Нас спасет китайский ширпотреб

Снижение доходов заставит россиян одеваться на вещевых рынках и заказывать товары через интернет

Фото: Александра Масальцева / РИА Новости

Торгующие импортом ретейлеры жалуются на пустые магазины и необходимость работать в ноль, лишь бы сохранить своего клиента. Но, по мнению экспертов, девальвация рубля и желание россиян экономить не приведет к подъему российской легкой промышленности.

Спад продаж с начала года фиксируют продавцы всех сегментов импортных товаров. По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, в 2015-м ретейлеры прогнозируют падение спроса на обувь и одежду на 35 процентов. Но наибольшие потери ожидают продавцов одежды и обуви класса люкс. «Девальвация рубля привела к тектоническому потребительскому сдвигу российского рынка, на категорию вниз, — говорит руководитель консалтингового проекта Nostrategy Андрей Волков. — Те, кто покупал люкс, перешли на премиум, с премиума на медиум, с медиума на массовый».

В массовом сегменте, по словам эксперта, повышение цен не так ощутимо. Причиной тому — низкая база, а также сила производителей и поставщиков, принявших на себя часть новой ценовой нагрузки. Среди них — H&M (Hennes&Mauritz), Inditex (бренды Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka) и другие. Однако поставки одежды многих европейских брендов сократились, в том числе тех же Zara, Oysho, Bershka, а также Top Shop, Michael Kors, Armani Jeans и Calvin Klein.

На обувном рынке также меньше всего страдает экономсегмент, где сокращение спроса не столь ощутимо, но сильно падают продажи в среднем и дорогом сегменте, на котором обувщики обычно зарабатывают, — до 30-40 процентов.

Пока ретейлеры распродают остатки закупок по старым ценам. По словам Карпова, у ряда игроков есть запасы вплоть до лета. Но импорт одежды и обуви в Россию резко сократился: согласно данным таможенной статистики, в январе объем поставок обуви и одежды упал почти на 40 процентов по сравнению с январем прошлого года. Новые коллекции будут распродаваться уже по новым ценам, полностью скорректированным с учетом валютного курса.

К осени многие зарубежные бренды могут закрыть свой бизнес в России. Ряд иностранных производителей, не имеющих в России собственных брендовых магазинов, но работающих с поставщиками, готовы идти на уступки — дабы совсем не потерять российский рынок. По словам дистрибьютора обувного бренда Loake в России Алены Джалиловой, размер скидки на текущие и планируемые отгрузки варьируется от 5 до 15 процентов в зависимости от ценовой политики производителя и значимости розничного партнера. Однако она признает, что даже несмотря на это, ретейлеры оптимизируют и сокращают бюджет на закупки.

В целом поставщиков импортной одежды и обуви впереди ждут нелегкие времена, пережить которые из-за отсутствия спроса смогут далеко не все. Особенно уязвимы небольшие сети малоизвестных брендов, а также магазины, не имеющие массового притока посетителей. Тем, кто останется, придется существенно сократить ассортимент и сделать упор на экономсегмент, уверен Карпов.

Даешь родное, отечественное

На первый взгляд, очередной кризис открывает широкие перспективы для отечественных производителей. Однако швейное производство в России замерло, утверждают опрошенные «Лентой.ру» эксперты рынка. Импортная составляющая у российских производителей одежды и обуви велика — на уровне 70 процентов, а это самый высокий показатель среди всех обрабатывающих отраслей.

«Для швейного производства и легкой промышленности сегодняшний кризис — практически катастрофа, — уверен руководитель центра научно-исследовательской работы Российского университета кооперации Андрей Арно. — В России сейчас почти не производят качественные ткани и фурнитуру, кроме того, все швейное оборудование, за редким исключением, импортное, а это значит, что стоимость комплектующих также выросла».

Действительно, последние 10 лет отрасль использовала китайские и европейские ткани, цены на которые выросли на 40-50 процентов соответственно росту доллара, евро и юаня. Более того, крупные сетевые российские бренды в сегменте mass market (O'Stin, FunDay, Sela, «Твое» и другие) свои производства сосредоточили в Китае, так что и у этих марок импортная составляющая практически равна 100 процентам. Еще больше страдают дизайнеры, выпускающие дорогую одежду: они отшивают свои коллекции в Италии и Турции, где расчет ведется в евро.

Конечно, можно было бы перенести пошив одежды и в Россию, поскольку из-за девальвации рабочая сила здесь подешевела. Так, среднемесячная зарплата на текстильном и швейном производстве составляет 14,5 тысячи рублей, в производстве обуви — 16,4 тысячи рублей. А в Китае зарплата работника текстильной фабрики с 2006 года выросла более чем в три раза, и сейчас равна примерно 700 долларам.

Однако для создания здесь новых фабрик необходимы масштабные капиталовложения в импортное оборудование, а привлечь внешнее финансирование под проекты практически невозможно. Не получится поддержать швейную отрасль и за счет контрактного производства для западных брендов, поскольку многие европейские и американские производители уже перенесли свои заказы из Китая в бедные страны Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Бангладеш, Камбоджу.

По словам генерального директора производителя рабочей одежды и средств индивидуальной защиты «Энергия» Дмитрия Слипченко, у большинства компаний-производителей имеются довольно большие запасы готовых изделий, что позволит им продержаться на плаву некоторое время. «Шить сейчас из импортных материалов по новой цене значит производить неконкурентоспособные товары», — уверяет Слипченко. Когда будут реализованы складские остатки, многие компании-производители закроются, уверен эксперт.

По мнению члена правления холдинга легкой промышленности «БТК групп» Арины Слынко, в выигрыше те предприятия, которые завершили техническое перевооружение до кризиса. Но это касается, в основном, выпуска тканей и материалов. «Объективного импортозамещения в сегменте fashion ждать не стоит», — уверен Андрей Арно. Но относительно простые сегменты, которые в качестве основного сырья смогут использовать российские ткани и фурнитуру, способны «выстрелить». «Рост может произойти только в носочно-чулочной группе: здесь в арсенале российских производителей будет и недорогое сырье, и возможность работать на неплохом отечественном оборудовании», — считает Арно.

В производстве обуви (а сейчас 90 процентов продающейся в стране обуви — импортная) положительную динамику ждет выпуск дешевой обуви, с верхом из текстиля, резины или пластмассы, такой безутешный вывод содержится в пояснительной записке к прогнозу экономического развития РФ на 2015 год. Швейное производство, по официальным данным Минэкономразвития, в этом году упадет на 10 процентов.

Назад в 90-е

В основном, уверены участники рынка, в России следует ждать роста нелегального производства: кустарных цехов по пошиву одежды с привлечением трудовых мигрантов, готовых работать за 200-250 долларов в месяц, а также швей-надомниц. Однако одеть всю страну они не в состоянии.

В голодные перестроечные времена от вымерзания Россию спас дешевый китайский ширпотреб. Похоже, и сейчас страна входит в эпоху односезонных пуховиков и кое-как сшитой одежды из дешевых тканей. Вероятно, азиатские товары захватят и более дорогой ценовой сегмент.

По мнению Арно, в России может произойти своеобразная реинкарнация вещевых рынков 90-х годов, поскольку сейчас у населения колоссальный спрос на дешевую одежду, пусть и не самого высокого качества. Поднимает голову и пресловутый секонд-хенд, магазины по продаже ношенного импорта из Европы, практически исчезнувшие с улиц городов в сытые годы. В любом случае, прогнозируют эксперты, контрафакт на рынке текстильной продукции вырастет. Уже сейчас, уверяет министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, доля легального импорта в легкой промышленности составляет 20-30 процентов, все остальное — это контрафакт и контрабанда.

Но наибольшего развития эксперты ждут в сегменте интернет-покупок, куда вслед за молодежью переместится и более взрослая аудитория. «С одной стороны, китайские товары существенно подорожали. Но нужно понимать, что доступ в интернет, а также целевая экспансия "Алибабы" (китайская компания, работающая в сфере интернет-коммерции — прим. «Ленты.ру») меняют рынок, ломают традиционные каналы товародвижения и дистрибьюции и склоняют потребителя к онлайновым закупкам, — рассуждает Волков. — Тот пробует, входит во вкус, понимает, что сберегая ценовую премию посредника, можно полностью нивелировать даже колебания курса национальной валюты».

Уже сейчас в заказах «Алиэкспресс» (одна из площадок глобального «Алибабы») на Москву приходится около 15 процентов заказов, все остальное — регионы. Это означает, что покупатели из других небольших городов уже привыкли к покупкам в интернете, а теперь полностью переключат свое внимание на приобретения за рубежом. Возможно, к этим же каналам подключатся и небольшие магазины.

В целом эксперты прогнозируют рост импорта и нелегальных поставок товара из Китая и Юго-Восточной Азии для одежды массового и сезонного спроса, если, конечно, государство не поставит заслон сомнительному ширпотребу и не начнет дотировать своих производителей «носибельной» одежды. Однако пока эти меры заработают, большинство россиян смогут одеваться разве что самостоятельно, сев за швейные машины.

Обсудить
Маэстро, урежьте марш
Большая семерка и НАТО — не «концерт держав», а оркестр
Manchester Arena incident Police at Manchester Arena after reports of an explosion at the venue during an Ariana Grande gigКровь Манчестера
Что известно о взрыве, унесшем жизни минимум 22 человек
The library at Holland House in Kensington, London, extensively damaged by a Molotov 'Breadbasket' fire bombВзорвать Британию
Соединенное Королевство уже 48 лет ведет необъявленную войну с бомбистами
Дональд ТрампТанцы с саблями
Президент США с удовольствием и пользой провел время в ваххабитском королевстве
Геоглиф в пустыне Наска, ПеруСами научились
Обнаружена технологически развитая цивилизация древности
Кружок ликбез (ликвидация безграмотности) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России после революции. 1918 год«Латиницу называли "алфавитом революции"»
Зачем при Сталине хотели отменить кириллицу
Молчание ягнят
Как российские козоводы, школьники и патриоты создают «убийц» Windows
Ведро с гайками
Как в погоне за Apple система Android стала самой популярной
US former President Barack Obama and his wife Michelle walk during their visit to Siena, Tuscany region, Italy, Monday, May 22, 2017. The Obamas arrived in Tuscany last Friday for a six-day holiday. (Fabio Di Pietro/ANSA via AP)
комментарии:
На свободу с чистой совестью
Новая жизнь Обамы и его семьи — еще лучше прежней
Бьюти-блогер Shaaanxo Макияж с шестью нулями
Красивый бизнес по-женски: как заработать миллионы на пудре и помадах
Памела Андерсон на Каннском фестивалеПамела, которую мы потеряли
Звезда «Спасателей Малибу» и другие знаменитости, очарованные ботоксом
Трое — не толпа
Как живется в любовном союзе, если в нем больше двух человек
15 машин на реактивной тяге
90-летняя история автомобилей с двигателями от самолетов и ракет
20 фактов о новом кроссовере Skoda
Все, что нужно знать о Skoda Karoq прямо сейчас
«Фольксвагены» мечты
Пять кастомных концептов VW для покорения США
Хороший, плохой, злой
Q50S, 340i и AMG C 43 мощностью 1100 лошадиных сил. Разум или безумие?
От нашего стола
Российские интерьеры, сводящие иностранцев с ума
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности