С потеплением и скорым приходом календарной весны в столице стало приятнее ходить в музеи, а художников все больше тянет к самовыражению. Что покажут московским любителям искусства в марте? О чем весной думают кураторы? Интерактивные импрессионисты и модернисты в центре дизайна «Артплей», биеннале «Мода и стиль в фотографии» в Мультимедиа Арт Музее и Московском музее современного искусства (а также муравьи-самки и выжившие рыбки), советский дизайн в Музее архитектуры, медиахудожники, работающие со звуком, светом и изображением в центре М'АРC, молодые художники на «Винзаводе» (а также капуста) и в галерее «Триумф» (там же искусственные органы), старые — Варвара Степанова и Александр Родченко — в ГМИИ имени Пушкина. «Лента.ру» изучила мартовские планы московских выставочных площадок и выбрала самые интересные экспозиции.
В Мультимедиа Арт Музее уже сейчас идут выставки биеннале «Мода и стиль в фотографии». Здесь можно увидеть работы таких мастеров, как Роберт Дуано, Феликс и Поль Надары. Альберт Уотсон приедет лично представлять свою выставку.
Фотограф Джан Паоло Барбьери был свидетелем меняющейся в 1960-х моды и образа женщины и сам стал выразителем этих тенденций. Его имя неизменно ассоциируется с известными кутюрье — для коллекций Валентино, Армани, Версаче, Джан-Франко Ферре он реализовал серии снимков, многие из которых стали культовыми. Его проект «Мода и вымысел» будет работать до 5 апреля.
Фотограф Владимир Фридкес сделал проект «Стоп-кадр» о балерине Светлане Захаровой.
На выставке «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» можно увидеть около 300 фотографических открыток, демонстрирующих богатство художественной фантазии и технической изобретательности мастеров начала XX века.
А в самом конце марта откроется красочная экспозиция «Как рождается мода: 100 лет фотографии из архива Condé Nast».
В ММСИ на Гоголевском бульваре до конца марта также проходит биеннале «Мода и стиль в фотографии». Здесь черно-белые видеорассказы молодой американской художницы Мэри Рейд Келли, фотографии китайского архитектора и художника Чена Чжагана, российский проект о фундаментальных ценностях «Не[свое]временное», селфи, напечатанные как серьезные произведения, Марии Ионовой-Грибиной.
Одна из выставок — проект Лилии Ли-ми-ян Masters/Servants. На снимках Ли-ми-ян — хозяева больших домов со своими горничными, управляющими, кухарками, садовниками. Автор размышляет, какую нишу занимает обслуживающий персонал в мировой сфере услуг и какое место отводится ему в современной России, какие особенности присущи нашему менталитету, как относятся к своему статусу сотрудники и наниматели, где проходит тонкая грань между личным и профессиональным, умением быть незаменимым и незаметным, сохраняя дистанцию.
Кроме того, 13 марта на Гоголевском откроется выставка молодого российского художника Ильи Федотова-Федорова, исследующего тему биоарта. Раньше он плел паутину в человеческий рост, как профессиональное насекомое, создавал живопись из изображений, полученных при увеличении микроскопом, а теперь следит за жизнью муравьев, в процессе выясняя, что все они самки. Выращивает плесень и проводит эксперименты с рыбкой, помещая ее в аквариум, полный еды — личинками комаров.
Игоря Вулоха (1938-2012) считают классиком абстракции, но при этом он часто писал природу. Вулох — художник поколения шестидесятников, его работы хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее, в Музее современного искусства в Дании и в Государственном музее концептуального искусства в Греции. В 2013 году выставка художника прошла в Московском музее современного искусства. В 1990-х несколько десятков картин Вулоха были вывезены из России, и о них ничего не было известно. Теперь они переданы Фонду творческого наследия Игоря Вулоха и c 4 марта до 19 апреля будут выставлены в Фонде культуры «Екатерина». А 8 марта в основном пространстве Фонда откроется «Департамент орлов» — крупнейшая персональная выставка художника Андрея Филиппова в Москве.
Дебютная выставка художницы Megasoma Mars «Любимые мертвецы и их мученичество» расскажет о персонажах, наполняющих внутренний мир художницы. А это изувеченные выдуманные существа, призраки, изображения святых мучеников. Бывшая студентка Биологического факультета СПБГУ помимо тканей, стекла, силикона и кожи использует в своих работах искусственные органы — слепки зубов, стеклянные глазные протезы — и признается, что для нее нет ничего красивее анатомического атласа.
В 2015 году «Манеж» совместно с галереей «Триумф» и центром культуры и искусства «МедиаАртЛаб» запускают новый цикл «Отцы и дети», который в течение двух лет представит персональные выставки художников разных поколений — срез наиболее актуального искусства в пограничном жанре кино и видеоарта. Цикл откроет выставка «Земли» российской арт-группы «Синий суп», которую давно уже не было слышно. Пять видеоинсталляций, созданных художниками за последние годы, включая одну новую работу, выполнены в традиционной для «Синего супа» технике 3D-моделирования и компьютерной анимации.
Программа поддержки искусства «Старт» на «Винзаводе» уже шесть лет знакомит зрителей с молодыми художниками: они присылают заявки, эксперты их рассматривают и выбирают лучших авторов, чтобы выставить их работы на «Винзаводе». С 2009 года выпускники «Старта» становятся номинантами и обладателями премий Кандинского, «Инновация» и премии Сергея Курехина. Дебютная выставка художника Александра Образумова посвящена исследованию народных ритуалов по привлечению денег. В центральной части выставки «7753191» располагаются выстроенные в ряд три высокие витрины с композициями из бытовых предметов — материальное представление конкретных магических ритуалов, направленных на привлечение денег.
Также на «Винзаводе», в зале «Цех белого», до 8 марта идут две выставки-исследования (часть большого проекта «Россия. Research») о Республиках Марий Эл и Чувашии. Это первый в России проект, объединяющий художников, фотографов, географов, антропологов, социологов, архитекторов и урбанистов для изучения современных социальных процессов.
На выставке «Грамматика свободы» в музее «Гараж» представлены художники из разных стран Восточной Европы и бывших республик СССР. Здесь можно увидеть запись самого известного перформанса Марины Абрамович «Ритм 0», который она провела в 1974 году. На видео зрители режут и обливают различными жидкостями художницу, а перед экраном в «Гараже» стоит стол с теми же самыми предметами, которые были использованы во время перформанса. Рядом документация проекта хорватского художника Томислава Готоваца «Загреб, я люблю тебя», который состоялся в 1981 году. Готовац ходил по улицам родного города совершенно обнаженным, иногда ложился на дорогу, целуя асфальт, извергая признания в любви Загребу.
В отдельной комнате представлена работа Ильи и Эмилии Кабаковых «Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта»: накрыт огромный стол на 20 персон, в центре которого лежит одно яблоко. Художники придумали для каждого воображаемого гостя свой способ, описав его и снабдив иллюстрацией. Кто-то планирует отвлечь остальных игрой, чтобы самому в это время завладеть яблоком, другой — резко дернуть за скатерть, третий — отправить за добычей собаку.
Художник Александр Косолапов разработал изображение «Ленин Кока-Кола» в 1980 году. В 1982-м оно было оформлено в качестве открытки, напечатанной сначала в Париже, а после в Нью-Йорке.Из-за этого произведения Косолапов имел немало проблем с производителем газировки.
В ГМИИ имени А.С. Пушкина до 8 марта работает выставка «В гостях у Родченко и Степановой», которая впервые показывает в таком объеме собрание произведений двух ведущих мастеров русского авангарда, основоположников конструктивизма и теоретиков революционного искусства.
Визуальные находки Александра Родченко и Варвары Степановой сильно повлияли на мир вокруг нас. Насколько — можно оценить на выставке. Она состоит из девяти тематических разделов: «Мастерская» (воссоздает атмосферу, в которой работали и жили художники), «Школа конструктивизма» (посвящена преподавательской деятельности Александра Родченко), «Париж. 1925» (об участии художников в Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже), «Маяковский и ЛЕФ» (о работе над журналом «Левый фронт искусства»), «Новый ЛЕФ» (где Родченко писал о школе дизайна), «Фотография», «На выставках авангарда. Выставка как манифест» (участие художников в выставках русского авангарда второй половины 1910-х-1920-х), «Формулы авангарда. Аналитика форм» (эксперименты Родченко с геометрическими формами), «Степанова. Биомеханика» (работы в области живописи, графики и декоративно-прикладного искусства), «Цирк. Акробаты и клоуны не могут быть реалистами» (тема цирка и футбола у Родченко).
В центре дизайна «Артплей» открыты две мультимедийных выставки классической живописи: «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты» и «Великие модернисты». Устроены они по одному принципу: зрителя окружают экраны с цифровыми проекциями музейных полотен. Не нужно переходить от картины к картине и всматриваться в детали: они сами перетекают из экрана на экран, а важные фрагменты увеличиваются вплоть до отдельных мазков.
На одной собраны работы девяти самых значимых представителей эпохи модернизма: Поля Гогена, Анри Руссо, Анри Тулуз-Лотрека, Густава Климта, Поля Синьяка, Эдварда Мунка, Амедео Модильяни, Василия Кандинского, Казимира Малевича. Другая позволит посмотреть произведения великих импрессионистов, в частности Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега и Поля Сезана.
М'АРС стал интересоваться аудиовизуальной культурой. На выставке Life Zone 15 медиахудожников из Москвы и Санкт-Петербурга создадут интерактивный лабиринт, погружающий зрителя в пространство звука, изображения и света посредством новых технологий. Экспозиция разместится в восьми залах двухэтажного пространства центра в Пушкаревом переулке. Отправной точкой для создателей проекта стала идея «живого общения» между произведением искусства и зрителем.
В анфиладе главного здания Музея архитектуры исследуется тема дизайна предметов советской мебели и быта 1920-х — 1960-х годов. На выставке будут представлены редкие образцы мебели, выполненные по проекту выдающегося советского архитектора Бориса Иофана для построенного по его же проекту «Дома на набережной» (1927-1931). Другой пример — агитационная мебель 1930-х: это гарнитур, сделанный по проекту архитектора Игоря Крестовского для дома-коммуны «Хлеба коммунизма» в городе Смоленске.
Предметы мебели, выполненные в 1930-х годах по проекту Николая Лансере для Музея В.И. Ленина в Ленинграде, размещенного в Мраморном дворце (XVIII век), представляют особый интерес. Работы по проектированию этого мебельного комплекта проводились не в архитектурных мастерских, а в «шарашке» — «Особом конструкторско-техническом бюро», где под надзором карательных органов работали репрессированные архитекторы, выполнявшие заказы по обустройству номенклатурных интерьеров, в том числе Московского Кремля.