Наука и техника
07:00, 31 января 2015

Власть, женщины и дети В истории Евразии нашлось десять плодовитых отцов, равных Чингисхану

Артем Космарский
Изображение: uniquekazakhstan.info

Более 800 миллионов жителей Земли являются потомками всего 11 мужчин — в том числе основателя Монгольской империи Чингисхана. Генетики обнаружили уникальные последовательности нуклеотидов в Y-хромосомах современных жителей Азии, и проследили их происхождение от нескольких «отцов-основателей». Об исторических причинах уникального репродуктивного успеха отдельных мужчин ученые рассказали на страницах журнала European Journal of Human Genetics.

Маркером отцовства выступила Y-хромосома: она содержит ген SRY, определяющий мужской пол человека, и передается только от отца к сыновьям. С течением времени на хромосоме накапливаются случайные мутации (однонуклеотидные полиморфизмы), которые не влияют на жизнедеятельность организма, но выступают в качестве маркеров для прослеживания родственных связей на протяжении тысячелетий в прошлое.

Ученые проанализировали Y-хромосомы 5321 мужчины из 127 различных регионов Азии — от Западной Турции до Эвенкии, от Казахстана до Вьетнама — и определили наиболее частые гаплотипы. В итоге 37,5 процента обследованных оказались потомками 11 мужчин. Если перенести эту пропорцию на все современное население Азии, то таких потомков получится около 830 миллионов. Анализ случайных мутаций помог примерно определить годы жизни «отцов-основателей» этих родословных, а концентрация обладателей того или иного генотипа указала на регион, где жили их предки.

Еще в 2003 году британский генетик Крис Тайлер-Смит (Chris Tyler-Smith) выяснил, что самым плодовитым отцом в истории является Чингисхан (1155 или 1162 — 1227): он не только имел множество жен и наложниц, но и его сыновья и внуки стали могущественными правителями, повторив репродуктивный успех основателя династии. По мнению Тайлер-Смита, 0,5 процента всех мужчин Земли (около 16 миллионов человек) являются чингизидами — потомками основателя Монгольской империи по мужской линии. Новое исследование подтвердило выводы авторов статьи 2003 года.

Основателем второй великой родословной ученые посчитали маньчжурского князя Гиочанги (умер в 1582 году), внук которого Нурхаци (1559-1626) начал завоевание Китая, а правнук Абахай (1592-1643) основал последнюю императорскую династию Китая — Цин. Прямых потомков Гиочанги по мужской линии сейчас около полутора миллионов.

Остальных великих предков удалось определить лишь приблизительно, но здесь и начинается самое интересное (с точки зрения историка). Шесть родословных (к ним принадлежат 30 процентов обследованных азиатов) стартовали в бронзовом веке (2100 — 300 годы до нашей эры) в трех регионах: Юго-Восточной Азии, Тибете и Восточной Индии, землях «Плодородного полумесяца» и Средней Азии. По мнению ученых, эти линии являются продуктом развития земледелия в цивилизациях бронзового века.

Четыре родословных относятся к 700-1100 годам нашей эры. Потомки одного из их основателей живут на огромной территории — от Леванта до Южной Индии. Возможно, этот предок был связан с экспансией ислама в Евразии, которая происходила в VIII-X веках.

Однако почти 80 процентов обследованных принадлежат к трем родословным. Это потомки носителей алтайских языков, живших в 700-1200 годах нашей эры. Обитают они на территориях, относящихся к знаменитому Великому Шелковому пути — караванной дороге, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем. Кроме уже идентифицированных исторических персонажей (Чингисхан и Гиочанги) одну из родословных основал исторический персонаж, живший в IX-X веках. В ту эпоху за контроль над евразийской торговой артерией боролось несколько государств — тангутское Си Ся, чжурчжэньское Цзинь, киданьское Ляо. Наиболее вероятной кандидатурой ученые называют киданя Абаоцзи, основателя Ляо (умер в 926 году).

Авторы исследования подчеркивают, что определить исторических предков с бесспорной точностью можно, обнаружив их останки и проведя анализ ДНК. Пока же историкам остается лишь строить догадки, прикидывая, у кого из известных личностей могла быть возможность иметь много жен и детей в то время, когда возникли описанные последовательности нуклеотидов. Тем не менее ученые указывают на главные исторические процессы, создавшие «многодетных» правителей: образование кочевых империй в средневековой Евразии и крупных государств бронзового века в Юго-Восточной Азии.

Но самое большое потомство после себя оставили именно лидеры кочевых народов. Авторы исследования подчеркивают, что такому успеху способствовало сочетание нескольких факторов. Это и патрилинейный порядок наследования (строго по мужской линии), и отправка сыновей в качестве наместников в отдаленные области, где они брали себе жен и становились родоначальниками новых династий. Наконец, важную роль сыграло изобретение стремени и другие факторы, способствовавшие быстрой экспансии наследующих друг другу «кочевых империй» (от сюнну до джунгаров) по пространству Евразии.

< Назад в рубрику