Мир
08:24, 24 февраля 2015

Третий фронт Готова ли «Хезболла» воевать с Израилем

Сергей Дергачев
Артем А. Кобзев
Фото: Mushtaq Muhammed / Reuters

В воскресенье, 22 февраля, на заседании кабинета министров премьер Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что Иран готовится открыть «третий фронт» на Голанских высотах. Причем делать это Тегеран намерен при поддержке ХАМАС и «Хезболлы». С «партией Аллаха» у Израиля особые счеты — в свое время она, в отличие от армий арабских стран, сумела не проиграть армии еврейского государства. А не так давно «Хезболла» и Израиль обменялись ударами, что заставило экспертов заговорить о перспективах нового полномасштабного конфликта между этими военно-политическими силами. «Лента.ру» попыталась понять, насколько велика вероятность новой войны между «Хезболлой» и Израилем.

«Под непосредственным руководством со стороны Ирана "Хезболла" действует на севере, "Хамас" — на юге. Таким образом Иран пытается открыть третий фронт на Голанских высотах, привлекая тысячи боевиков "Хезболлы" на юге Сирии и в других районах, находящихся под непосредственным контролем Ирана», — заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.

Повод для беспокойства у израильского руководства действительно есть. Если война с Ираном выглядит пока сценарием скорее фантастическим, то полномасштабный конфликт с шиитской группировкой «Хезболла» весьма возможен. Недавно ЦАХАЛ и «Хезболла» обменялись ударами. Поводом послужила ракетная атака, совершенная 18 января израильскими войсками на территорию Сирии (район Голанских высот). В результате были убиты генерал иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мохаммад Алиулла Даади, шесть боевиков «Хезболлы», среди которых был 25-летний сын бывшего начальника спецслужб этой организации Имада Мугнии — Джихад. Министр обороны Израиля Моше Яалон сообщил, что эта атака была «необходимой мерой». «Если бы данная террористическая структура не была уничтожена, уже через несколько недель израильтяне бы нас спрашивали, почему мы допустили теракты на Голанских высотах. Это была сильная организация, для которой иранцы и "Хезболла" почти год тренировали террористов», — подчеркнул он.

Ответ шиитской группировки не заставил себя долго ждать. 28 января боевики «Хезболлы» напали на израильский патруль. Погибли двое и были ранены семеро израильских солдат (по другой версии, были убиты 15 военнослужащих). Ответным огнем со стороны ЦАХАЛа был убит 36-летний Франциско Толедо, служивший в миротворческих войсках Организации Объединенных Наций. Его гибель привлекла внимание Совбеза ООН, «самым решительным образом» осудившего действия израильских военных.

Как бы то ни было, серия этих инцидентов заставила экспертов заговорить о том, что между Израилем и «Хезболлой» вновь может развернуться полномасштабная война. Тем более что и сам лидер шиитской группировки шейх Хасан Насралла объявил, что будет отвечать на каждый удар по своим бойцам со стороны Израиля «так и тогда, когда сочтет нужным». «Если Израиль делает ставку на то, что мы боимся войны, то я говорю им: войны мы не боимся и готовы к ней в любой момент, если нам ее навяжут», — предупредил Насралла.

Маленькая бедоносная война

В 2006 году Израиль и «Хезболла» уже воевали. И однозначную победу в этом конфликте армии израильского государства, одной из лучших в мире, одержать не удалось.

12 июля 2006-го бойцы «Хезболлы» атаковали опорный пункт ЦАХАЛа «Нурит» и населенный пункт Шломи на севере Израиля (11 человек были ранены, из них 6 — гражданские). Одновременно с этим шиитские боевики напали на израильский пограничный патруль, убив трех и пленив двух военных. Их вместе с солдатом, похищенным ранее группировкой ХАМАС, «Хезболла» предложила обменять на сотни отбывающих заключение в израильских тюрьмах ливанских и палестинских террористов. Тель-Авив отверг это предложение и приступил к военной операции против шиитской группировки (позднее эта кампания официально стала именоваться войной). На территорию Южного Ливана были введены сухопутные войска, ВВС атаковали объекты «Хезболлы» с воздуха.

Боевые действия продолжались 34 дня. И все это время не прекращались обстрелы израильской территории. В результате 44 человека были убиты, около ста получили серьезные ранения, тысячи вынуждены были покинуть свои дома. В общей сложности пострадали 70 населенных пунктов, ущерб, нанесенный их инфраструктуре, оценивается в сотни миллионов долларов. Суммарный же урон Израиля, по некоторым подсчетам, значительно превысил миллиард долларов. Что касается боевых потерь, то, по официальным данным, погиб 121 военнослужащий Армии обороны Израиля.

Разумеется, потери понесли и «Хезболла», и Ливан, на территории которого эта группировка базируется. По словам ее представителей, в период боевых действий были убиты 250 боевиков (Израиль дает оценки почти в три раза большие). Однако формальной цели кампании — освобождения заложников и настоящего разгрома «Хезболлы» — Израилю достичь не удалось. Это позволило боевикам «Хезболлы» объявить себя победителями. В самом же Израиле война спровоцировала политический кризис: властям пришлось отвечать на многочисленные обвинения в том, что война велась без четкого плана, координация действий различных родов войск была не отлажена, армейские подразделения плохо снабжались.

Террор и благотворительность

Война 2006 года — самый яркий, но, разумеется, не единственный эпизод в длинной истории противостояния Израиля и «Хезболлы». Шиитская группировка была создана в 1982 году под патронажем Тегерана. Исламская республика снабжала единоверцев из «Хезболлы» деньгами и оружием, а представители КСИР тренировали ее боевиков. Позднее к спонсорству присоединилось еще одно государство, где у власти находятся шииты, — Сирия.

«Хезболла» приняла активное участие в борьбе с «большим сатаной», как в Иране принято называть США, и Израилем (в бытность свою президентом Исламской республики Махмуд Ахмадинежад объявил еврейское государство «маленьким сатаной»). На совести «Хезболлы» многочисленные захваты заложников, захват американского пассажирского лайнера (1985 год), атаки на посольства США и Израиля и, конечно же, многолетняя партизанская война против израильской армии. Неудивительно, что в Соединенных Штатах, Израиле, Австралии, государствах Персидского залива и Европе боевое крыло «Хезболлы» признано террористической организацией.

Но «Хезболла» — это не только военизированная группировка, это еще и влиятельная ливанская политическая партия, борющаяся за установление в стране режима, подобного иранскому. Представители партии становились членами парламента и правительства Ливана. Активно занимается «Хезболла» и благотворительностью, строя школы, дома, мечети и больницы, помогая шиитскому населению страны. Хасан Насралла, будучи выходцем из бедной шиитской семьи, прекрасно понимает, насколько важна такая деятельность.

Имидж «Хезболлы» формируют принадлежащие ей спутниковый канал Al-Manar TV («Маяк») и радиостанция al-Nour («Свет»). Есть и собственный подкаст в YouTube.

Кроме того, «Хезболла» распространяет свою идеологию среди молодежи за счет компьютерных игр. В 2003 году эта организация выпустила шутер от первого лица Special Force, в котором игрок в роли бойца «Хезболлы» сражается с израильской армией. На коробке написано: «Прими участие в победе. Сражайся, сопротивляйся и уничтожай врага в игре силы и победы». Только за первую неделю в Ливане, Сирии, Иране, Бахрейне и ОАЭ раскупили восемь тысяч экземпляров игры. А в 2007 году вышел сиквел Special Force 2: Tale of the Truthful Pledge, посвященный войне с Израилем 2006 года.

Хотя, как уже было сказано, значительную часть бюджета «Хезболлы» составляют деньги от Ирана и Сирии (впрочем, сейчас финансовые потоки со стороны Дамаска по понятным причинам обмелели), это не единственный источник доходов. «Если в Ливане проживает 4 миллиона человек, то за рубежом больше 12 миллионов ливанцев. Многие шииты, работающие в Западной Африке — Гвинее, Гане и других странах, — могут помогать "Хезболле". У них есть свои фирмы, связанные с добычей алмазов, золота и нефти. Я не исключаю, что оттуда поступают взносы. Помогать братьям по вере — обычная практика», — рассказал «Ленте.ру» руководитель Центра ближневосточных исследований Дипломатической академии МИД РФ Олег Пересыпкин.

Еврейское государство или «Исламское государство»

Так стоит ли ждать новой войны Израиля и группировки, обладающей ресурсами, богатым боевым опытом и поддержкой значительной части населения Ливана? Скорее всего, нет. Причина тому — конфликт суннитов и шиитов.

Вооруженный конфликт в Сирии, возникший как противостояние сторонников демократических преобразований и официальной власти, быстро перерос в религиозную войну на уничтожение: с одной стороны Башар Асад и его единоверцы-алавиты (одно из течений шиизма), с другой — суннитские радикалы. Вскоре на помощь Дамаску пришли бойцы из Ирана и, разумеется, «Хезболла», которую Дамаск на протяжении многих лет спонсировал. В частности, именно благодаря бойцам этой группировки правительственным войскам удалось отбить стратегически важный город Эль-Кусайр.

Однако, когда казалось, что ход войны уже переломлен в сторону победы Асада и сочувствующих ему сил, на авансцену вышло «Исламское государство» (ИГ). Этой структуре в начале лета минувшего года удалось совершить настоящий блицкриг, установив контроль над целыми районами Сирии и Ирака, тут же объявленными территорией Исламского халифата. Этот новый враг оказался для шиитов значительно опаснее всех предыдущих. Благодаря захвату сотен миллионов долларов в банках Мосула, торговле нефтью и археологическими артефактами, выкупам за заложников, ИГ стало самой богатой террористический организацией в мире. Своей жестокостью боевики ИГ резко выделяются даже на фоне других исламистских радикалов. К тому же в руках у них находится современное оружие, переданное когда-то США иракской армии.

В таких условиях «Хезболле» не до войны с Израилем, который хотя и может наносить точечные удары по членам этой группировки, но уж точно не угрожает захватить священные для шиитов города Кербела, Самарра и Неджеф, а самих шиитов уничтожить.

Так что вряд ли можно назвать сюрпризом заявление главы Минобороны Израиля Моше Яалона о письме, которое «Хезболла» передала ливанским властям. В этом послании, сообщил министр, говорилось, что шиитская группировка не заинтересована в эскалации насилия. А раз так, продолжил Яалон, то Израиль не станет нападать первым, хотя «военные на границе по-прежнему находятся в полной боевой готовности».

< Назад в рубрику