Рубрику «Другие города», авторами которой являются сами читатели, продолжает статья Егора Шарая, обозревателя русского журнала «Авиамост», издающегося в Дубае, о жизни в самом одиозном городе Персидского залива.
Дубай — это гигантский Диснейленд, где все подчинено закону о спросе и предложении, а жизнь строится по правилам маркетинга. Туристов один из главных городов ОАЭ привлекает множеством развлечений, экспатов — возможностью заработать на лучшую жизнь. Но и те и другие согласны, что путь, который страна прошла всего за четыре десятка лет, равен векам.
Хотя гордый арабский народ старается не вспоминать о британском владычестве в этих песках, почтенное, а кое-где и раболепное, отношение к представителям Туманного Альбиона здесь в порядке вещей. Монархии дружат семьями, а подданных английской короны стараются усадить на высокие должности в крупных компаниях. Ни один человек, работающий в Дубае, не станет отрицать, что к носителю британского (или американского) паспорта здесь и отношение лучше, и зарплата у него будет выше, чем у других иностранцев. До сих пор такой подход себя оправдывал: всего за 43 года своего существования Объединенные Арабские Эмираты превратились из местности с племенным строем в страну с развитой экономикой и инфраструктурой. А сам Дубай из мелкой деревушки, промышлявшей ловлей жемчуга и рыбы, стал городом-сказкой, о богатстве которого слагают легенды.
Легенд этих много. Стоит отметить, что многие из них имеют подтверждение в реальности. Но, поверьте, все они были тщательно продуманы и спланированы маркетологами, рассматривающими Дубай прежде всего как бренд, стоимость которого растет с ростом туристического потока.
К 2020 году правитель Дубая шейх Мохаммед бин Рашид Аль Мактум поставил цель привлечь в город 20 миллионов туристов, что сделает Дубай самым посещаемым городом на планете и пополнит казну эмирата миллиардами. Нет и тени сомнения, что цель эта будет достигнута, ведь пока все, что ни запланирует шейх, воплощается в жизнь. Это касается и самого роскошного в мире отеля — парусника Бурдж Аль Араб. Многие называют его семизвездочным, но в мире отельного бизнеса звезд всего пять. Даже для Бурдж Аль Араба исключения сделано не было, и при входе на стене отеля красуются все те же пять звезд.
Еще одним желанием шейха было рассыпать острова вдоль береговой линии Дубая. Причина тому — не прихоть или желание стать похожим на Бога, создавая новые ландшафты и миры, а простая экономическая выгода: продлить общую протяженность пляжной полосы и понастроить недвижимости, цены на которую зашкаливают.
Многие, рассуждая об успехе Дубая, с долей зависти тычут на нефтедоллары. Увы, как бы правительству Дубая ни хотелось, нефти здесь практически не осталось. В соседних эмиратах — Шардже или Фуджейре — ее и вовсе не было. А вот эмират Абу Даби с одноименной столицей углеводородами богат, хотя тратит доходы от них нехотя, медленно развивая туризм, промышленность и культуру. Слово «диверсификация» является в ОАЭ слоганом последних десяти лет. Причем если Дубай и Абу Даби сумели развить экономику так, что она не слишком зависит от нефти (около половины доходов приходится на ненефтяной сектор экономики), то Шарджа, Аджман, Умм Аль Кувейн, Рас Аль Хейма и Фуджейра — старались избежать зависимости от Дубая и Абу Даби. Эти пять северных эмиратов развивают свои собственные экономические зоны (офшоры), налаживают промышленность и привлекают инвесторов выгодным расположением и сравнительно низкими ценами.
Соревнования среди эмиратов, входящих в состав ОАЭ, существовало всегда и, скорее, заложено на генетическом уровне племен, населявших эти места. Страсть и азарт сравнивать размеры — у кого самое высокое здание, самый длинный флагшток, самый большой аквариум — продолжилась и после объединения семи эмиратов под одним флагом. Шейхом-объединителем стал шейх Заид из правящей семьи Абу Даби. Ему удалось сплотить пиратские банды и воинствующие племена, сделав их одной нацией. Со временем историки еще вернутся к этой удивительной личности и откроют новые подробности жизни шейха, мудрость и прозорливость которого были сверхъестественными. Пока же его дело продолжают потомки, последовательно укрепляя позиции страны в странах арабского мира и в мире.
Дубай — город молодой и город молодых. Здесь живет более 2 миллионов человек, каждый десятый из которых — миллионер. Средний возраст населения — 35 лет. При этом женщин в три раза меньше мужчин. Отсутствие конкуренции дает возможность каждой лягушке считать себя царевной. Именно за этим чувством превосходства и желанности стремятся попасть сюда девушки из стран бывшего Союза. Жить на берегу моря, выйти замуж за иностранца, предпочтительно шейха, и нарожать детей — таков рецепт простого женского счастья. Однако он быстро вянет, когда разница в воспитании и менталитете начинает сказываться на семейных отношениях. Самый больной момент наступает тогда, когда муж (не шейх, ведь на всех принцев не хватит, а простой араб) при разводе забирает детей. И никакой закон женщине уже не поможет, ведь права голоса у нее здесь нет. Абсурдно, что страна, которая продвинулась по пути прогресса так далеко, в которой развиты высокие технологии, а правительственные и прочие услуги оказываются онлайн, по сей день действует по законам, давно изжившим себя. Впрочем, это не отпугивает тех, кто хочет ехать сюда, открывать бизнес, вкладывать деньги, выходить замуж и заводить детей.
Вот только паспорт гражданина страны здесь не дадут чужеземцу никогда. Таким образом, все мы, работающие здесь, — обычные туристы, задержавшиеся до поры до времени. Раз в два (иногда три) года резидентам положено обновлять свои визы на право жить и работать в стране. Визу открывает сотруднику компания, в которой он работает.
Наиболее востребованными на рынке труда Эмиратов являются специалисты по продажам, начиная от недвижимости и заканчивая шоколадными конфетами. В силу прекрасного развития гостиничного рынка, специалисты сферы гостеприимства также всегда нужны. Знание английского, который является основным языком общения, необходимо, и от степени владения им часто зависит зарплата.
Кроме того, виза может быть выдана на основании имеющейся недвижимости стоимостью более 1 миллиона дирхам (около 300 тысяч долларов) или на основании владения бизнесом. Владеть здесь бизнесом может каждый — было бы желание и деньги. Для предприятий разной направленности существуют специализированные свободные экономические зоны, в которых на получение лицензии потребуется от 5 тыс долларов. К этому надо добавить аренду офиса, стоимость которой зависит от выбранной вами свободной зоны и эмирата. Бизнес в Дубае растет как на дрожжах, и для успеха предпринимателю не обязательно быть семи пядей во лбу.
По некоторым подсчетам, выходцев из стран СНГ в ОАЭ проживает порядка 200 тысяч. Кто-то перебрался в Дубай, страну постоянного солнца, «край небоскребов и роскошных вилл», чтобы переждать бурю, кто-то спрятался от реальности своей страны, кто-то проматывает деньги, а кто-то их приумножает. Многие из наших переехали сюда на заре девяностых работать официантами или менеджерами среднего звена и своим упорством и изворотливостью дослужились до управленческих должностей в отелях, крупных компаниях рыночной торговли, автобизнесе. Русских, как называют в Эмиратах всех выходцев из стран СНГ, здесь уважают за предприимчивость и смекалку. На фоне представителей Индийского субконтинента и Южной Азии, которые составляют здесь добрую половину от общего количества экспатов, наши люди выгодно отличаются. К слову, цвет кожи, как бы это ни пахло расизмом, также имеет здесь значение и увеличивает рыночную стоимость работника.
Рабовладельческий строй в современном его виде, по которому живет весь бизнес как в ОАЭ, так и в отдельно взятом Дубае, вызывает немало нареканий со стороны мирового сообщества, но здесь никто и никого не держит. Два аэропорта находятся в черте города.
Русские любят селиться в прибрежных районах — на знаменитом рукотворном Пальмовом острове, в Дубай Марине с живописным заливом и множеством причалов для роскошных яхт, а также в комплексе Джумейра Бич Резидентс, парадные подъезды которого выходят практически на пляж. Стоимость аренды жилья здесь считается одной из самых высоких в городе — в среднем 45 тысяч долларов в год. Но роскошно жить не запретишь, особенно после всех лишений, в которых когда-то приходилось жить нашему человеку. У каждого дома есть свой бассейн, тренажерный зал и прочие удобства. Оплата производится несколькими чеками, которые вы даете сразу при заключении контракта. При этом гарантии обеспеченности всех чеков от вас никто не потребует, но если платеж не удалось погасить выписанным вами чеком, то пеняйте на себя — полиция здесь долго разбираться не будет, а исправительные учреждения переполнены не рецидивистами и уголовниками, а теми, кто в свое время взял на себя финансовые обязательства — кредиты, чеки и т.д., и не справился с ними.
ОАЭ привлекает бизнесменов отсутствием налогов и возможностью без административных препон вести дело. С одной стороны, это действительно так. Никакие проверяющие своими регулярными рейдами вас беспокоить не будут. Но нет налогов — значит нет и обязательств. Государство перед вами не отчитывается и ничего вам не должно. Стоимость жизни здесь компенсирует госказне отсутствие налогов. Так, ежемесячная сумма расходов на коммунальные услуги составляет в среднем около 150 долларов, проезд по платной дороге из одного конца города в другой — 3,5 доллара, средняя цена семейной потребительской корзины на двоих на неделю составит 130 долларов, а штрафы за превышение скорости, неправильную парковку и прочие нарушения тоже складываются в сотни долларов. Одной рукой руководство страны дает заработать приезжим какие-то деньги, но другой рукой эти деньги забирает. Хотя иллюзия того, что твоя зарплата выше, чем у твоих товарищей, оставшихся на территории бывшего Союза, приятно щекочет самолюбие.
К тому же уровень удобства жизни в Дубае не сравнится ни с каким другим городом в мире. Где вы еще можете найти такие услуги прачечной, когда твои вещи привозят и увозят в удобное для тебя время? Когда по телефону из магазина, находящегося в цокольном этаже здания, можно заказать любые продукты и товары, когда система доставки еды из ресторанов работает 24 часа и всегда с улыбкой и «будьте любезны»?
Рассказывая об Эмиратах, нельзя не сказать о погоде. Шесть месяцев в году, с мая по октябрь включительно, температура воздуха такая, что на улицу нельзя высунуть и носа. Повышенная влажность лишь усугубляет это, создавая ощущения сауны. Поэтому летом все прячутся по офисам, автомобилям и домам, словом, там, где есть кондиционеры (а ими оснащены даже автобусные остановки). Этим и объясняется такое количество шопинг-моллов. Один торговый центр возводится рядом с другим, превосходя того размерами — все наверняка слышали о знаменитом самом большом в мире ТРЦ «Дубай Молл». Так вот, в прошлом году правительство объявило о начале строительства еще одного торгового центра, который превзойдет размерами «Дубай Молл» и будет располагаться напротив «Молла Эмиратов», знаменитого первой в мире крытой лыжной трассой.
В основе жизненного уклада современного Дубая можно отыскать немало «измов», но консьюмеризм, пожалуй, один из главных. Потакание своим сиюминутным прихотям и покупка товаров сверх всякой необходимости стали характерной чертой жизни в этом городе, название которого в шутку трактуют как «Ду-Бай» (англ: do buy, делай покупки).
Особенный ажиотаж связан с модой. Помутнение рассудка, становящееся причиной расставания с деньгами, бегающий с одной витрины на другую ненасытный взгляд, отрыв от реальности с полным убеждением собственной схожести с моделями из глянца, — вот симптомы этого фэшн-отравления, действие которого на организм подобно наркотику: накрывает кратковременными приступами эйфории от дозы к дозе, от покупки к покупке. Но промежутки между приступами длятся недолго — на каждом шагу здесь фирменные магазины и брендовые бутики. Создается впечатление, что тот, кто насыпал искусственные острова в форме пальм в море и подпер небо самым высоким в мире зданием, дал распоряжение застраивать все свободное пространство площадками для розничной торговли, чтобы однажды соединить их все между собой в одно кондиционированное пространство и покончить таким образом с проблемой жары и оттоком туристов в летнее время.
Туризм и правда чахнет и гибнет в течение долгих летних шести месяцев жары. Но есть для туристов в жаре и свои плюсы — это самое благоприятное время для бюджетной поездки в Эмираты. В отсутствие спроса отели, авиаперевозчики и турфирмы дают большие скидки. Активно подключается к этому процессу и правительство, организовывая фестиваль «Летние сюрпризы» с большими скидками и множеством предложений. Словом, проблему летней жары и упущенной прибыли пытаются решить скоординированными действиями правительства и частного бизнеса. Вряд ли в какой-либо другой стране можно наблюдать настолько идиллическую картину взаимопонимания государственных и частных структур.
Наши соотечественники, туристы, журналисты и он-лайн комментаторы нередко сравнивают Эмираты и Россию. Сходство строится на обилии ископаемых углеводородов, а различие — на результатах от их продажи. Понятно, что такие неуместные сравнения возникают не от злого умысла и нелюбви к отечеству, а от желания, чтобы и в России, и в других странах СНГ были такие же ровные дороги, такая же современная инфраструктура, такая же удовлетворенность жизнью. Но не стоит забывать, что все это было создано здесь на пустом месте, нашему же правительству приходится сталкиваться с проблемами, корни которых уходят в историю. Стоит взять во внимание и тот факт, что руководству Эмиратов нужно заботиться лишь о маленькой горстке своих граждан, коих всего-то около 10 процентов от общего населения страны, нашим же министерствам приходится решать проблемы многомиллионного населения.
Кстати сказать, в одном из распространенных мифов о жизни местного населения говорится, что при создании семьи или рождении ребенка правительство ОАЭ «осыпает» своих граждан материально, предоставляет дом и прочие блага. Все это — сказка, не имеющая ничего общего с реальностью.
Самое главное участие правительства ОАЭ в жизни местной молодежи — учебные гранты. При хорошей академической успеваемости и зачислении в любой вуз мира, правительство Эмиратов оплачивает обучение своего гражданина, сколько б оно ни стоило. Этим манна небесная и ограничивается. Да, созданы условия для плодотворного ведения бизнеса гражданами эмиратов. Да, созданы рабочие места в правительственных структурах, а крупные компании обязаны брать к себе в штат какой-то (незначительный) процент эмиратцев. Но никакой баснословной халявы (прим.автора: «халява» происходит от арабского слова «сладость»), о которой рассказывают с мечтательностью, нет.
Еще один вопрос, не дающий покоя туристам: «А правда ли, что у арабов много жен?». Закон им не запрещает иметь четырех жен, но у современного поколения больше практикуется семейный дуэт, а не трио, квартет или квинтет. Закон обязывает содержать всех жен в одинаковых условиях, что для стиля жизни, к которому привыкли местные арабы, весьма затратно. Вообще мир коренных арабов закрыт от глаз окружающих. Они держатся особняком от экспатов и туристов, у них есть свои места встреч и свои развлечения. К «несвоим» они относятся снисходительно. Но если ты выкажешь внимание и уважение к их обычаям, то станешь желанным гостем. Чаще всего сталкиваешься с местным населением при решении административных вопросов, при обращении в государственные структуры. Арабы делают вид, что понимают тебя, мило кивают, со всем соглашаются, но делают по-своему. Восток — дело тонкое!
Еще один миф — запрет алкоголя. На самом деле это не совсем так. Алкоголь свободно продается в специализированных магазинах в соседних эмиратах — Аджмане, Умм Аль Кувейне и Рас Аль Хейме. В Дубае алкогольные магазины тоже есть. Но продать вам здесь спиртное смогут только при наличии специальной карты, которую в народе называют «харам-карта» (прим.автора: от арабского «харам» — грех). Естественно, в дубайских вино-водочных приходится переплачивать как за сам алкоголь, так и за лицензию на его покупку. Практически во всех отелях города есть бары и рестораны с предложением спиртных напитков. При этом при управлении транспортным средством наличие даже половины процента алкоголя в крови недопустимо. Это считается преступлением, за который грозит огромный штраф и депортация. Но все дороги в эмиратах находятся под наблюдением камер (а не полицейских), которые уловить шлейф вашего праздника не смогут. А потому, если до дома вы доедете без ДТП, то штрафы вас обойдут стороной.
Вообще же, если уважать местные порядки, какими бы странными они ни казались, и вести себя благоразумно, то не только штрафы, но и другие проблемы вас не побеспокоят. Ведь комфорт жизни здесь на первом месте. Для человека создали все условия, чтобы он не отвлекался на такие житейские мелочи, как оплата счетов и выстаивание в очереди — все можно оплатить или заказать онлайн. Главное — это концентрация на работе, благодаря и ради которой мы все здесь и собрались. Что будет после Дубая, в этом городе задумываются единицы. Именно они ставят перед собой задачу «срубить бабла» и переехать в Канаду, Австралию или США, словом, туда, где жизнь своим современным качеством отчасти напоминает Дубай, но предлагает защищенную старость.
Улицы Дубая похожи на съемочную площадку огромной киностудии. Идеальный порядок декораций с чередой разнокалиберных небоскребов на заднем плане восхищает до степени «не верю своим глазам», так и кажется, что вот-вот где-то из-за угла выскочит ассистент режиссера с большим рупором и начнет ругаться, что вы мешаете съемочному процессу. Вас ведет чувство эйфории. Слева и справа — стеклянные стены зданий, в зеркальной вертикали которых отражаетесь вы сами. Магия кино закручивает вас в вихре эмоций, заставляет поверить, что вы и есть главный герой этого фильма с обязательным хэппи-эндом. Не все осознают , что трава вокруг — пластиковая, порядок — поддельный, и все остальное — не по-человечески синтетическое. Но даже и понимая это, редко кто хочет выбраться из фильма под названием «Дубай».
Дорогие читатели! Если вы хотите принять участие в проекте «Другие города», присылайте свои рассказы на d.dementeva@lenta-co.ru