Доходы бюджета России сократятся в этом году более чем на 2 триллиона рублей. Бюджетный дефицит составит 3,8 процента. В условиях экономических трудностей власти вынуждены искать дополнительные источники финансирования. В 2008-м бизнес получил налоговые послабления. Теперь государство шаг за шагом от них отказывается. Уголовные дела против предпринимателей заводятся ежедневно: люди в погонах выжимают из бизнесменов долги перед государством.
«Перестаньте кошмарить бизнес!» — эту фразу произнес президент Дмитрий Медведев в 2008 году. Предпринимателей признали опорой государства, им пообещали массу льгот, и вообще, они должны были послужить фундаментом для российской эры инноваций.
В 2009 году Медведев подписал закон, направленный на декриминализацию бизнеса. Документ смягчил ответственность за уклонение от уплаты налогов. В нем содержалось два ключевых положения. Первое — привлекать предпринимателей к ответственности стали не следователи, а налоговики. Второе — бизнесмены получили шанс на спасение. Тот, кого поймали на неуплате впервые, освобождался от преследования при погашении долга перед государством.
Этот акт был призван сократить число «посадок» предпринимателей и вывести их из тени. «Экономическое преступление — это все же не убийство. Сажать в тюрьму из-за денег не стоит», — такой логикой руководствовалась власть. Похоже, государственные приоритеты меняются. Чем хуже дела в экономике, тем жестче отношение к бизнесу.
На последнем заседании правительства министр экономического развития Алексей Улюкаев сыпал неприятными цифрами. Доходы страны сократятся на 2,34 триллиона рублей, дефицит бюджета достигнет 3,8 процента. Всему виной — сильная зависимость России от стремительно дешевеющих энергоносителей. Улюкаев пояснил, что недополученная прибыль от продажи нефти и газа составила 2,2 триллиона рублей.
В таких условиях надо сокращать расходы. Чуть раньше глава Минфина Антон Силуанов предложил непопулярное решение: не индексировать зарплаты бюджетников и социальные выплаты. С одной стороны, это позволит снизить давление на бюджет. С другой — сократит потребление и спрос, в том числе на импортные товары.
Урезая траты, не стоит забывать и о дополнительных источниках доходов. Так, в бюджет вольются 500 миллиардов рублей из Резервного фонда. Это поможет государству исполнить обязательства перед населением. И, разумеется, важнейшая доходная статья — это налоги. Самый простой вариант — ужесточить требования к бизнесу.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в последние годы предприятия наращивают отчисления в бюджет. Так, с января по октябрь 2014 года ФНС собрала более двух триллионов рублей налога на прибыль. Годом ранее этот показатель был на 15,6 процента меньше — 1,76 триллиона. Кроме того, удалось получить 1,82 триллиона налогов на добавленную стоимость (в 2013-м — 1,55 триллиона, на 17 процентов меньше). Но и этого оказалось мало.
Весь прошлый год прошел в налоговых войнах. Много копий было сломано при обсуждении налога с продаж. От него в итоге отказались. Затем бизнес огорошили введением нового налога, который окрестили «туалетным сбором». В первой версии его предлагалось взимать с 22 видов деятельности. Платить должны были владельцы кафе, ремонтных мастерских, общественных туалетов, небольших магазинов. В финальном варианте оставили только торговые точки. Пока новый налог могут вводить только города федерального значения. И хотя он касается далеко не всех предпринимателей, вектор понятен. Государство будет затыкать дыры в бюджете в том числе и за счет коммерсантов. Чтобы получить побольше денег, придется снова «покошмарить» бизнес.
Следователям развязали руки еще в прошлом году. В результате число уголовных дел против бизнесменов выросло. Так, о проблемах с налоговыми органами «Ленте.ру» рассказал гендиректор одной из строительных компаний Москвы. Еще в начале 2014 года инспекцию насторожило, что организация заметно увеличила расходы в декларациях на добавленную стоимость и на прибыль. Бизнесмен узнал, что ФНС может изъять собственность компании в качестве возмещения неуплаченных средств. Чтобы налоговикам ничего не досталось, бизнесмен продал часть имущества предприятия — 20 автомобилей — дочерним компаниям по низким ценам. Он думал, что государство по-прежнему мягко относится к предпринимателям, и это сыграло с ним злую шутку.
Оперативники без труда доказали его преступный умысел и обвинили его в сокрытии имущества от конфискации. По мнению следствия, бизнесмен виновен в невыплате 55 миллионов рублей. 29 января против него возбудили дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов). Теперь он ждет вызова в Следственный комитет.
Раньше с ним бы поступили иначе. «Налоговая инспекция выявляет факт уклонения от налогов. Мы доказываем наличие умысла, то есть выясняем, по какой причине произошла неуплата. Результаты оперативно-розыскной деятельности направляются в Следственный комитет вместе с материалами налоговой проверки. После того как следователь возбуждает уголовное дело, мы осуществляем его оперативное сопровождение», — рассказал «Ленте.ру» о прежней схеме работы с налоговыми преступлениями начальник ОЭБиПК УВД по ЗАО подполковник полиции Роман Астахов. Сложная экономическая ситуация внесла в эту схему коррективы. По сути, произошел поворот от декриминализации бизнеса к войне силовиков против «уклонистов».
«Смягчения законодательства в сфере уклонения от уплаты налогов нет и не предвидится. Наблюдается обратная тенденция. Уже с прошлого года вступили в силу поправки, вернувшие прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым статьям. Теперь следователи могут заводить дела самостоятельно, без налоговой проверки, при формальном согласовании с налоговыми органами», — отметил в беседе с «Лентой.ру» старший юрист адвокатского бюро DS Law Денис Зайцев.
Иными словами, отныне первую скрипку играют следователи. Получив такие полномочия, оперативники засучили рукава и принялись за работу. Дела против «уклонистов» заводятся каждый день. А правоохранительные органы возвращают бюджету сотни миллионов рублей. Из последних примеров: в конце января в казну вернулись 380 миллионов, не заплаченные одним из банков в Санкт-Петербурге. В силовых структурах шутят, что Следственный комитет и полицейские уже окупили свою работу и даже вышли в плюс.