22 февраля Американская киноакадемия назовет очередных лауреатов премии «Оскар». Много шансов завоевать награду у лент «Бёрдмен», «Игра в имитацию», «Снайпер», «Отрочество», «Интерстеллар» и «Теория всего» — они получили больше всего номинаций. И почти все эти картины, включая еще «Отель "Гранд Будапешт"», поборются между собой за статуэтку в категории «лучшая музыка к фильму». Среди претендентов — титулованные композиторы Александр Депла и Ханс Циммер. В номинации «лучшая песня к фильму» соревнуются молодые, но опытные поп-, рок- и хип-хоп-исполнители. Исключение составляет 24-летняя британка Рита Ора, совсем недавно попавшая в серьезный американский шоу-бизнес. «Лента.ру» приводит подборку песен и инструментальных саундтреков, номинированных на главную кинопремию в этом году. О том, кто получит приз, читайте в текстовой онлайн-трансляции, которую мы начнем 23 февраля в 3:30 по московскому времени.
Grateful («За кулисами»)
24-летняя певица из Великобритании Рита Ора успешно приобщается к миру большой музыки — во многом благодаря своему продюсеру, рэперу Jay Z. За плечами поп-исполнительницы только одна запись, пока не очень известная, хотя в британском альбомном чарте она поднималась на первую строчку. Номинация на «Оскар» за песню Grateful («Благодарная») — первый серьезный вызов Оры своим более опытным коллегам. Слова и музыку песни сочинила композитор-романтик из США Дайан Уоррен, автор таких хитов, как Unbreak My Heart (Тони Брэкстон), Don’t Turn Around (Тина Тернер) и Because You Loved Me (Селин Дион). Ее новое творение немного оживленнее, чем большинство предыдущих, но в целом так же романтично.
Фильм «За кулисами» рассказывает историю молодой певицы, получившей престижную музыкальную премию. Девушка оказалась неподготовленной к внезапно обрушившейся славе — давление фанатов и конкурентов едва не приводят ее к самоубийству. Но любовь, как водится, решает все. Песня Уоррен в исполнении Риты Оры — о пользе трудностей, благодарности за них и сильно избитой, но, тем не менее, актуальной истине — «все, что не убивает, делает сильнее».
Everything Is Awesome («Лего. Фильм»)
Сестры-близнецы из Канады Тиган и Сара Куин, выступающие дуэтом под незамысловатым названием Tegan and Sara, выпустили свой последний альбом в 2013 году. Оптимистичный саундтрек к анимационной ленте «Лего. Фильм» под названием Everything Is Awesome («Все классно») — первое серьезное появление 34-летних девушек в большой музыке после двух лет тишины.
В центре сюжета картины — обычный игрушечный человечек Эммет, которого по невезению приняли за великого героя, а значит, придется спасти мир от тирана. Мир в данном случае — концентрированная вселенная «Лего», своеобразный кукольный домик, в котором появляются не только среднестатистические фигурки, но и известные персонажи — к примеру, Бэтмен и Супермен.
I'm Not Gonna Miss You («Глен Кэмпбелл: Я буду собой»)
Глен Кэмпбелл, которому в апреле 2015 года исполнится 79 лет, уже получил в этом году крупную награду за песню I'm Not Gonna Miss You («Я не буду скучать по тебе»). 8 февраля певцу вручили «Грэмми» в номинации «Лучшая песня-кантри». В 2011 году у Кэмпбелла диагностировали болезнь Альцгеймера, он постепенно теряет память. Свою новую композицию певец назвал последней в карьере.
Документальная лента «Глен Кэмпбелл: Я буду собой» — биографические заметки и размышления о кантри-музыке, жизни, любви и собственном недуге. В фильме снялись друзья и коллеги музыканта, в том числе Пол Маккартни и Брюс Спрингстин. Заглавная композиция фильма — I'm Not Gonna Miss You — о том же. «Я еще здесь, но меня уже нет. Я не играю на гитаре и не пою песен», — прощается Кэмпбелл.
Lost Stars («Хоть раз в жизни»)
«Хоть раз в жизни» (Begin Again) — третий фильм в этой оскаровской категории, события которого происходят в музыкальной индустрии. Молодая вокалистка знакомится с неудачливым продюсером, помогая ему выбраться из алкогольного отчаяния, а себе — взлететь повыше. Все лето они работают вместе, записывая новый альбом вживую на различных площадках Нью-Йорка. Творческое приключение постепенно переливается в любовное.
Кира Найтли, сыгравшая роль талантливой певицы, сама исполнила несколько песен к картине. Большинство других поет вокалист Maroon 5 Адам Левин. Его композиция Lost Stars («Потерянные звезды») нетороплива и мелодраматична, как и фильм. Над ее созданием работали сразу четыре музыкальных продюсера и автора, два из которых — Грегг Александер и Дэниел Бризбуа — опытные хитмейкеры.
Glory («Сельма»)
Песня Glory («Слава») — единственная в номинации рэп-композиция. Музыка в этом жанре редко попадает в шорт-лист «Оскара», да и создатели драмы «Сельма» пошли на некоторый творческий риск, вооружив ленту саундтреком в стиле рэп и хип-хоп. Тем не менее, этот драматичный трек-лозунг, трек-призыв — серьезный конкурент своим более меланхоличным соперникам. Авторами Glory выступили американские рэперы Джон Ледженд и Common — оба неоднократные призеры «Грэмми».
Картина «Сельма» претендует на премию и в главной номинации — «Лучший фильм». В ней рассказывается о происшествиях в небольшом городке Сельма в Алабаме, когда несколько десятков чернокожих горожан вышли на марш с требованием предоставить неграм право голосовать на выборах. Движение возглавил Мартин Лютер Кинг. Подробнее о фильме и других лентах-номинантах читайте здесь.
Александр Депла («Отель "Гранд Будапешт"»)
Француз Александр Депла в процессе работы над саундтреком к «Отелю "Гранд Будапешт"» экспериментировал со славянскими музыкальными традициями. К примеру, в фильме периодически можно слышать балалайку. Несколько композиций исполнили академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной и оркестр народных инструментов имени Осипова. В аранжировке Депла звучит и традиционный танец «Камаринская». Саундтрек, помимо этого, включает в себя элементы фламенко и классической музыки. Старинные и звучащие, как старинные, мелодии представляют собой скорее шутливую имитацию народной музыки, чем ее переосмысление, и в полной мере выполняют свою задачу в фильме.
Александр Депла («Игра в имитацию»)
Факт, что Депла получил две номинации на «Оскар» в один год, неудивителен — он остается одним из самых любимых фильммейкерами композиторов. В саундтреке к картине «Игра в имитацию» он придерживается классических музыкальных принципов Голливуда, какие прослеживались, к примеру, в его предыдущих работах — «Король говорит!», «Сумерки. Сага. Новолуние», «Загадочная история Бенджамина Баттона». Минимальный инструментарий, преимущественно фортепиано, духовые среднего регистра, иногда скрипичные. Мелодии звучат как размеренно и тягуче, так и бойко.
Ханс Циммер («Интерстеллар»)
Циммер, как обычно, делает упор на длинные, медленные, гипнотические и в то же время эпические мелодии, чему во многом способствует стилизация под орган. Здесь мы слышим смешанный оркестр, очень осторожное звучание — Циммер, как и Депла, редко обращается к тяжелым элементам в музыке. В таком же стиле выполнены саундтреки к фильмам «Начало», «Человек дождя», «Пёрл-Харбор» — композитор работает в основном с драмами или трагедиями. Его же авторству, тем не менее, принадлежит главная тема «Пиратов Карибского моря» — в ней инструментарий сравнительно богаче, но это и оправданно. Свой пока единственный «Оскар» Циммер получил за саундтрек к мультфильму «Король Лев», изобилующий этно-элементами.
Гари Ершон («Уильям Тернер»)
Музыка Ершона качественно выделяется на фоне конкурентов — фильм британский, композитор — британец, стилистика его саундтрека как минимум неголливудская. Ершон использует один-два инструмента, преимущественно флейты-дисканты, иногда скрипки и виолончели. Его композиции крайне замедленны, что придает им оттенок сюрреалистичности. Британец пока мало известен за пределами родины. Он начинал как актер и переводчик, работал в основном в театре, на радио и телевидении. На сегодняшний день Ершон успел написать полноценные саундтреки к картинам «Еще один год» и «Беззаботная».
Йохан Йоханнссон («Теория всего» или иначе — «Вселенная Стивена Хокинга»)
За саундтрек к фильму «Теория всего» исландец Йоханнссон уже получил «Золотой глобус», поэтому шансы на «Оскар» крайне велики. Его работа, если сравнить с работами других претендентов на премию, звучит гораздо современней. Йоханнссон активно использует элементы нео-классики и электронной музыки, смешивает стили, темпы, инструменты, при этом оставаясь минималистом. Это во многом характерно для композиций Александра Депла, но ему достались гораздо менее мелодраматичные картины, поэтому пришлось использовать другие средства выразительности. Йоханнссон, напротив, настроился на романтический лад — саундтрек вышел трогательным и волнующим.