По сообщениям руководства Минобороны, конкурс на новый автомат для российской армии выиграл концерн «Калашников». Насколько предсказуема была эта победа, чем она примечательна и что будет дальше с отечественным стрелковым оружием? «Лента.ру» попробовала ответить на эти и некоторые другие вопросы.
В чем состоял конкурс?
При разработке комплекта новой экипировки бойцов «Ратник» одним из важнейших был выбор так называемого стрелкового комплекса. В него, в числе прочих образцов оружия (таких, как пулеметы и снайперские винтовки), вошли автоматы двух калибров, под боеприпасы 7,62x39 и 5,45x39. Именно эти автоматы и отбирались на конкурсе.
Кто претендовал на победу?
Участников было два. Первый — концерн «Калашников» (бывший «Ижмаш»), традиционный разработчик и производитель автоматов для отечественной армии. Второй — ковровский «Завод имени Дегтярева».
Несмотря на сугубо оборонный характер производства, в обоих участниках велик интерес частного капитала. «Калашников» контролируется и опекается влиятельной госкорпорацией «Ростех», однако 49 процентов акций концерна с 2013 года принадлежат его гендиректору Алексею Криворучко (главе и акционеру «Аэроэкспресса») и бизнесмену Андрею Бокареву («Трансмашхолдинг», «Кузбассразрезуголь», тот же «Аэроэкспресс»). «Завод имени Дегтярева» принадлежит бизнесменам Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву (группа «Меркурий» — табачный импортер «Мегаполис» и торговая сеть «Дикси»).
Какие образцы выдвигались на конкурс?
По условиям конкурса, участники должны были представить по два автомата (под калибры 5,45 и 7,62 миллиметра), выполненные на единой платформе.
«Завод имени Дегтярева» предложил автоматы А-545 и А-762, представляющие собой развитие модели АЕК-971, созданной в 1980-е годы и участвовавшей еще в предыдущем конкурсе «Абакан» (проводился с 1978 года). Тот конкурс выиграл автомат Никонова АН-94, принятый на вооружение в 1997 году, но не прижившийся в войсках из-за сложности в эксплуатации и капризности. В ковровских изделиях применяется схема «сбалансированной автоматики»: конструкция со взаимным движением затвора навстречу балансиру схожей массы. Это позволяет значительно ослабить отдачу и повысить точность стрельбы очередями, но усложняет и утяжеляет автомат.
Под калибр 5,45 миллиметра «Калашников» предложил АК-12 — по сути, хорошо тюнингованный АК-74М с сокращенной отдачей и дополнительными возможностями. А вот в калибре 7,62 миллиметра неожиданно возник совсем другой автомат — АК-103-3, модернизированный АК-103 из «сотой серии». Хотя формально ижевцы заявили потенциальный выпуск АК-12 и в калибре 7,62 миллиметра.
Как оценивались изделия?
Вся информация, поступавшая с испытаний, сводилась к тому, что ковровский автомат незначительно, но превосходит АК-12 по кучности, в целом демонстрируя схожие результаты. В 2013 году сообщалось, что военные склоняются к ковровскому варианту. С другой стороны, известно, что наследники АЕК технологически сложнее АК-12, а значит, дороже в производстве. Заявление замминистра обороны Юрия Борисова о том, что АК-12 выиграл по соотношению «цена-качество» надлежит рассматривать еще и в этом ключе.
В течение 2014 года никакой дополнительной информации не поступало, оглашение результатов конкурса неоднократно откладывалось. Наконец, в январе 2015 года, руководство Минобороны признало победу ижевцев.
Каков выигрыш военных?
Строго говоря, военные способны решать поставленные задачи и имеющимися образцами АК-74М, особенно при условии оснащения бойцов остальными компонентами экипировки «Ратник», резко повышающими их возможности на поле боя (в первую очередь, по индивидуальной защите, связи и управлению). И какой бы автомат они ни получили в итоге, он все равно будет лучше АК-74М.
С инженерно-технической точки зрения все выглядит так, что автомат ковровцев несколько лучше ижевского, однако мы не знаем в деталях ни экономику его производства, ни оценку эксплуатационных качеств, ни состав и активность закулисных групп давления по обе стороны конкурса.
Какова цена вопроса для участников?
Стоимость автомата АК-12 до девальвации рубля оценивалась производителями в 1000 долларов. Стоимость производства модернизированного автомата АК-74М, по сообщениям СМИ, достигала 22 тысяч рублей. Известно, что ковровский автомат технологически сложнее и несколько дороже ижевского.
Таким образом, при анонсированном годовом объеме поставок в пределах 50-70 тысяч стволов сумма закупок составляет приблизительно 2-2,5 миллиарда рублей в старых ценах. Много это или мало? Смотря для кого.
Выручка «Завода имени Дегтярева» в 2013 году — 13,7 миллиарда рублей, в 2014-м — 22 миллиарда рублей. Выручка концерна «Калашников» в 2013-м — 2,28 миллиарда рублей, в 2014-м — 9 миллиардов рублей (оценка), при этом завод реализует масштабную инвестиционную программу и нуждается в средствах.
Вопрос о том, кому из игроков рынка этот заказ был важнее, очевиден. Кроме того, в прессе неоднократно отмечалось, что загруженный заказами завод в Коврове не готов при случае с ходу осваивать полный объем выпуска новых автоматов и намерен поделиться им с другими площадками.
Также сообщалось, что «Завод имени Дегтярева» претендует и на другие образцы стрелкового комплекса «Ратника», в частности готов выставить в поле образец пулемета в калибре 5,45 миллиметра (функционального аналога американского M249 SAW, разрабатываемого по ОКР «Токарь»). Не исключено, что, по доброй советской традиции, участники конкурса мирно поделят поставки для Минобороны и сосредоточатся каждый на своей задаче.