Неожиданно для всех президент Франции Франсуа Олланд объявил о новом раунде переговоров по украинской проблематике. На пресс-конференции в Париже он заявил, что переговоры пройдут сначала в Киеве в расширенном составе с участием США, а затем Олланд и Меркель поедут в Москву, чтобы обсудить украинскую ситуацию с российским коллегой Владимиром Путиным. «Лента.ру» проанализировала, о чем могут вести речь президенты.
О внезапном приезде Олланда и Меркель в Москву стало известно из пресс-конференции французского президента. В тот момент, когда мировые СМИ распространили новость о помощи украинским властям со стороны США, французский глава государства сообщил, что компанию Джону Керри в Киеве составят и европейские лидеры. Причем в графике канцлера ФРГ на 6 февраля до сих пор значится встреча с премьер-министром Ирака. Правда, перенесенная на три часа раньше. Это означает, что, посетив в четверг Киев, Меркель планирует вернуться в Берлин и уже оттуда направиться в Москву. Впрочем, резко в этот день поменялись планы не только у фрау Меркель — Владимир Путин, в свою очередь, должен был вылететь рано утром в Черкесск и провести там заседание президентских советов по межнациональным отношениям и русскому языку. Но мероприятие отменили, а чуть позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил встречу Путина, Меркель и Олланда в Москве.
Также на пресс-конференции Олланда выяснились некоторые важные подробности очередного раунда дипломатического противостояния. Любопытно, но о готовности идти на компромиссы Олланд заявил практически сразу, без лишней лирики. «На Украине идет война, которая может превратиться в тотальную, — подчеркнул в Елисейском дворце Олланд. — Поэтому мы с Ангелой Меркель приняли решение выдвинуть эту инициативу с целью не просто поговорить, но найти формулировки, которые были бы приняты всеми сторонами. Поэтому сначала мы едем в Киев, а затем к Владимиру Путину». Интересно, что наряду с заявлением французского лидера в информационное поле попала контролируемая утечка информации от источников, которые утверждают, что республикам Новороссии будет предложен «неопределенный статус».
«И это единственно возможный вариант, — считает заместитель директора Института стран СНГ, политолог Владимир Жарихин. — Об этом говорит и мировой опыт. В такой ситуации невозможно решить проблему окончательно и определить статус территорий. Продолжение разногласий по статусу — это продолжение военных действий. А решение об отложенном статусе — это заморозка конфликта».
Кремль в ответ прокомментировал важные для Москвы позиционные точки: помощник президента РФ Юрий Ушаков выразил надежду, что в новом плане будут учтены предложения Путина. И напомнил об известном письме российского президента своему украинскому коллеге Петру Порошенко, в котором предлагался немедленный отвод тяжелой артиллерии. Если бы это было реализовано, то «может быть, удалось бы избежать кровопролития последних дней», — заметил Ушаков. Кроме того, стимулом для встречи, по его мнению, стали «многочисленные инициативы, которые в ходе телефонных переговоров с Меркель, Олландом и Порошенко наш президент высказывал в последнее время».
Рассмотренные в совокупности заявления — как европейских лидеров, так и различного рода «источников», оставляют весьма прихотливое политическое послевкусие. Например, слова французского президента о неприемлемости вступления Украины в НАТО — это один из самых очевидных дипломатических шагов, сделанных за последние месяцы в сторону России. В этом же контексте хотелось бы рассматривать и контролируемую утечку о предполагаемом статусе республик Новороссии. Да, понятно, что это всего лишь исходные переговорные позиции, но зафиксировать некоторые изменения в точке зрения европейских лидеров будет нелишним.
И это чревато важными последствиями: например, стороны вполне могут прийти к смене формата переговоров. Ранее, напомним, функцию регламентирующего документа возлагали на Минский протокол, а когда стало понятно, что выполняется он с большим трудом, стороны пытались найти приемлемую конфигурацию в разных составах переговорщиков — «женевском» (Москва, Вашингтон, Брюссель и Киев) или «нормандском» (где Запад представляют официальные Берлин и Париж).
Всем ясно, что минский формат не оправдал себя в полной мере. Слишком быстро меняется ситуация, а если ее оценивать критериями сентября прошлого года, то видно, насколько изменилась форма, глубина и протяженность так называемой линии соприкосновения, а также количество и качество вооружения, сосредоточенного в зоне боевых действий. Но самое главное, в документе нет четкого понимания, что может послужить основой для мирного урегулирования — к примеру, минское соглашение в своей основе имело тезис о российских войсках на территории Украины. И реализация любых договоренностей наталкивалась, прежде всего, на реакцию Москвы, которая наотрез отрицает наличие вооруженных сил РФ в зоне столкновения.
Поэтому с самого начала 2015 года в дипломатических и аналитических кругах звучали предложения об изменении формата переговоров, предполагающем более широкое участие заинтересованных сил. Помимо России, Украины и Европы политологи предлагали в официальных консультациях представителей самопровозглашенных республик, которые уже спустя месяц после подписания минских бумаг провели выборы, сформировали органы власти и действуют теперь в качестве государственных образований. Одно только это диктует необходимость изменений в формате переговоров. Однако до последнего момента против отхода от минского протокола выступала канцлер Ангела Меркель.
Теперь, похоже, ситуация опять изменилась. Об этом может свидетельствовать пусть и обособленное, очень формальное, едва заметное, но все же участие США в переговорном процессе. Визит государственного секретаря США Джона Керри в Киев чудесным образом совпадает с приездом европейской делегации, а значит, Вашингтон, Париж и Берлин чуть ли не впервые за последнее время «сверят» свои показания и приедут в Москву с новыми инициативами. С этим согласны эксперты, опрошенные «Лентой.ру». Они отмечают, что совсем недавно обсуждения могло и не быть, потому что в то время украинская армия успешно наступала. «И это устраивало всех на Западе, — уверен первый заместитель комитета Госдумы РФ по международным делам, политолог Вячеслав Никонов. — А сейчас, когда они терпят поражение, не устраивает».
Собственно, одно только это позволяет вести весьма интенсивный диалог с западными партнерами. И если источник прав, и республики Новороссии находятся на пороге приобретения нового статуса — это будет своего рода прорыв, поскольку до сих пор западные партнеры не придавали особого значения новым административным образованиям на территории вчерашней Украины. Что в отдаленной перспективе ставит республики Новороссии в принципиально новое положение.
Рабочий визит французского и немецкой глав государств в Москву состоится в пятницу, в 17:00. До этого в течение нескольких часов пройдут экспертные консультации переговорных команд из всех трех стран.