Осторожное укрепление рубля к доллару и евро, наблюдаемое с начала февраля, разбилось о снижение рейтинга России вторым международным агентством — Moody’s. Что будет с российской валютой дальше? Одни эксперты говорят о том, что дешевеющая нефть продавит рубль на более низкие уровни. Другие считают российскую валюту недооцененной и предсказывают курс 55 рублей за доллар.
Шок, испытанный гражданами России от падения рубля перед Новым годом, сменился робкими надеждами на стабилизацию национальной валюты. Во всяком случае, поведение граждан и банков свидетельствовало об их вере в то, что, потеряв более половины своей стоимости по отношению к доллару, рубль закрепится на новом уровне.
Об оптимизме банков в отношении рубля можно было судить по тому, что они впервые выбрали весь объем валюты, которую Центробанк предложил им на год под залог ценных бумаг. Этот способ поддержания валютной ликвидности применяется с ноября 2014 года. Регулятор покупает у банков ценные бумаги, которые он считает надежными, за валюту с обязательством обратного выкупа. Ставка привлечения определяется на аукционе. Спрос до последнего времени не превышал предложения. И только 20 февраля были выбраны все 5,5 миллиарда долларов, предложенные Центробанком на срок один год. То есть банки готовы заимствовать в валюте, по крайней мере, на год. А значит, они считают риск дальнейшей девальвации рубля невысоким.
О росте доверия к российской валюте также свидетельствует поведение граждан. Число тех, кто хранит сбережения в рублях, выросло. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному в январе, средства в рублях откладывают более половины россиян (55 процентов). В последнем квартале прошлого года таких было 47 процентов.
Сам курс рубля тоже демонстрировал рост: с начала месяца он укрепился с почти 69 до 61 рубля за доллар. Однако после снижения рейтинга России агентством Moody’s с Ваа3 до Ва1, ниже инвестиционного уровня, доллар подорожал до 63 рублей, а евро — до 71,5 рубля. Какая динамика наиболее вероятна в дальнейшем?
Понижение рейтинга России по внешним займам вторым из трех международных агентств — событие более чем ожидаемое. В том, что так и будет, причем очень скоро, не сомневался никто. Почему же изменился валютный курс?
«Снижение рейтинга вторым агентством из "большой тройки" привело к принудительным продажам российских активов рядом инвестиционных фондов, которые по декларации имеют право вкладывать лишь в страны с инвестиционным уровнем рейтинга как минимум от двух рейтинговых агентств из "большой тройки". Причем продажи произошли в Лондоне, а покупаются эти бумаги на Московской бирже. Получилось, что рынок "сыграл" против рубля», — объяснил «Ленте.ру» заместитель гендиректора управляющей компании «Паллада Эссет Менеджмент» Александр Баранов.
Недавний рост рубля Баранов связывает с сезонным фактором — на конец месяца всегда приходятся налоговые выплаты, что обеспечивает спрос на национальную валюту. К результатам опросов, показывающим веру населения в рубль, эксперт отнесся скептически.
«Это не соответствует динамике сбережений. Если посмотреть отток рублевых депозитов из банков с сентября 2014 года, то видна как раз обратная тенденция — уход из рубля в валюту. А это означает, что люди говорят одно, делают другое. Или же выборка людей, делающих реальные сбережения, отличается от выборки людей, готовых говорить, что верят в рубль», — отмечает финансист.
Основным фундаментальным фактором, влияющим на динамику курса, по мнению Баранова, остаются цены на нефть. Он обращает внимание на то, что сорта Brent и WTI торгуются почти на полтора доллара ниже уровней, при которых закрывалась торговая сессия на Московской бирже в пятницу, 20 февраля.
«При дальнейшем удешевлении нефти сорта Brent в сторону 55-57 долларов за баррель давление на рубль усилится, и текущие уровни в 63,3 рублей за американский доллар и 71,6 рублей за евро не будут выглядеть вполне оправданными. В настоящее время на курс рубля больше влияет конъюнктура не сорта Brent, а сорта WTI, на который в большей степени ориентируются цены поставок сырой нефти и, в частности, поставки нефти корзины стран ОПЕК», — считает эксперт. По его мнению, фактор дешевой нефти продавит рубль на более низкие уровни.
Президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган, наоборот, считает, что российская валюта недооценена. Временным фактором он называет не повышение спроса на рубли в результате налоговых выплат, а продажи российских бумаг из-за снижения рейтинга России.
«Ничего особенного не произошло, — говорит он. — Все случилось, как и ожидали. Да, иностранные фонды вынуждены продавать российские активы из-за снижения рейтинга. Но обратите внимание, что эти продажи не носили истерического характера. Общий тренд на укрепление рубля не изменился». Дешевеющая нефть, по мнению Когана, в нынешней ситуации может сработать на повышение рубля. «Действительно снижаются доходы от экспорта, но ведь импорт в России снизился еще больше, — указывает он. — Мы видим положительное сальдо платежного баланса в 180 миллиардов долларов, вполне возможно, что оно вырастет еще до 190 и 200 миллиардов».
Модель Когана подразумевает, что цена на нефть не упадет до 40-30 долларов за баррель, насилие на востоке Украины не выйдет на новый уровень, а против России не введут санкции наподобие антииранских. «Если подобные события произойдут, модель придется менять», — подчеркнул эксперт.
Неочевидность тенденции в динамике курса рубля вызывает у некоторых специалистов вопросы к Центральному банку. Руководитель некоммерческого учреждения «Проект национального развития», экс-глава департамента иностранных операций ЦБ Андрей Черепанов убежден, что для стабилизации курса следует отказаться от проводимой регулятором политики «плавающего рубля».
«Политика отказа от валютных интервенций неправильна и вредна, — считает он. — В нынешней ситуации просто необходимо изымать избыточную рублевую массу из оборота и продавать валюту». Эксперт уверен, что политика вмешательства в формирование курса рубля в конечном счете приведет не к сокращению, а к росту валютных резервов — в том числе за счет импортозамещения.
Черепанов подозревает, что Центробанк косвенным образом фактически проводит валютные интервенции, договариваясь с крупнейшими госбанками о том, что они выведут на рынок определенные объемы валюты. Говоря об общей тенденции валютной динамики, эксперт склоняется к мнению, что ситуация работает на понижение курса рубля.
Пока регулятор следует избранной ранее стратегии сдерживания инфляции и плавающего курса национальной валюты. Однако ситуация в экономике сильно изменилась. Во всяком случае, о прежних ориентирах по инфляции можно забыть. В то же время нужно помнить, что курс рубля зависит далеко не только от политики Центробанка.