В среду, 25 февраля, правительство направило президенту России Владимиру Путину предложение о подписании между РФ и Республикой Южная Осетия (РЮО) Договора о союзничестве и интеграции. Проект документа, прилагаемый к постановлению правительства, одобрен МИД РФ, заинтересованными ведомствами и югоосетинской стороной. Суть — в фактическом вхождении независимой Южной Осетии вслед за Абхазией в общероссийское правовое, военное и социально-экономическое пространство. Однако интеграция РЮО и Абхазии — лишь начало пути. России придется продолжить продвижение на юг к границам Армении, и для этого складываются все необходимые условия.
По словам источника «Ленты.ру» в Южной Осетии, договор о союзничестве и интеграции может быть подписан Владимиром Путиным и президентом РЮО Леонидом Тибиловым в ближайшее время. «Все зависит теперь лишь от корректировки графиков глав государств», — отметил собеседник «Ленты.ру». Исходя из документа, стороны договариваются о согласовании внешней политики, формировании единого пространства обороны и безопасности, создании информационно-координационного центра МВД, интеграции таможенных органов РФ и РЮО (включая переход на российское таможенное законодательство и нормы Евразийского экономического союза), обеспечении свободного пересечения государственной границы «с учетом ограничений по соображениям безопасности», а также постепенном выравнивании социально-экономической ситуации.
Хотя и российско-абхазский, и российско-югоосетинский договоры носят довольно общий характер (конкретика будет внесена уже в рамках отдельных межведомственных соглашений), независимые государства де-факто включаются в общероссийское пространство. Работа местных государственных органов, силовиков, министерств и ведомств пойдет по российским стандартам, на всех уровнях тесно впишется в структуру госуправления РФ. Впоследствии российская таможня и пограничные переходы могут быть перенесены на границы новых республик с Грузией. В середине февраля, после встречи с президентом Республики Абхазия (РА) Раулем Хаджимбой, помощник президента России Владислав Сурков, отвечающий за связи с РА и РЮО, предложил убрать границу между РФ и Абхазией. Если соответствующее политическое решение будет принято, оно коснется и границы с Южной Осетией.
Вместе с тем ситуация в Закавказье складывается так, что РФ придется продолжить «продвижение на юг» в связи с серьезными угрозами в сфере безопасности. С одной стороны, официальный Тбилиси пытается наладить диалог с Москвой. В четверг, 26 февраля, в Праге состоялась очередная встреча замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураба Абашидзе. На ней собирались обсудить в числе прочих стратегически важные для РФ вопросы об открытии железнодорожного сообщения между Россией и Грузией через Абхазию и транзита через Транскавказскую магистраль и Южную Осетию при посредничестве швейцарской мониторинговой компании SGS. Принципиальная возможность такого транзита была оговорена еще несколько лет назад. С другой — Тбилиси не отказывается от активного сближения с США и НАТО. В частности, Североатлантический альянс планирует создать в республике тренировочный центр НАТО и провести совместные военные учения. В середине февраля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Москва примет меры в ответ на попытки включить Грузию в НАТО. По его словам, эти процессы уже идут и угрожают стабильности в Закавказье.
Совершенно необязательно, чтобы меры по противодействию НАТО в Закавказье носили исключительно военный характер. В Республике Грузия (РГ) достаточно гуманитарных проблем, на которые стоит обратить внимание. В начале 1990-х годов внутренние районы Грузии, включая Триалетскую Осетию, были вынуждены покинуть десятки тысяч этнических осетин. Позже осетин вытеснили в Россию из Казбегского района. О необходимости обеспечить допуск в родовые села неоднократно заявляла, в частности, организация «Дарьял». Вопрос о принадлежности к Осетии Трусовского ущелья и Кобинской котловины (в настоящее время относятся к Казбегскому району Грузии) поднимал осенью 2014 года и экс-президент РЮО Эдуард Кокойты.
Негативно к перспективе присутствия НАТО в Грузии относятся и армяне Джавакха (грузинский регион Самцхе-Джавахети). «Мы вместе с местным армянским населением с выводом российской военной базы объявили Джавахк демилитаризованной зоной. Вступление Грузии в НАТО ассоциируется у местного населения с турецкой военной экспансией», — сообщил «Ленте.ру» президент Джавакхской диаспоры России Агаси Арабян. Джавакхские армяне положительно оценивают расширение российско-югоосетинского и российско-абхазского сотрудничества. «На наш взгляд, со стратегической точки зрения чем ближе границы России к Джавахку, тем безопаснее для проживающего там армянского населения. С экономической — это возможность выгодного товарооборота и повышения инвестиционной привлекательности», — говорит Арабян.
С Россией связывают свое будущее и другие национальные меньшинства Грузии. По данным Вано Мачавариани, бывшего внешнеполитического советника президента РГ Георгия Маргвелашвили, российские паспорта получили некоторые жители Ахметского и Кварельского районов Грузии, имеющие родственников в Дагестане. Эту информацию «Ленте.ру» подтвердил российский эксперт, работающий в СКФО. На Абхазию и Россию ориентированы и мингрелы в Западной Грузии. Порядка 60 тысяч мингрелов проживают в Галском районе Абхазии, и многие из них, в соответствии с договором о союзничестве и стратегическом партнерстве, получат возможность оформить российские паспорта. Значительная их часть живут на два государства и практически все имеют близких родственников в Грузии. Мингрельские активисты обеспокоены проблемой сохранения национального языка и культуры.
Если институт двусторонних договоров между Россией и новыми независимыми государствами в Закавказье окажется успешным, то аналогичная или схожая форма договорных отношений вполне может быть выбрана для сотрудничества с отдельными регионами Республики Грузия, которые выступят против милитаризации и вовлечения в проекты под эгидой НАТО.