По данным многих авторитетных СМИ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) может с 1 марта прекратить свое существование. Директор ведомства уже несколько раз отвергал эту информацию. Однако в распоряжении журналистов, помимо домыслов из анонимных источников, оказался документ, подтверждающий факт того, что будущее службы является предметом обсуждения на высшем уровне.
10 февраля руководителю аппарата главы правительства России был направлен проект президентского указа об упразднении ФСКН.
«Проектом указа предусматривается с 1 марта 2015 года упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передать Министерству внутренних дел Российской Федерации полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, за исключением полномочия по оказанию поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, передав указанное полномочие Министерству здравоохранения Российской Федерации», — написано в письме.
Документ был составлен в Государственно-правовом управлении президента РФ после указания главы государства, данного им в ходе совещания 22 января 2014 года.
Говорилось ли в указании об упразднении или все же об оптимизации и сокращении бюджетных расходов, неизвестно.
Причиной для постановки вопроса о будущем ФСКН, по мнению большинства экспертов, является не степень ее эффективности, а лишь необходимость экономии государственного бюджета, столкнувшегося с известными проблемами.
Экономическую подоплеку реорганизации подтверждает информация о том, что инициатива о ликвидации ФСКН исходит не от руководства конкурирующих или надзирающих структур, а от Минфина, желающего сэкономить 30 миллиардов бюджетных рублей. Об этом сообщает портал KazanFirst, со ссылкой на источник в финансовом ведомстве.
Директор службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, которому после ликвидации ведомства СМИ прочат перевод в администрацию президента, неоднократно опровергал печальные для наркополицейских слухи. Он направил в Кремль собственное представление об оптимизации, предложил сократить штат ведомства на 10-15 процентов. Каков будет ответ на это предложение пока неизвестно.
Бытует мнение, что ведомство не упразднят из-за солидных полномочий, полученных буквально на днях. ФСКН теперь может оперативно запрещать новоявленные опасные химические средства еще до окончания длительной процедуры по внесению их в официальный список, заверяемый постановлением правительства России. В настоящее время изготовителям «дизайнерских» наркотиков нет смысла постоянно менять формулы спайсов, чтобы уйти от ответственности.
По стечению обстоятельств, пращур ФСКН — налоговая полиция — тоже буквально «под занавес» получила новые полномочия по проверке юридических лиц и широкому использованию полиграфа в ходе допросов нежелающих «заплатить и спать спокойно». Слухи о том, что грозное налоговое ведомство ликвидируют, никто всерьез не рассматривал и не обсуждал. Кстати, решение по налоговым полицейским было принято также в марте месяце. Двенадцать лет тому назад.
Тогда функция расследования налоговых преступлений и 16 тысяч штатных единиц Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) были переданы Министерству внутренних дел.
Большинству же специалистов по налоговым проверкам, а это примерно 40 тысяч человек, пришлось учиться ловить наркоманов и дилеров. Среди действующих сотрудников ФСКН еще немало таких переучек. Теперь этим людям на склоне служебных лет придется вновь менять специализацию, так как в МВД заберут далеко не всех, отдавая предпочтение тем, кто не уйдет через пару-тройку лет на пенсию.
Отдельный и достаточно сложный вопрос касается материальной базы (зданий и прочего имущества) ФСКН, которую она унаследовала от налоговой полиции, а та у расчлененного на части КГБ. Дележ этого наследства может вызвать ссору между руководством силовых ведомств.
Недаром в правоохранительных органах даже существовал слух, что создание ФСКН стало соломоновым решением Кремля, направленным на то, чтобы снять возможное напряжение между МВД и ФСБ.
Инициатива по ликвидации ФСКН отнюдь не подразумевает прекращение борьбы с наркомафией. Все необходимые полномочия и кадры реформаторы предлагают вернуть в МВД, в чреве которого в начале двухтысячных и зародился нынешний Госнаркоконтроль.
— Можно создать соответствующий департамент в составе МВД России, при этом не нужно будет тратить средства на содержание отдельной кадровой и тыловой службы. Более тесное взаимодействие борцов с наркопреступностью с другими министерскими службами и территориальными подразделениями органов внутренних дел приведет к повышению эффективности работы, — рассказал «Ленте.ру» правозащитник и председатель президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков.
Наиболее радикальные критики ФСКН обвиняют эту службу в уводе бюджетных средств на счета негосударственных реабилитационных центров и борьбе с ветряными мельницами. Они также указывают на статистику, согласно которой оперативники МВД выявляют 64,2 процента наркопреступлений, а наркополицейские всего 33,5 процента.
Однако оперативники, с которыми удалось побеседовать «Ленте.ру», утверждают, что судить ведомство по этим процентам не следует. Налицо обычное разделение труда: МВД занимается, так сказать, «рядовыми» случаями, а наркополицейские — ликвидацией крупных картелей и международных каналов поступления наркотиков.
Именно ФСКН находится на острие борьбы со смертоносными спайсами. В октябре 2014-го сотрудники ведомства остановили эпидемию отравлений курительными смесями, в результате которой погибли 25 человек.
Самой экстравагантной версией о причинах ликвидации ФСКН можно назвать месть могущественных наркокартелей, которым наркополицейские уже изрядно надоели.
Подчиненные Виктора Иванова поднаторели в организации головокружительных международных операций, по каждой из которых можно снять остросюжетный фильм.
В качестве примера приведем крайнюю (надеемся не последнюю) из них, прозванную «Латиноамериканским капканом».
В конце прошлого года сотрудники ФСКН сели на хвост транснациональной группировки, занимавшейся поставкой кокаина из Южной Америки в Россию. Совместно с коллегами из Бразилии и Перу наши наркополицейские разработали спецоперацию по ликвидации картеля, в рамках которой одно за другим были проведены задержания в международном аэропорту города Сан Паоло, в одном из кафе Санкт-Петербурга и в аэропорту города Лима. В результате из оборота было изъято более 13 килограммов высококонцентрированного наркотика. За решеткой оказались влиятельные латиноамериканские наркодилеры, которые никак не ожидали, что их разрабатывают стражи порядка из далекой России.
В любом случае, новость о реорганизации ФСКН принесет радость наркоторговцам. Они постараются по максимуму использовать то время, пока борцы с ними будут проходить бюрократические процедуры, связанные с переходом в МВД.
Вместе с ФСКН может кануть в лету и грандиозный проект по государственной поддержке реабилитации наркозависимых граждан. Предполагается, что этой работой займется Минздрав. Однако это министерство вряд ли станет помогать частным центрам, ставку на которые делает ведомство Иванова. Между тем количество государственных реабилитационных организаций для наркоманов можно пересчитать по пальцам, и вряд ли их станет больше с учетом нынешней экономической ситуации.
«По нашим подсчетам, рынок организованной преступности сбыта наркотиков на сегодняшний день оценивается в РФ приблизительно в 1 триллион рублей ежегодно», — рассказал журналистам Виктор Иванов. — ФСКН наносит удар и изымает наркотики, которые не дошли еще до потребительского рынка, — на стадии оптовых поставок на сумму порядка 150 миллиардов рублей. Это, конечно, большой ущерб, который несет организованная преступность и, конечно, они денег не жалеют на поддержку информационной активности, направленной на то, что деятельность ФСКН якобы неэффективна, что это дублирует функции МВД и так далее».