Эр-Рияд готов сократить нефтедобычу и тем самым спровоцировать рост стоимости нефти, если Россия перестанет поддерживать Башара Асада. Впрочем, если Москва согласится на эту сделку, от нее выиграет давний соперник Саудовской Аравии — Иран. Об этом сообщает газета New York Times. «Лента.ру» предлагает читателям перевод этой статьи.
Саудовская Аравия пытается надавить на президента России Владимира Путина, чтобы заставить его отказаться от поддержки президента Сирии Башара Асада. В качестве рычага воздействия Эр-Рияд пользуется способностью влиять на мировой нефтяной рынок в тот момент, когда российское правительство испытывает трудности из-за резкого падения цен на черное золото.
Представители Вашингтона и Эр-Рияда сообщают, что Саудовская Аравия и Россия за последние несколько месяцев провели ряд переговоров, которые еще не дали каких-либо заметных результатов. Пока не понятно, насколько тесно во время этих встреч представители королевства увязывали нефтяной вопрос с сирийской проблемой. Но как утверждают саудовские чиновники (и как они сообщили Соединенным Штатам), благодаря возможности поднять цены на нефть за счет сокращения ее добычи, они могут воздействовать на президента Путина.
«Если нефть способна принести мир в Сирию, я не вижу, как Саудовская Аравия может отказаться от попытки добиться заключения договоренности», — заявил один из представителей саудовских дипломатических кругов. Аналогичным образом на условиях анонимности, чтобы не нарушать требования дипломатического протокола, высказался целый ряд дипломатов, сотрудников разведслужб, а также политиков из США и стран Ближнего Востока.
Любое ослабление поддержки президента Асада со стороны России может стать первым признаком того, что недавние потрясения на нефтяном рынке влияют на мировую политику. Ранее высокопоставленные представители Саудовской Аравии во всеуслышание заявляли, что цена на нефть отражает лишь соотношение спроса и предложения на мировом рынке, и настаивали на том, что не позволят геополитическим соображениям повлиять на экономическую политику страны. Однако они считают, что нынешняя стратегия, которая допускает сохранение низкой стоимости нефти, открывает перед дипломатами дополнительные возможности, в том числе и в вопросе отставки Асада.
Российский президент Владимир Путин неоднократно давал понять, что скорее готов претерпевать экономические трудности, чем сдаться из-за внешнего давления и изменить политический курс. Санкции, примененные США и Евросоюзом в отношении России, не заставили Москву прекратить военное вмешательство в конфликт на Украине, а Путин по-прежнему поддерживает президента Асада, считая его оплотом стабильности в регионе, становящемся все более взрывоопасным из-за исламского экстремизма.
Сирия была одной из основных тем, обсуждавшихся во время ноябрьского визита саудовской делегации в Москву. По словам чиновника из администрации Обамы, за последние несколько месяцев между двумя странами установился постоянный диалог. Остается неясным, какое влияние на эти обсуждения, которые саудовские власти проводили тайно, могла оказать смерть короля Саудовской Аравии Абдаллы, скончавшегося 23 января.
Россия — один из главных покровителей президента Сирии. В течение многих лет русские продавали Сирии военную технику для укрепления сил Башара Асада в их битве с группировками повстанцев, включая «Исламское государство» (ИГ). Москва обеспечивала Дамаск всем — от запчастей и спецтоплива до курсов снайперской подготовки и техобслуживания вертолетов.
Обладая пятой частью мировых запасов нефти, Саудовская Аравия является ключевым членом ОПЕК, способным влиять на ценовую политику картеля за счет снижения добычи черного золота. Ее отказ предпринять какие-либо меры, чтобы остановить падение цены нефти, породил массу теорий о том, какую цель при этом преследуют саудиты. А официальные лица королевства намекали, что не прочь обрушить нефтяные котировки, чтобы наказать конкурентов, добывающих углеводороды более затратным методом гидравлического разрыва пласта.
«У них практически все козыри», — заявил сенатор Энгус Кинг, независимый кандидат от штата Мэн, вернувшись из поездки в Саудовскую Аравию. «У них куда больше пространства для маневров, чем у остальных стран, — добавил он. — Это похоже на различие между тем, у кого есть миллион долларов в банке, и тем, кто живет от зарплаты до зарплаты».
Резкое падение цен на нефть ударило и по Саудовской Аравии. Но благодаря внушительным запасам углеводородов и накопленному богатству королевству проще пережить нынешний кризис, чем другим нефтедобывающим странам. Эр-Рияду необходима цена выше 100 долларов за баррель, чтобы покрыть государственные расходы, включая раздутый бюджет на проекты по улучшению инфраструктуры. Нынешняя стоимость барреля — около 55 долларов, и дефицит бюджета королевства в 2015 году достигнет 39 миллиардов долларов.
Тем не менее монархия обладает 733 миллиардами долларов в виде накоплений, инвестированных в зарубежные активы с низким риском, поэтому она может позволить себе жить при таких ценах на протяжении нескольких лет. Россия и Иран тем же похвастаться не могут, как, впрочем, и североамериканские нефтяные компании, добывающие сланцевый газ методом фрекинга.
Саудовцы и раньше делали России заманчивые экономические предложения, надеясь добиться уступок по региональным вопросам (таким как ситуация в Сирии). Но никогда еще это не происходило в условиях падения стоимости нефти. Неясно, дадут ли эти переговоры какой-то результат и каким он будет. Между тем пока США поддерживают инициативы, нацеленные на то, чтобы Россия перестала поддерживать Асада, сокращение добычи Эр-Риядом и последующее повышение цены нефти может ударить по многим отраслям американской экономики.
После ноябрьской встречи в Москве саудовского и российского министров иностранных дел — принца Сауда аль-Фейсала и Сергея Лаврова — последний отказался от мысли, что международная политика должна играть какую-либо роль в плане регуляции нефтяных цен.
«Россия и Саудовская Аравия исходят из того, что ценообразование должно быть рыночным, и решающую роль здесь играют спрос и предложение. Мы с саудовскими партнерами против вмешательства неких политических или геополитических замыслов», — заявил Лавров.
По словам американских чиновников, Россия столкнулась с финансовыми сложностями и дипломатической изоляцией из-за международных санкций, ставших результатом вторжения в Крым и на восток Украины. Однако президент Путин хочет, чтобы его продолжали считать ключевым игроком на Ближнем Востоке. На прошлой неделе в Москве прошла конференция, в которой участвовали представители правительства Асада и некоторых сирийских оппозиционных групп. Мало кто из аналитиков верит, что такие переговоры могут привести к серьезному результату, тем более что многие в оппозиции бойкотировали их. Некоторые специалисты по России полагают, что Путин не пойдет ни на какую сделку, предполагающую прекращение поддержки Асада.
«Это было бы серьезным изменением политики Путина, и, на мой взгляд, такой сценарий маловероятен», — полагает Анджела Стент, эксперт по России Школы дипломатической службы Джорджтаунского университета, бывшая сотрудница Национальной разведки.
Способность Саудовской Аравии повлиять на ситуацию зависит от того, насколько серьезно Москва воспринимает снижение доходов от продажи нефти. «Если ситуация плоха и сделка по нефти нужна России прямо сейчас, то саудовцы могут заставить Москву отказаться от своих геополитических интересов», — говорит Ф. Грегори Гоз III, специалист по Ближнему Востоку Школы государственной службы имени Джорджа Буша старшего при Техасском университете A&M.
Что касается Асада, то он совершенно точно не намерен сдаваться. В недавнем интервью журналу Foreign Affairs он заявил, что реальная угроза в Сирии исходит от ИГ и групп, связанных с «Аль-Каидой», и, по его словам, именно джихадисты составляют большинство воюющих на стороне оппозиции.
Американские и арабские чиновники признают, что даже если Россия перестанет поддерживать Асада, у него все равно останется его главный покровитель — Иран, чья помощь помогла сирийскому президенту сохранить власть, в то время как другие диктаторы Ближнего Востока были свергнуты.
Будучи крупным нефтедобытчиком, Иран выиграет, если Саудовская Аравия поможет поднять цены в результате сделки с Россией. «Нравится вам это или нет, вы усилите позиции противника. Иран не проявит гибкости в данном вопросе», — утверждает аналитик Исследовательского центра Персидского залива Мустафа Алани, приближенный Саудовской королевской семьи.
Высокопоставленный сотрудник администрации Обамы утверждает, что военная помощь, которую Россия предоставляет Сирии, отличается от той, что Дамаск получает от Ирана, и если «Россия прекратит оказывать военную поддержку, сирийская армия не сможет действовать».
Ряд арабских стран настаивает на том, чтобы Эр-Рияд и Москва, несмотря на разные взгляды на режим Асада, нашли общий язык и помогли сделать шаг на пути к завершению гражданской войны в Сирии, которая длится уже почти четыре года. Но, как отмечает один арабский дипломат, «в конечном счете, это решение в руках Путина».