Смазка мозгового центра В России готовится очередная реформа госуправления

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Четкого понимания, как выводить национальную экономику из кризиса, у властей нет. Зато антикризисный штаб, похоже, сформирован. Владимир Путин в минувшую пятницу обсуждал экономические проблемы с ключевыми правительственными чиновниками, президентским помощником Андреем Белоусовым, главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной, президентом Сбербанка Германом Грефом и экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Никаких конкретных решений на этом совещании принято не было. Но судя по последующим «утечкам», кое-какие из обсуждавшихся в Ново-Огарево вопросов могут привести к довольно серьезным переменам.

Один из них — реформа госуправления. Эту тему поднял Герман Греф. И, как отмечают участники совещания, президент отреагировал на предложения и замечания главы Сбербанка «очень серьезно».

Напомним, Греф в начале нулевых патронировал Центр стратегических разработок, который готовил первую путинскую программу реформ. По оценкам самого Грефа, эта программа, названная «Стратегия-2010», была реализована примерно на 40 процентов. А ключевая неудача — как раз сохранение неэффективной системы госуправления.

«Если бы можно было вернуться в 2000 год, я бы во главу всего поставил реформу власти как ключевую», — признавал Греф еще пять лет назад. С тех пор редкое публичное выступление главы Сбербанка обходилось без указания на этот нюанс. Так, на форуме «Россия зовет» Греф подчеркивал, что одна из главных причин нынешнего тяжелого экономического положения — отсутствие четкого понимания того, что происходит. «Экономические законы — мы думаем, что они носят какой-то резиновый характер и их можно натянуть на все, что хочешь. Но так не бывает», — констатировал он.

Герман Греф

Герман Греф

Фото: Александр Щербак / «Коммерсантъ»

Указ о начале в России административной реформы президент Владимир Путин подписал еще 23 июля 2003 года. Несколько лет чиновники занимались разграничениями полномочий между центром и регионами, органами государственного управления и саморегулируемыми организациями бизнеса. Даже пытались развести государственное управление с функциями политического руководства страной. Результат не впечатлил.

Удалось, правда, в рамках правительства выстроить «трехуровневую» систему управления, при которой за федеральными министерствами оставили определение общей стратегии развития отраслей, а оказание так называемых государственных услуг, управление государственным имуществом, а также правоприменительные функции возложили на агентства. Конструкция вышла менее громоздкой и не такой многоступенчатой, как раньше. Однако ее создание вылилось в большое количество межведомственных конфликтов, и от нее по-тихому отказались.

О реформе госуправления как о первоочередной задаче Герман Греф говорил и на недавнем Гайдаровском форуме. Примечательно, что это условие модернизации экономики он поставил на первое место. И только потом повел речь о диверсификации и снижении зависимости от «нефтяной иглы», повышении конкурентоспособности и ответственной бюджетной политике.

Нынешняя правительственная структура даже не предполагает наличие «мозгового центра», который отвечал бы за формирование идеологии институциональных преобразований и их реализацию. Функционал Минэкономразвития, по своему происхождению наиболее близкого к выполнению этой задачи, свелся к разработке антикризисных мер и экспертизе проектов, претендующих на деньги Фонда национального благосостояния. О каких-то инициативах аппарата правительства тоже не слышно с тех пор, как в 2013 году пост главного администратора кабмина покинул Владислав Сурков.

В итоге «у правительства сейчас роль почтового ящика, который все предложения и развилки министерств перенаправляет в Кремль», цитирует газета «Ведомости» одного из сотрудников администрации президента.

Иными словами, если реформа госуправления будет одобрена — начинать ее надо непосредственно с главного органа исполнительной власти. Необходимо установить и обосновать оптимальное число министерств; решить, каким отраслям нужны отдельные кураторы и нужны ли они вообще; сколько заместителей должно быть у председателя правительства и каждого министра.

 Владимир Путин во время встречи в резиденции Ново-Огарево с экспертами в области экономики, 13 февраля 2015 года

Владимир Путин во время встречи в резиденции Ново-Огарево с экспертами в области экономики, 13 февраля 2015 года

Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Сами по себе это весьма непростые задачи. Но, как заявлял Греф на том же Гайдаровском форуме, важнейший элемент реформы госуправления — преобразование правоохранительной и судебной систем. Что вполне логично, если учесть, насколько эти институты влияют на бизнес-климат. Пока в данной сфере дело ограничилось реформированием МВД (видимым результатом которого стала новая форма милиционеров, превратившихся в полицейских), выделением в самостоятельное ведомство Следственного комитета при Генпрокуратуре и объединением Верховного и Высшего арбитражного судов. Можно спорить об эффективности этих мер, но и для сторонников этих нововведений и для их противников очевидно одно — их недостаточно.

В то же время мало кто способен инициировать более радикальные изменения. Исходя из масштабности работы и имеющегося функционала, такая миссия по плечу разве что правительству. Но для этого кабмин сначала сам должен превратиться из «почтового ящика» в «мозговой центр».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше