Грузовой маневр

Передача грузовых вагонов в аренду РЖД вернет рынок перевозок в состояние начала 2000-х годов

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Минтранс под влиянием группы бизнесменов поддержал обсуждение вопроса о передаче частных вагонов в аренду РЖД. Железнодорожные операторы, испытывающие проблемы с доходностью, представили эту идею 9 февраля на совещании у заместителя министра транспорта Алексея Цыденова. Теперь от РЖД в профильном ведомстве ждут предложений о возможной плате за аренду этих вагонов, а Совет потребителей рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ) и Совет потребителей РЖД — предложений о сроке, на который РЖД может арендовать вагоны. Об этом, как сообщила накануне газета «Ведомости» со ссылкой на неназванный источник, говорилось в протоколе совещания у заместителя министра транспорта Алексея Цыденова. По информации источника «Ленты.ру», знакомого с ходом совещания у Алексея Цыденова, на встрече с представителями транспортного ведомства глава Совета потребителей, генеральный директор группы Globaltrans Сергей Мальцев заявил, что ранее отвергавшаяся идея о переводе вагонов в управление РЖД сейчас выглядит наиболее правильным решением. Источник утверждает, что в этом вопросе топ-менеджера поддержала группа железнодорожных операторов — «дочка» монополии ОАО «Федеральная грузовая компания», ОАО «Первая грузовая компания» Владимира Лисина и «Нефтетранссервис». СОЖТ пока не озвучил ведомству собственную позицию, что свидетельствует о возникших противоречиях по этому вопросу среди крупнейших железнодорожных операторов.

По сути, инициаторы обсуждения нацелены обеспечить своим компаниям длинные контракты по передаче в аренду РЖД парка. Такой маневр позволит Владимиру Лисину смягчить рост эксплуатационных расходов и поддержать выплаты по кредитам за покупку ПГК в 2012 году у РЖД. Консолидированный подход к организации арендного бизнеса упростит задачу ПГК, поскольку компании приходится работать с широкой сетью арендаторов. В свою очередь, Globaltrans такой маневр позволит поддержать позиции ценных бумаг компании: традиционно аналитики умеренно позитивно оценивают долгосрочные соглашения бизнеса с государством. Для ФГК, подконтрольной РЖД, предлагаемая идея ничего не меняет в бизнес-модели компании. Как сообщил «Ленте.ру» гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров, по итогам 2014 года зафиксировано падение объемов перевозок ПГК, этот показатель также ухудшила ФГК (если учитывать объем перевозок компании в 2013-м парком ВСП).

В то же время генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что железнодорожные операторы, которым принадлежит значительная часть вагонов, хотят за счет бюджетных денег сдать в аренду РЖД подлежащий списанию и устаревший подвижной состав. «Частным железнодорожным операторам в совокупности принадлежит порядка 500 тысяч вагонов, из которых 260 тысяч являются устаревшими и зачастую стоят на приколе. Они (компании) не хотят их списывать и пытаются на время кризиса передать на хранение РЖД», — рассказал Алексей Безбородов «Ленте.ру».

При этом сама идея передачи вагонов в аренду РЖД противоречит целям реформы, что в свою очередь приведет к обесцениванию результатов работы последних 13 лет. Если ориентироваться на концептуальные документы, то рынок сейчас должен был стоять на пороге создания альтернативных перевозчиков. А Минтранс как функциональное ведомство не видит этих целей и, наоборот, поддерживает предложение вернуть рынок в состояние начала 2000-х годов.

Ряд операторов также указывают, что передача парка изменит нормативно-правовую базу отрасли, что подорвет доверие бизнеса к инвестированию в отечественную промышленность. Собеседники «Ленты.ру» отмечают, что в случае, если РЖД возьмет в аренду вагоны, она становится не просто перевозчиком, но и владельцем подвижного состава и в результате получит монопольное преимущество перед всеми остальными участниками рынка.

Вопрос также будет рассматриваться на заседании межведомственной группы под руководством заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича. Напомним, еще в октябре прошлого года вице-премьер негативно высказывался относительно этой идеи. Тогда, выступая на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта, он назвал предложение «нецелесообразным с учетом ранее принятых решений по целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года».