Россия
14:28, 1 февраля 2015

ИНИОН — что мы потеряли? «Лента.ру» проанализировала масштабы «гуманитарной» катастрофы

Тимофей Шевяков
Фото: Артем Житенев / РИА Новости

Вечером в пятницу, 30 января, в библиотеке Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук начался пожар. Причины возгорания пока не установлены, однако версий уже как минимум три: поджог, замыкание электропроводки и озвученное в эфире радиостанции «Говорит Москва» директором ИНИОН академиком Юрием Пивоваровым возгорание от петарды.

На полную ликвидацию пожара, которому была присвоена третья категория из пяти, потребовалось более суток. Общая площадь возгорания составила около двух тысяч квадратных метров, обрушились перекрытия между вторым и третьим этажами, одна из стен здания и кровля. По официальной информации, сотрудникам МЧС удалось спасти от огня библиотечное хранилище, в котором находилось более 14,2 миллиона документов. Тем не менее произошедшее можно назвать крупнейшей катастрофой для российских гуманитарных наук.

Что такое ИНИОН РАН и его библиотека?

Сгоревшее книгохранилище было создано 7 февраля 1969 года на базе Фундаментальной библиотеки общественных наук (ФБОН) АН СССР имени В.П. Волгина, основанной на заре советской власти в 1918 году. ФБОН, а затем и ФБ ИНИОН начиная с 1920 года получали обязательный бесплатный экземпляр всех издававшихся книг, журналов и газет по социальным и гуманитарным наукам. Комплектование иностранной литературы осуществлялось прямыми закупками в зарубежных странах и по линии книгообмена. Библиотека ИНИОН — четвертая в стране по объемам фондов и вторая в Москве после Российской государственной библиотеки («Ленинки»). Организационно состоит из центральной библиотеки и библиотек академических учреждений Москвы.

Одной из основных задач сотрудников библиотеки с момента ее основания была научно-методическая работа по проблемам библиотековедения и библиографоведения. Иными словами, ИНИОН помогал исследователям информацией о выходящих по различной тематике работам. Чтобы ориентироваться в колоссальном объеме информации, ИНИОН выпускает специализированные ежемесячные журналы с перечнем и обзорами новых изданий по социо-гуманитарным наукам, а также тезаурусы — справочники ключевых слов, позволяющие оперативно найти интересующую исследователя работу. Библиотека ведет международный книгообмен с 723 партнерами в 112 странах мира, входит в Российскую библиотечную ассоциацию (РБА) и Международную федерацию библиотечных ассоциаций (ИФЛА).

Что было в хранилищах?

Книжный фонд библиотеки до пожара насчитывал 6 миллионов единиц хранения, фонд периодических изданий — 7,5 миллиона, фонд аудиовизуальных материалов (включая микрофильмы) — 19 тысяч, рукописных материалов — 121 тысяча, диссертаций и малотиражных изданий — 450 тысяч. Это документы на древних и современных восточных, европейских и русском языках. В фондах библиотеки хранились редкие издания XVI — начала XX веков, включая несколько тысяч томов Готской библиотеки (большая часть которой была возвращена ГДР в 1956 году). Кроме того, в библиотеке имелись самые полные, а в отдельных случаях и единственные в России собрания документов Лиги наций, международных организаций, парламентские отчеты США (с 1789 года) и Англии (с 1803 года). Коллекция книг на славянских языках считалась одной из крупнейших в России и в мире, а многие журналы были представлены комплектами за сто и более лет — и это не говоря об уникальном собрании региональной периодики времен Гражданской войны 1917-1922 годов.

Что утрачено?

На первом этаже здания ИНИОН РАН находились книгохранилище и серверная — именно там располагалась оцифрованная часть служебного каталога библиотеки и оцифрованные копии изданий. На втором этаже — часть научных отделов и служебные помещения. На третьем, где, собственно, возник пожар — научные отделы, читальные залы, карточный каталог и хранилище современных изданий.

Электронный каталог и базы данных библиотеки содержали около 3,5 миллиона записей, однако в результате тушения пожара серверная была залита водой, и сохранность оцифрованных данных остается под вопросом. Сайт ИНИОН РАН на данный момент недоступен. Большая часть информации по хранившейся в фондах литературе находилась в алфавитном и предметном карточных каталогах, полностью уничтоженных пожаром.

Что в итоге?

С высокой долей вероятности фонды библиотеки если и не пострадали от огня, то серьезно пострадали от воды. Кроме того, хранилище на данный момент находится практически под открытым небом, что также не способствует сохранности старинных книг и — в особенности — газет и журналов. Для просушивания миллионов единиц хранения требуются гигантские площади и колоссальные ресурсы. Так что, скорее всего, часть фондов будет безвозвратно утрачена — это в первую очередь касается старых книг и газет, особенно чувствительных к влаге. На приведение в порядок хотя бы части фондов уйдут месяцы, если не годы.

Но и это не все — в условиях, когда отсутствует карточный каталог и неизвестна судьба электронных описей, на первое место встает вопрос об инвентаризации и фактическом восстановлении каталога с нуля. С учетом того, что здание библиотеки, вероятнее всего, восстановлению не подлежит, для каталогизации потребуется как минимум сравнимое помещение — и несколько лет упорного труда.

Перевозка сохранившихся фондов вызывает у специалистов справедливые опасения. Ведь 14 миллионов единиц хранения — это не один и не два грузовика, а при отсутствии описей утрата книг при транспортировке практически неизбежна. Вопрос о том, не всплывут ли на черном букинистическом рынке книги со штампами ИНИОН РАН, остается открытым.

И самое печальное то, что российские исследователи на долгие годы, если не навсегда, утратили доступ к необходимой для их работы информации. Многие издания, хранившиеся в библиотеке ИНИОН РАН, имели дубликаты в той же «Ленинке» — однако, как показывает практика, для исследователя они практически недоступны. Многие «маловостребованные» книги хранятся в заштабелированном виде в Можайске, еще часть — в Химках. Произошедшее в пятницу — настоящая катастрофа для российских социальных и гуманитарных наук, и если руководство страны не примет оперативные меры для восстановления уникальной библиотеки, Россия рискует навсегда утратить свои позиции в научном мире.

< Назад в рубрику