В прокат на этой неделе выходят сплошь фильмы о сильных женщинах (да простят нас Стивен Хокинг и Уилл Смит): жене-героине во «Вселенной Стивена Хокинга», любовнице-комбинаторше из «Фокуса», одухотворенной сеньорите из «Книги жизни», наконец, Сальме Хайек с пулеметом в «Эверли». Что удивительнее — все они заслуживают внимания.
Эдди Рэдмейн получил за роль Хокинга заслуженный «Оскар» — но «Вселенная Стивена Хокинга» куда больше говорит не столько о самом великом астрофизике, сколько о его жене. Способа транслировать на экран величие ученого режиссер Джеймс Марш не находит — хотя и ухитряется показать черную дыру с помощью чашки кофе, а ее излучение — танцующими на первом свидании парами влюбленных. Возможно, дело в том, что трудную судьбу физика и историю его борьбы с болезнью Лу Герига мы видим именно глазами Джейн (Фелисити Джонс). Вместо портрета гения мы наблюдаем мелодраму его поразительной частной жизни. Жанр несколько менее амбициозный, но все равно действенный: Маршу присуща сентиментальность, но он совершенно не разбирается в природе гениальности. В конце концов режиссер находит способ закончить свой фильм слезоточивым, но выстраданным хэппи-эндом, которого семейная жизнь Стивена и Джейн была в реальности лишена.
Уилл Смит, еще недавно считавшийся самой беспроигрышной в кассовом плане звездой Голливуда, на деле обходился без настоящих блокбастеров со времен «Хэнкока». «Фокус» не то чтобы пытается этот факт исправить — нет, он перезапускает карьеру звезды, находя для него амплуа, в котором прежде Смит не появлялся. В этом глянцевом, игривом, увлекательном (пусть и мгновенно вылетающим из головы сразу после финальных титров) образце жанра кейпер, Смит примеряет на себя формат Джорджа Клуни — влюбчивого респектабельного мошенника, который «и сам обманываться рад». В качестве femme fatale, ставящей под угрозу его многомиллионную аферу на гоночном гран-при Буэнос-Айреса, здесь выступает Марго Робби. Секс-бомба из «Волка с Уолл-стрит» получает роль несколько более многогранную, чем у Скорсезе — она крутит героем Смита, одинаково убедительно играет как хрупкость, так и хладнокровие, и, что как раз не удивительно, служит главным визуальным эффектом. Причем даже на блестящем фоне дорогих авто и отутюженных пентхаусов.
Голливудские мультфильмы редко осмеливаются заигрывать со сколь-нибудь сложными темами — тем приятнее видеть детскую анимацию, которая не стремится всеми силами угодить каждому. Возможно все объясняется внушительной фигурой продюсера — «Книгу жизни» запустил Гильермо дель Торо, и поэтому в ее обаянии чувствуется связь с заразительными полетами воображения собственных режиссерских проектов мастера. Связь с родиной дель Торо и вовсе очевидна: «Книга...» ненавязчиво транслирует особенности мексиканской культуры и мировоззрения, относящегося к восприятию смерти — причем делает это в формате приключенческой love story о борьбе поэта и солдата за сердце одной очень необычной сеньориты, которая заглядывает не только на праздник Дня мертвых, но и в самый красочный на свете загробный мир.
Экшен-мотив «красивая женщина дает врагам прикурить» в последнее время не пользуется у кинематографистов популярностью. А зря — как доказывает «Эверли», упоительно трэшевый боевик о проститутке (на самом деле агенте под прикрытием), отбивающейся в декорациях одной квартиры от сотен (без преувеличения) якудзоидов, включая негритянку с самурайскими мечами наперевес. Достаточно поместить в центр веселого exploitation-сюжета актрису с мощной харизмой и впечатляющими формами — в данном случае Сельму Хайек, которая служит энергетическим ядром фильма — и этой энергии хватает на то, чтобы гротескный экшен не скатился в смехотворность.
Фильм Паоло Вирци — триумфатор премии «Давид ди Донателло» за 2014 год (итальянского аналога «Оскара»), обставивший в номинации «Лучший фильм» даже «Великую красоту» Паоло Соррентино, получившую самый что ни на есть настоящий «Оскар» в прошлом году. Впрочем, трофеи «Цены человека» свидетельствуют скорее о специфике итальянской кинопремии, чем о художественных достижениях картины. Есть даже определенная логика в том, что этот фильм очень напоминает «Столкновение» Пола Хаггиса, достаточно неожиданно обошедшее в конкурсе «Оскара» считавшуюся фаворитом «Горбатую гору». Здесь точно также, как в «Столкновении», дорожная авария становится пусковым крючком переполненного патетическими месседжами сюжета, тоже несколько параллельных историй, связанных этим происшествием, хотя итоговый посыл оказывается несколько менее внятным, чем кажется его автору. Разница лишь в том, что если «Столкновение» обрушивалось (если это слово подходит столь утомительному фильму) на расовые предрассудки, то «Цена человека» на примере двух, каждая по-своему, несчастных семей выводит на чистую воду душевное загнивание финансовых и властных элит. Как оригинально!