Россия
17:54, 4 февраля 2015

Счет для регионов Проверки ОНФ могут привести к отставке губернаторов

Тимофей Шевяков
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

В конце января текущего года Общероссийский народный фронт (ОНФ) сообщил, что около 23 процентов госзакупок совершается с нарушениями закона, из-за чего они практически недоступны для полноценного общественного контроля. Заказчики зачастую просто игнорировали требование публикации данных по исполнению контрактов или публиковали эту информацию с существенной задержкой.

Активность «фронтовиков» не прошла незамеченной, и уже 29 января на заседании Коллегии Счетной палаты (СП) президент России Владимир Путин призвал СП плотнее взаимодействовать с ОНФ в области контроля госзакупок. «Они достаточно эффективно взялись за это дело и очень многое вытаскивают на свет божий. Просил бы вас их поддержать», — заметил Путин.

Экспертами ОНФ проделана колоссальная работа — проанализировано около десяти миллионов контрактов, размещенных на официальном сайте госзакупок за последние три года. Результат поистине обескураживающий: 2 127 000 контрактов, то есть пятая часть до сих пор имеют статус «исполнение». Хотя по закону информация об исполнении или расторжении 1 004 000 контрактов должна была быть опубликована еще год назад. По остальным 1 123 000 контрактов статус требуется поменять на «исполнение завершено» или «исполнение прекращено» в течение 2014 года.

Согласно 94-ФЗ (Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») и 44-ФЗ (Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») на процедуру опубликования данных по исполнению контрактов отводится шесть рабочих дней, из которых три дня предоставляются заказчику для направления сведений и три дня — Федеральному казначейству для размещения сведений на портале zakupki.gov.ru.

Очевидно, что грубейшее несоблюдение сроков публикации свидетельствуют как о возможных нарушениях в процедуре проведения конкурсов, так и, выразимся дипломатично, о нецелевых расходах некоторых региональных чиновников.

Серьезные претензии можно предъявить руководству Тверской области — сведения об исполнении контракта «Автотранспортное обслуживание правительства Тверской области на 2012 год» стоимостью 19,9 миллиона рублей не публикуются уже два года. Также еще в конце 2014 года должны были быть исполнены контракты по ремонту дорожного полотна, устройству тротуара и сплошного перекрытия проезжей части улицы на общую сумму 6,4 миллиона рублей в городе Бологое все той же Тверской области. Данные по исполнению или расторжению этих контрактов отсутствуют. Стоит вспомнить, что тверской губернатор Андрей Шевелев по итогам прошедшего года занял первое место с конца в губернаторском рейтинге ФоРГО и, по оценкам экспертов, может вскоре быть отправлен в отставку. Нарушения, выявленные ОНФ, вполне способны послужить причиной появления в досье чиновника «черной метки» — формулировки «освобожден от должности в связи с утратой доверия».

Конечно, «потерявшиеся» тверские контракты даже близко не стоят с аналогичными сахалинскими, ну да и уровень регионов серьезно разнится — Тверская область, несмотря на выгодное географическое положение, давно депрессивная, а Сахалинская, напротив, из года в год показывает неплохие экономические результаты. Однако это не отменяет необходимости задать руководству региона вопросы, касающиеся исполнения госконтрактов. В частности, ОБУ «Управление зданиями правительства Сахалинской области», заказчик в конкурсах по капитальному ремонту здания правительства области в 2013 году на общую сумму 166,3 миллиона рублей и в 2014 году — на сумму 170,7 миллиона рублей, до сих пор не предоставило информации о том, были ли исполнены обязательства по данным контрактам и успешно ли освоены казенные средства.

Впрочем, особых сомнений насчет того, что средства освоены в срок, пожалуй что и нет. Ведь еще осенью прошедшего года Народный фронт интересовался у Александра Хорошавина «странными» тратами — все на то же здание правительства области с прогремевшими на всю страну витражами и интерактивным наноунитазом в губернаторском кабинете, на закупку дорогостоящих представительских авто, на авиаперелеты и многое другое. По некоторым вопросам руководство региона смогло дать приемлемые ответы, часть скандальных закупок была отменена, и губернатор отделался легким испугом вместо прогнозировавшейся еще в середине 2014 года отставки.

Год назад МКУ «Управление строительства» в Краснодарском крае должно было предоставить информацию по результатам выполнения контрактов по разработке проектно-сметной документации на строительство детских садов общей суммой в 5,5 миллиона рублей. Контракты продолжают числиться в системе как «исполняемые». И это не говоря о том, что их стоимость многим кажется сильно завышенной.

Вопросы о сумме контракта можно адресовать и администрации города Ачинска, что в Красноярском крае. «Выполнение работ по устройству водоотводного железобетонного лотка на автомобильной дороге по ул. 2-я Кирпичная г. Ачинска» было оценено в 1 миллион 68 тысяч рублей, срок исполнения — апрель 2013 года. Контракт, судя по имеющимся данным, по-прежнему находится в статусе «исполнение».

Причина подобной забывчивости чиновников, как правило, заключается отнюдь не в халатном отношении к работе — на это подобные нарушения списать проще всего. Дело в том, что большая часть выполняемых госконтрактов приходится на различного рода работы и услуги, а спустя два года после номинальной даты исполнения доказать, было что-то сделано или нет, — довольно сложно. Был ли в Ачинске железобетонный лоток или нет? Может, и был — да климат уж больно суров, вот и разрушился весь, и следов не осталось (надеемся и верим, конечно, что лоток цел и крепок). Было ли сделано покрытие и тротуар в Бологом? Вполне возможно, но все прекрасно знают, как быстро приходит в негодность дорожное полотно в российских регионах.

Предложение президента в условиях весьма непростой экономической ситуации в стране означает одно: руководителям целого ряда регионов показана желтая карточка. Нецелевые траты, расходы без отчета — все это в прошлом, а формулировка «в связи с утратой доверия» применяется все чаще. И дело не только и не столько в доверии губернаторам главы государства, сколько в доверии к ним граждан, потому что без этого самые прекрасные антикризисные планы останутся лишь на бумаге.

< Назад в рубрику