь на градообразующих предприятиях и в моногородах. Однако 52 миллиарда, разделенные на 85 субъектов РФ, да еще с учетом инфляции, — сумма более чем скромная, если не сказать символическая.

По словам Медведева, средства следует потратить на повышение профессионального уровня работников и их трудовой мобильности. «Прошу вас максимально тщательно проконтролировать, чтобы эти деньги были использованы эффективно. Это уже прямая ответственность регионов, личная ответственность губернаторов», — подчеркнул премьер. О занятости населения в ходе селекторного совещания говорили и губернаторы. Так, глава Татарстана Рустам Минниханов заметил, что на одном из крупнейших предприятий региона — «КамАЗе» — производство уже снизилось на треть, и попросил рассмотреть возможность включения города Набережные Челны в перечень моногородов. Это позволит городу претендовать на дополнительное бюджетное финансирование.

Завод «КамАЗ» в Набережныж Челнах

Завод «КамАЗ» в Набережныж Челнах

Фото: Михаил Соколов / «Коммерсантъ»

Еще одна цитата из выступления главы правительства: «К сокращению инвестиционных расходов нужно относиться крайне аккуратно, особенно когда речь идет о программах, которые имеют принципиальное значение для экономического роста». Именно инвестиции в регионах рассматриваются как один из основных источников средств для реализации антикризисных мероприятий.

На инвестиции, к примеру, делают упор в Чеченской Республике. По словам Рамзана Кадырова, республике следует развивать собственное производство и избавляться от импортной зависимости. «Мы должны повышать деловую активность населения, строить и запускать фабрики и заводы, приучать людей работать на земле. Таким образом мы сможем обратить сложившуюся ситуацию в выгоду для себя. … В последние годы инвестиции стали большим подспорьем в развитии экономики и социальной сферы. Реализован ряд крупных проектов в различных отраслях. … Мы должны продолжить эту работу, сделать все, чтобы инвестиции росли», — сказал он.

Инвестиции учитываются и в уже утвержденных планах регионов. В Челябинской области, к примеру, предусмотрено пять основных направлений по борьбе с кризисом: создание системы антикризисного управления, господдержка сферы занятости, поддержка социальной сферы и реального сектора экономики и обеспечение сбалансированности бюджетной системы. В сфере занятости планируется усилить мониторинг рынка труда в целом и по отдельным проблемным предприятиям для определения прогнозного высвобождения, неполной занятости, простоев, прежде всего в моногородах. Предполагается скорректировать меры соцподдержки. В общем, ничего специфического для данного региона. Скорее всего, аналогичные пункты будут фигурировать в планах всех российских регионов.

Фото: Василий Максимов / «Коммерсантъ»

Однако в аспекте поддержки реального сектора есть особенности, говорящие о том, что в регионе решено сделать ставку именно на привлечение внешних инвестиций. Так, крупные инвестпроекты планируется сопровождать «вручную», закрепляя за каждым из них персонально ответственных чиновников. Предлагается субсидировать процентную ставку инвесторам с реализуемыми уже проектами, предоставлять налоговые льготы (этот пункт имеется и в правительственном плане), активизировать работу по созданию индустриальных парков, особой экономической зоны и привлекать средства из госкорпораций.

Глава региона Борис Дубровский заявил: «Мы должны научиться быстро реагировать на изменение ситуации в экономике. Кто будет быстрее, тот выиграет. Давайте возьмем за основу спортивный принцип лыжников — обгонять надо в гору». Однако эксперты выражают резонные сомнения. Иностранные инвестиции после снижения рейтинга России агентством Standard & Poor's до мусорного под большим вопросом, а потенциальные инвесторы внутри России на данный момент более озабочены сохранением существующих активов и денежных средств, нежели планами развития, тем более в российских регионах.

О необходимости учета региональной специфики говорит и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, «для его успешной реализации (антикризисного плана правительства — прим. "Ленты.ру") планы антикризисных мер должны принять и все субъекты РФ с учетом специфики и региональных особенностей». О такой специфике, в частности, размышляет и руководство Ростовской области. «Донская экономика не находится в патовой ситуации. У нас большой запас прочности, но сегодня надо принять специальные меры, чтобы сохранить набранные темпы. Надо вырабатывать нестандартные, необычные решения, которые помогут стимулировать экономику», — заявил ростовский губернатор Василий Голубев.

Ряд регионов заняли выжидательную позицию, явно в надежде на четкие указания со стороны руководства страны. По некоторым регионам — к примеру, Тверской и Кемеровской областям — информация о работе антикризисных комиссий вообще отсутствует. Однако даже у осторожных губернаторов еще есть время. По крайней мере, формально.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше