Нас спасет китайский ширпотреб

Снижение доходов заставит россиян одеваться на вещевых рынках и заказывать товары через интернет

Фото: Александра Масальцева / РИА Новости

Торгующие импортом ретейлеры жалуются на пустые магазины и необходимость работать в ноль, лишь бы сохранить своего клиента. Но, по мнению экспертов, девальвация рубля и желание россиян экономить не приведет к подъему российской легкой промышленности.

Спад продаж с начала года фиксируют продавцы всех сегментов импортных товаров. По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, в 2015-м ретейлеры прогнозируют падение спроса на обувь и одежду на 35 процентов. Но наибольшие потери ожидают продавцов одежды и обуви класса люкс. «Девальвация рубля привела к тектоническому потребительскому сдвигу российского рынка, на категорию вниз, — говорит руководитель консалтингового проекта Nostrategy Андрей Волков. — Те, кто покупал люкс, перешли на премиум, с премиума на медиум, с медиума на массовый».

В массовом сегменте, по словам эксперта, повышение цен не так ощутимо. Причиной тому — низкая база, а также сила производителей и поставщиков, принявших на себя часть новой ценовой нагрузки. Среди них — H&M (Hennes&Mauritz), Inditex (бренды Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka) и другие. Однако поставки одежды многих европейских брендов сократились, в том числе тех же Zara, Oysho, Bershka, а также Top Shop, Michael Kors, Armani Jeans и Calvin Klein.

На обувном рынке также меньше всего страдает экономсегмент, где сокращение спроса не столь ощутимо, но сильно падают продажи в среднем и дорогом сегменте, на котором обувщики обычно зарабатывают, — до 30-40 процентов.

Пока ретейлеры распродают остатки закупок по старым ценам. По словам Карпова, у ряда игроков есть запасы вплоть до лета. Но импорт одежды и обуви в Россию резко сократился: согласно данным таможенной статистики, в январе объем поставок обуви и одежды упал почти на 40 процентов по сравнению с январем прошлого года. Новые коллекции будут распродаваться уже по новым ценам, полностью скорректированным с учетом валютного курса.

К осени многие зарубежные бренды могут закрыть свой бизнес в России. Ряд иностранных производителей, не имеющих в России собственных брендовых магазинов, но работающих с поставщиками, готовы идти на уступки — дабы совсем не потерять российский рынок. По словам дистрибьютора обувного бренда Loake в России Алены Джалиловой, размер скидки на текущие и планируемые отгрузки варьируется от 5 до 15 процентов в зависимости от ценовой политики производителя и значимости розничного партнера. Однако она признает, что даже несмотря на это, ретейлеры оптимизируют и сокращают бюджет на закупки.

В целом поставщиков импортной одежды и обуви впереди ждут нелегкие времена, пережить которые из-за отсутствия спроса смогут далеко не все. Особенно уязвимы небольшие сети малоизвестных брендов, а также магазины, не имеющие массового притока посетителей. Тем, кто останется, придется существенно сократить ассортимент и сделать упор на экономсегмент, уверен Карпов.

Даешь родное, отечественное

На первый взгляд, очередной кризис открывает широкие перспективы для отечественных производителей. Однако швейное производство в России замерло, утверждают опрошенные «Лентой.ру» эксперты рынка. Импортная составляющая у российских производителей одежды и обуви велика — на уровне 70 процентов, а это самый высокий показатель среди всех обрабатывающих отраслей.

«Для швейного производства и легкой промышленности сегодняшний кризис — практически катастрофа, — уверен руководитель центра научно-исследовательской работы Российского университета кооперации Андрей Арно. — В России сейчас почти не производят качественные ткани и фурнитуру, кроме того, все швейное оборудование, за редким исключением, импортное, а это значит, что стоимость комплектующих также выросла».

Действительно, последние 10 лет отрасль использовала китайские и европейские ткани, цены на которые выросли на 40-50 процентов соответственно росту доллара, евро и юаня. Более того, крупные сетевые российские бренды в сегменте mass market (O'Stin, FunDay, Sela, «Твое» и другие) свои производства сосредоточили в Китае, так что и у этих марок импортная составляющая практически равна 100 процентам. Еще больше страдают дизайнеры, выпускающие дорогую одежду: они отшивают свои коллекции в Италии и Турции, где расчет ведется в евро.

Конечно, можно было бы перенести пошив одежды и в Россию, поскольку из-за девальвации рабочая сила здесь подешевела. Так, среднемесячная зарплата на текстильном и швейном производстве составляет 14,5 тысячи рублей, в производстве обуви — 16,4 тысячи рублей. А в Китае зарплата работника текстильной фабрики с 2006 года выросла более чем в три раза, и сейчас равна примерно 700 долларам.

Однако для создания здесь новых фабрик необходимы масштабные капиталовложения в импортное оборудование, а привлечь внешнее финансирование под проекты практически невозможно. Не получится поддержать швейную отрасль и за счет контрактного производства для западных брендов, поскольку многие европейские и американские производители уже перенесли свои заказы из Китая в бедные страны Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Бангладеш, Камбоджу.

По словам генерального директора производителя рабочей одежды и средств индивидуальной защиты «Энергия» Дмитрия Слипченко, у большинства компаний-производителей имеются довольно большие запасы готовых изделий, что позволит им продержаться на плаву некоторое время. «Шить сейчас из импортных материалов по новой цене значит производить неконкурентоспособные товары», — уверяет Слипченко. Когда будут реализованы складские остатки, многие компании-производители закроются, уверен эксперт.

По мнению члена правления холдинга легкой промышленности «БТК групп» Арины Слынко, в выигрыше те предприятия, которые завершили техническое перевооружение до кризиса. Но это касается, в основном, выпуска тканей и материалов. «Объективного импортозамещения в сегменте fashion ждать не стоит», — уверен Андрей Арно. Но относительно простые сегменты, которые в качестве основного сырья смогут использовать российские ткани и фурнитуру, способны «выстрелить». «Рост может произойти только в носочно-чулочной группе: здесь в арсенале российских производителей будет и недорогое сырье, и возможность работать на неплохом отечественном оборудовании», — считает Арно.

В производстве обуви (а сейчас 90 процентов продающейся в стране обуви — импортная) положительную динамику ждет выпуск дешевой обуви, с верхом из текстиля, резины или пластмассы, такой безутешный вывод содержится в пояснительной записке к прогнозу экономического развития РФ на 2015 год. Швейное производство, по официальным данным Минэкономразвития, в этом году упадет на 10 процентов.

Назад в 90-е

В основном, уверены участники рынка, в России следует ждать роста нелегального производства: кустарных цехов по пошиву одежды с привлечением трудовых мигрантов, готовых работать за 200-250 долларов в месяц, а также швей-надомниц. Однако одеть всю страну они не в состоянии.

В голодные перестроечные времена от вымерзания Россию спас дешевый китайский ширпотреб. Похоже, и сейчас страна входит в эпоху односезонных пуховиков и кое-как сшитой одежды из дешевых тканей. Вероятно, азиатские товары захватят и более дорогой ценовой сегмент.

По мнению Арно, в России может произойти своеобразная реинкарнация вещевых рынков 90-х годов, поскольку сейчас у населения колоссальный спрос на дешевую одежду, пусть и не самого высокого качества. Поднимает голову и пресловутый секонд-хенд, магазины по продаже ношенного импорта из Европы, практически исчезнувшие с улиц городов в сытые годы. В любом случае, прогнозируют эксперты, контрафакт на рынке текстильной продукции вырастет. Уже сейчас, уверяет министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, доля легального импорта в легкой промышленности составляет 20-30 процентов, все остальное — это контрафакт и контрабанда.

Но наибольшего развития эксперты ждут в сегменте интернет-покупок, куда вслед за молодежью переместится и более взрослая аудитория. «С одной стороны, китайские товары существенно подорожали. Но нужно понимать, что доступ в интернет, а также целевая экспансия "Алибабы" (китайская компания, работающая в сфере интернет-коммерции — прим. «Ленты.ру») меняют рынок, ломают традиционные каналы товародвижения и дистрибьюции и склоняют потребителя к онлайновым закупкам, — рассуждает Волков. — Тот пробует, входит во вкус, понимает, что сберегая ценовую премию посредника, можно полностью нивелировать даже колебания курса национальной валюты».

Уже сейчас в заказах «Алиэкспресс» (одна из площадок глобального «Алибабы») на Москву приходится около 15 процентов заказов, все остальное — регионы. Это означает, что покупатели из других небольших городов уже привыкли к покупкам в интернете, а теперь полностью переключат свое внимание на приобретения за рубежом. Возможно, к этим же каналам подключатся и небольшие магазины.

В целом эксперты прогнозируют рост импорта и нелегальных поставок товара из Китая и Юго-Восточной Азии для одежды массового и сезонного спроса, если, конечно, государство не поставит заслон сомнительному ширпотребу и не начнет дотировать своих производителей «носибельной» одежды. Однако пока эти меры заработают, большинство россиян смогут одеваться разве что самостоятельно, сев за швейные машины.

подписатьсяОбсудить
10:49 28 сентября 2016

«Автошколы — это бизнес, не нужно на них цыкать»

Председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев о водительской реформе
Международный инвестиционный форум «Сочи-2016»
На черноморском побережье стартует главное экономическое событие осени
«Главная цель — благополучие людей»
Президент ЦСР Павел Кадочников о новой программе экономического развития России
«Мы переживаем время возможностей»
Глава АИЖК о том, когда ставки по ипотеке упадут ниже 10 процентов
Пенсионный улучшайзинг
Смогут ли россияне накопить себе на пенсию без помощи государства
Ким КардашьянЧто угрожает Кардашьян
Семь самых ярких пранков со знаменитостями
Шедевр под носом
Самые популярные фотографии Instagram за сентябрь
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Осенний набор
Все премьеры Парижского автосалона
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Перешли все границы
Как провести ночь в двух странах, не выходя из комнаты
Ниже плинтуса
Снимать квартиру в Москве стало неприлично дешево
Заодно похудели
Как купить квартиру при зарплате в 60 тысяч рублей в месяц, не имея накоплений?
Кадр из мультипликационного фильма "Окно", 1966 годКупили на свою голову
За право жить в апартаментах придется ежегодно платить сотни тысяч рублей
Развод на 450 миллионов
Как выглядит самый дорогой в мире дом