Россия получила второй антикризисный план за 6 лет. Счет бюджетных вливаний в падающую экономику опять идет на триллионы. Но приоритеты нынешнего правительства сильно отличаются от тех, что были раньше. Банкирам и промышленникам дадут больше денег, чем населению.
Правительство оценило антикризисный план в 2,332 триллиона рублей. Это почти на 100 миллиардов меньше того, что государство собиралось потратить на борьбу с кризисом 2008-2009 годов.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов по ходу своего нашумевшего выступления в Давосе предупреждал: нынешний кризис может оказаться более сложным и затяжным, нежели тот, что случился 6 лет назад. Говорил Шувалов и о том, что населению и бизнесу следует приготовиться к «жесткой посадке». Так оно и происходит. По крайней мере для граждан.
На «обеспечение социальной стабильности» кабмин намерен потратить не более 300 миллиардов рублей. Для сравнения: в антикризисной программе 2009 года на это выделялось почти 700 миллиардов рублей.
Из них только на индексацию пенсий предполагалось дополнительно перечислить 315 миллиардов рублей. Сейчас — 188 миллиардов. Хотя за прошедшие 6 лет цены выросли примерно в полтора раза. А масштабные антикризисные бюджетные вливания сами по себе способствуют разгону инфляции.
Не слишком внушительно выглядят и меры по борьбе с безработицей. Формально правительство Дмитрия Медведева направляет на «содействие изменению структуры занятости» больше — 82,2 миллиарда рублей. В антикризисном плане шестилетней давности на аналогичные цели было зарезервировано 73,5 миллиардов. При том, что уже в начале 2009 года количество безработных перевалило за 5 миллионов человек или 6,6 процента экономически активного населения.
Сейчас уровень безработицы не превышает 5 процентов. Граждан, официально зарегистрированных службами занятости, не более 900 тысяч. В то же время вакансий на рынке труда, как утверждает «социальный» вице-премьер Ольга Голодец, — свыше 1,3 миллиона. Но министр труда Максим Топилин признает: «Какие-то серьезные изменения на рынке труда произойдут, скорее всего, уже весной».
Безработным с детьми предлагается решить свои проблемы еще и с помощью 20 тысяч рублей из маткапитала, которые будут выдаваться «на руки». При средней стоимости минимального месячного набора продуктов питания в 3,3 тысячи рублей этой суммы должно хватить на полгода весьма скромной жизни.
А вот помощью гражданам в оплате обучения правительство на сей раз не озадачилось. В антикризисной программе 2009 года фигурировали 427 миллионов рублей в качестве субсидирования образовательных кредитов.
Шесть лет назад именно образование, здравоохранение и жилье Игорь Шувалов, который и тогда занимал пост первого вице-премьера, называл приоритетными сферами. «Это те три направления, которые мы считаем локомотивами для развития экономики в настоящий момент, которые будут способствовать развитию внутреннего спроса, служить факторами снижения социальной напряженности», — подчеркивал Шувалов в марте 2009 года.
К социальным антикризисным расходам нынешнего правительства можно добавить разве что 16 миллиардов рублей на «улучшение лекарственного обеспечения граждан» и 10 миллиардов рублей зарезервированных бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. А пункт о жилищном строительстве вообще не содержит никаких конкретных сумм.
Правда, стимулировать стройку и другие отрасли, ответственные за внутренний спрос, могут банки. А в финансовую сферу правительство намерено влить более 780 миллиардов рублей, и это не считая 1 триллиона, выделенного еще в конце 2014 года на докапитализацию крупнейших банков.
В 2009 году размеры поддержки кредитных учреждений были чуть скромнее. «Повышение устойчивости финансовой системы» тогда обошлось казне в 495 миллиардов рублей. Хотя и тогда правительство упрекали в чрезмерном внимании к банкам и недооценке проблем реального сектора.
С одной стороны, рубль обвалился гораздо сильнее, чем в 2008-2009 годах. Следовательно, сильнее обесценились и рублевые активы банков. И для предотвращения финансового коллапса нужно больше средств. Не говоря уже о том, что ряд «плохих долгов» и балансовые дыры, которые сейчас латаются с помощью бюджетных вливаний, — наследие как раз предыдущего кризиса.
Но параллельно власти говорят о необходимости структурных реформ в экономике. Банкротство неэффективных предприятий — важнейший элемент таких преобразований. А если государство позволяет банкам не особо заботиться о подобной финансовой «санитарии» — можно забыть и о полноценной экономической модернизации. Тем более что в нынешнем антикризисном плане прописан пункт «о создании банка (агентства) "плохих долгов" в целях выкупа проблемных активов кредитных организаций».
Иными словами, велика вероятность, что собственники и управленцы будут делегировать банкам право разбираться с последствиями своих ошибок. А те, в свою очередь, — перепоручать решение этих проблем государству. Бюджетные расходы вырастут. Экономика — вряд ли.
Хотя логичнее было бы допустить возможность крупных банкротств, минимизировав их социальные последствия за счет увеличения объемов поддержки малообеспеченных слоев населения и безработных. И, разумеется, за счет дополнительных вложений в создание принципиально новых рабочих мест. Пока на «расширение мер по поддержке малых инновационных предприятий» правительство зарезервировало лишь 5 миллиардов рублей.
Впрочем, возможно, именно такую коррекцию антикризисного плана имел в виду Дмитрий Медведев, когда представлял его руководству «Единой России». «Я рассматриваю этот документ не как священное писание, а как абсолютно рабочую версию, которая может модифицироваться, меняться, и в случае, если мы убедимся, что какие-то позиции не срабатывают, и в случае, к сожалению, ухудшения ситуации», — заявил глава правительства товарищам по партии власти.