С начала года цены выросли на 3 процента. По данным Росстата, это более чем вдвое превышает показатель января 2014-го. Тем не менее Центробанк заверяет — экономический спад приведет и к снижению темпов инфляции. Поэтому ослабление «финансовых гаек» — снижение ключевой ставки ЦБ на 2 процентных пункта — вполне логично. Параллельно российской экономике подготовили дополнительные рублевые «инъекции» непосредственно от государства — 525 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) направляется на инфраструктурные проекты.
Эти проекты были одобрены еще в прошлом году, до того, как кризис перешел в острую фазу. Но обвал цен на нефть, падение доходов бюджета и необходимость масштабных антикризисных вливаний заставили правительственных чиновников заговорить о возможности сокращения так называемых «производственных» расходов. То есть затрат, не связанных с «социалкой» и обороной.
В этой «группе риска» оказались и потенциальные получатели средств ФНБ. Министр финансов Антон Силуанов 28 января, выступая в Совете Федерации, предупредил — «в нынешних условиях использование средств ФНБ нужно осуществлять крайне осторожно». А 30 января первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил депутатам Госдумы: «Мы будем финансировать проекты только в том случае, если составляющая частного бизнеса будет при этом, безусловно, выполнена. Там, где частный инвестор не сможет выполнить свои обязательства либо параметры такого участия меняются, мы предложим, наверное, в настоящий момент такие проекты отложить».
Однако уже 3 февраля, открывая совещание, посвященное как раз использованию ФНБ, Владимир Путин заявил: «В современных условиях далеко не все соинвесторы, особенно частные соинвесторы, в состоянии будут реализовать, обеспечить исполнение всех планов, а поэтому нам нужно самим внимательно посмотреть на то, что в этих условиях должно и может сделать государство». А по итогам совещания у главы государства министр экономического развития Алексей Улюкаев подтвердил незыблемость планов властей по поводу финансирования инфраструктурных проектов. В общей сложности 525 миллиардов рублей будет направлено на модернизацию БАМа и Транссиба, «Ямал СПГ», строительство АЭС «Ханхикиви-1», а также Центральной кольцевой автодороги. Лишь вопрос о предоставлении 217 миллиардов рублей на железнодорожную ветку Кызыл — Курагино будет рассмотрен дополнительно.
При этом Улюкаев подчеркнул, что средства ФНБ не будут тратиться на антикризисные меры. По его словам, правительство рассчитывает на возвратность и доходность при размещении денег нацфонда. Между тем ничто так не может пополнить авуары правительства, как девальвация. По данным Минфина, только в 2014-м Резервный фонд и Фонд национального благосостояния выросли более чем в полтора раза, благодаря падению рубля.
Иными словами, ЦБ не удалось снизить темпы инфляции, но зато отпущенный в свободное плавание курс обеспечил правительство дополнительными рублевыми ресурсами. Недавнее снижение ключевой ставки не дает нацвалюте сильно укрепиться, несмотря даже на наметившийся рост мировых цен на нефть. Следовательно, государство опять в плюсе.
Правда, в плюсе и инфляция. Тем более что многомиллиардные инфраструктурные инвестиции ФНБ непременно посодействуют увеличению денежной массы. Но инфляционное стимулирование экономического роста — довольно популярный рецепт. Хотя при его использовании не следует забывать о том, что рост цен имеет и политические побочные эффекты.