Главной темой проходившей в столице Баварии 51-й Мюнхенской конференции по безопасности стала ситуация на Украине. Практически каждый, кто выступал на форуме, считал своим долгом покритиковать политику Москвы. Выступление Сергея Лаврова вообще оказалось в центре скандала. Сидевшие в зале политики, дипломаты и представители бизнеса встретили его речь смехом и едкими комментариями.
То, что российской делегации в Мюнхене окажут холодный прием, было понятно сразу. Самолет главы МИД России Сергея Лаврова, приземлившийся в Мюнхене, на взлетно-посадочной полосе ждали четыре флага: Европейского Союза, Германии, США и Украины.
Основное внимание участников конференции по безопасности в баварской столице, несмотря на другие заявленные в повестке дня темы, было приковано к ситуации на Украине. Фактически все, кто прорывался к трибуне, считали своим долгом высказаться по этому поводу и подвергнуть жесткой критике политику России.
Первой выступала канцлер Германии Ангела Меркель, накануне прилетевшая из Москвы, где она проводила переговоры с российским и французским президентами — Владимиром Путиным и Франсуа Олландом. О подробностях этой встречи глава правительства ФРГ не сообщала, отметив, впрочем, что «этот визит имел смысл».
Речь канцлера публика, среди которой были более 20 глав государств и правительств и около 60 министров иностранных дел и обороны, встречала аплодисментами. Сидящие в зале рукоплескали, когда Меркель тепло приветствовала президента Украины Петра Порошенко.
Между тем самого украинского лидера и делегатов из США в выступлении Меркель волновал всего один вопрос — согласна ли Германия предоставлять Киеву вооружение. На это глава правительства ФРГ ответила отказом: «Вы знаете, я убеждена, что этот конфликт нельзя решить военным путем, поэтому мы решили сосредоточить наши усилия на поиске дипломатических решений. Понимаю ваш вопрос, разрешить украинский кризис нельзя путем поставок оружия. В регионе и так много оружия. Это не привело к прекращению конфликта. Больше мне нечего сказать. (…) Я часто встречаюсь с Порошенко, у нас с ним разные точки зрения по этому вопросу», — заявила она. Германские представители бизнеса, эксперты и журналисты, с которыми удалось пообщаться «Ленте.ру», полностью поддержали позицию канцлера.
Решив не поставлять Киеву оружие, Меркель отметила, что в вопросе увеличения финансовой помощи Украине ЕС «должен и может сделать больше для Киева». Сейчас, по словам канцлера, Брюссель ведет переговоры с МВФ об оказании экономической поддержки Украине.
Рассуждая об отношениях между Брюсселем и Москвой, Меркель отметила, что ЕС выступает за строительство безопасности совместно с Россией. «Мы не за раскол, мы не против России. Эта страна должна внести свой вклад в разрешение украинского кризиса, предпринять шаги для соблюдения минских договоренностей», — заявила она.
В своей речи Меркель также намекнула, что в будущем Берлин собирается проводить более напористую внешнюю политику. Об этом ранее заявлял министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер: «Германия должна быть готова к тому, что ей придется быть более вовлеченной в международную политику и в сферу обеспечения безопасности». Как рассказали «Ленте.ру» германские журналисты и представители экспертного и бизнес-сообщества, выступление Mutti (матушка), как ласково называют Меркель в Германии, было блестящим. Они особенно гордятся тем, что канцлер занимается поиском решения украинского вопроса.
Сильнее всего мировые СМИ ожидали заявления Сергея Лаврова, выступавшего сразу после Ангелы Меркель. Открывая сессию российского министра, председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер предупредил главу МИД России: «Для вас это будет не очень приятное событие. Но знаю, что вы готовы объяснить российскую точку зрения». Свою речь глава МИД начал, заметно волнуясь, говорил он при этом достаточно резко и быстро. Лавров заявил о наличии «системных проблем в организации европейской безопасности и в международных отношениях в целом». По словам Лаврова, «конструкция стабильности, опирающаяся на Устав ООН и хельсинкские принципы, давно подорвана действиями США и их союзников в Югославии, которую разбомбили, в Ираке, Ливии, расширением НАТО на Восток, созданием новых разделительных линий».
«Проект построения "общеевропейского дома" не состоялся именно потому, что наши партнеры на Западе руководствовались не интересами возведения открытой архитектуры безопасности при взаимном уважении интересов, а иллюзиями и убеждениями победителей в холодной войне. Торжественно взятые в рамках ОБСЕ и Совета Россия — НАТО (СРН) обязательства не обеспечивать собственную безопасность за счет безопасности других остались на бумаге, а на практике были проигнорированы», — заявил он.
Министр также обвинил США и ЕС в том, что они «предпринимали шаги, ведущие к эскалации ситуации на Украине, а также в том, что они руководствуются политикой «двойных стандартов». «Нам очень трудно объяснить, почему в сознании многих наших коллег на Украину не распространяются универсальные принципы урегулирования внутренних конфликтов, предполагающие, прежде всего, инклюзивный политический диалог между протагонистами. Почему в случаях, например, с Афганистаном, Ливией, Ираком, Йеменом, Мали, Южным Суданом наши партнеры настойчиво призывают правительства договариваться с оппозицией, с повстанцами, в отдельных случаях — даже с экстремистами, а в отношении украинского кризиса поступают иначе, фактически потакая силовой операции Киева, вплоть до оправдания или попыток оправдать применение кассетных боеприпасов», — сообщил Лавров.
Обстановка на форуме еще больше накалилась, когда министр стал отвечать на вопросы зала. За это время со стороны коллег ему пришлось услышать немало критики в адрес российской внешней политики. Так, председатель комитета Европарламента по внешней политике Эльмар Брок упрекнул Россию в том, что она нарушила «принцип украинского суверенитета». Сергей Лавров в свою очередь ответил, что присоединение Крыма соответствует праву наций на самоопределение, закрепленном в Уставе ООН. В этот момент делегации западных стран вместе с Броком начали громко смеяться и свистеть. Российский министр отреагировал достаточно спокойно, отметив при этом, что ему тоже было смешно, когда председатель комитета Европарламента по внешней политике задавал этот вопрос, однако он сдержался.
«В Крыму был проведен референдум о независимости, а затем о присоединении к России. В Косово не было никакого плебисцита, хотя президент США Барак Обама недавно заявил, что Косово — образцовый случай, потому что там люди проголосовали на референдуме. Хотя его там не было, как и многих других "референдумов". Объединение Германии происходило без всякого референдума, и мы были активными сторонниками этого», — продолжил министр. Однако после этого высказывания Лаврова в зале послышались возражения и достаточно едкие комментарии. Министр в свою очередь заявил: «Можно, конечно, над этим смеяться. Тогда просто кто-то от этого получит удовольствие. Смех тоже, говорят, продлевает жизнь».
Представители научного и бизнес-сообщества Германии речь Лаврова комментировать отказывались, отвечая лишь, что министр «смог донести до них позицию Москвы». Тем временем российские эксперты давали не такие однозначные оценки. Одни считали, что «Лавров сказал западным странам то, что они не хотели слушать», другие, что в своем выступлении глава МИД затронул только те вопросы, из-за которых «Россия обиделась на Запад» и лучшего результата можно было бы добиться, «придерживаясь более жесткой линии». По словам источника в российской делегации, стороны берут одни и те же факты, в частности это касается минских договоренностей, и по-разному их интерпретируют, обвиняя таким образом друг друга в одних и тех же нарушениях.
На «полях» форума Сергей Лавров провел много двусторонних встреч. Особый ажиотаж журналистов, как и ожидалось, вызвали переговоры с министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером и госсекретарем США Джоном Керри. Незадолго до начала встречи главы российского МИД с американским коллегой на форуме выступал вице-президент США Джозеф Байден. Его речь была достаточно жесткой.
Так, американский политик заявил, что главной задачей Запада станет усиление НАТО. Для этого он призвал страны альянса исправно вносить в него по два процента от бюджета государства и усилить экономические меры против России. «Хочу сказать откровенно, что целью США не является коллапс или целенаправленное ослабление российской экономики. Но президент Путин должен сделать простой выбор — убраться из Украины или стать жертвой продолжительной самоизоляции и растущих экономических проблем у себя дома (…). Мы должны позаботиться о том, чтобы ни одна страна — ни Россия, ни какая-либо другая страна — не могла бы использовать энергоносители в качестве оружия, чтобы завоевывать другие государства. Мы давно знали о том, что зависимость от единственного энергетического потока несет в себе эту большую проблему, решать которую теперь настало время», — заявил Байден.
Несмотря на такое выступление второго лица в США, встреча между Керри и Лавровым прошла в достаточно дружелюбной атмосфере. Переговоры, продолжавшиеся полтора часа проходили с глазу на глаз (без экспертов и членов делегаций). Российский министр, как впоследствии стало известно, рассказывал своему американскому коллеге о том, что Москва готова к сотрудничеству с Вашингтоном, однако она не будет действовать в ущерб своим национальным интересам.
Один на один пообщался за закрытыми дверями Лавров с главой МИД ФРГ. Выходя к прессе и уже прощаясь друг с другом, Штайнмайер вдруг сказал: «Мы не собираемся упускать этот шанс». Можно предположить, что речь шла о переговорах в «нормандском формате».
Еще среди важных переговоров можно выделить первую встречу российского министра с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, занявшим этот пост в октябре 2014 года. Ранее глава альянса выступил с примирительным заявлением, согласно которому «НАТО хотя и собирается укрепить свои восточные территории, не хотела бы конфронтации с Москвой». Впрочем, переговоры с Лавровым Столтенберг афишировать особо не хотел. До представителей СМИ долетели только обрывки фраз, которыми перекинулись российский министр и его визави. Так, Лавров спросил, видел ли когда-нибудь генсек НАТО звездопад, во время которого принято загадывать желание. Получив отрицательный ответ, глава внешнеполитического ведомства России отметил, что много раз видел, однако желание загадать никогда не успевал. Журналистам, которых после этого попросили оставить дипломатов наедине, оставалось ломать голову, пытаясь понять, что конкретно хотели этим сказать друг другу Лавров и Столтенберг.
Неожиданно резким на конференции стало выступление президента Финляндии Саули Ниинисте, заявившего о необходимости антироссийских санкций. «Нынешний курс необходимо сохранить, если потребуется». При этом он отметил, что Россию следует наказывать за международные нарушения, однако изолировать Москву нельзя.
Как рассказал «Ленте.ру» директор Центра ситуационного анализа РАН академик Владимир Барановский, конференция показала, что между странами существуют противоречия относительно того, какими в будущем должны быть отношения между Россией и Западом. «Форум продемонстрировал, какие нюансы существуют в позициях разных стран. Одним из главных противоречий внутри ЕС и между Брюсселем и Вашингтоном, в частности, считается вопрос о поставках оружия Украине. Еще позиции государств не совпадают в вопросе, относительно того, стоит ли им иметь дела с Россией. Ряд стран выступают за выстраивание отношений с Москвой, хотя это и не самая популярная тема. Так, например, Вольфганг Ишингер активно проталкивает воссоздание европейской архитектуры с Россией вместе с ОБСЕ или на основе ОБСЕ. Я бы сказал, что он как раз сохраняет надежды на будущее, пусть и достаточно хрупкие», — заявил он.
Представители российского экспертного и бизнес-сообщества отмечали, что, несмотря на резкие заявления в адрес России, звучавшие на форуме, в кулуарах градус напряжения был несколько снижен.
На форуме западные страны, всячески поддерживая Украину и ее президента Петра Порошенко, предпочитали не говорить о том, что они не собираются принимать Киев в НАТО. Однако об этом открыто говорится в тексте доклада, опубликованного накануне конференции. «Несмотря на то, что многие государства считают, что Украина, будучи свободной страной, может выбрать любой путь, мы категорически не хотели бы видеть ее членом Североатлантического альянса в ближайшем будущем», — говорится в тексте.