Из миллионов изображений, которые ежедневно производятся на планете Земля, «Лента.ру» совместно с порталом «Артгид» отбирает самые любопытные. Может быть, некоторым из них повезет войти в культурный багаж человечества. Никто пока не знает, что это будет: баловство с деньгами, стеклянный балет, крылатая ракета или картонный лес. Самые занятные картинки недели — в подборке «Ленты.ру».
«Автопортрет в очках» Франсиско Гойи хранился в Музее Гойи в Кастре — небольшом городке во французских Пиренеях, а в музее Боннат в Байонне, что тоже неподалеку, была его копия, авторство которой было под вопросом. Однако недавно Исследовательско-реставрационный центр музеев Франции пришел к окончательному выводу, что, во-первых, это не копия, а аутентичный Гойя, а во-вторых, именно этот автопортрет является первоначальным, а картина из музея в Кастре — как раз авторская копия. В Байонне радуются, в Кастре грустят.
Греческий художник Стефанос балуется с деньгами: разрисовывает ручкой банкноты евро. Ничего хорошего у него на деньгах не происходит: в архитектуре, изображенной на купюрах, то кого-то убивают, то арестовывают, то берут заложников, то разгоняют митинги, то кто-то вешается — в общем, проект посвящен финансовой и социальной нестабильности в Греции. Разрисовав очередную купюру, Стефанос сканирует ее, после чего тратит, как обычные деньги — так что это искусство уходит в широкий оборот и гуляет по рукам.
Марокканский фотограф Ахраф Базнани специализируется на оптических иллюзиях. На его фото — обычные люди и обычные предметы в необычных сочетаниях: Базнани делает из них сюрреалистические коллажи. Недавно у него вышла уже вторая фотокнига.
У художницы Дорис Салседо открылась большая выставка в Музее современного искусства Чикаго. Это первая музейная ретроспектива колумбийской звезды. Экспозиция воспроизводит большинство ее ключевых инсталляций — постминималистских, всегда тревожных и скорбных. Салседо исследует войну, насилие, преступность и прочие неприятные вещи. Сама она говорит: «Я хочу, чтобы мое искусство играло роль надгробной речи в честь этой жизни».
Крылатая ракета времен холодной войны стоит перед лондонским Саут-бэнк-центром. Ракета носит прозвище «Бристольская гончая», и она — часть выставки History is Now, которая открылась в галерее Hayward: семь британских художников выступают скорее как кураторы, организуя свое искусство и архивные материалы и создавая визуальные высказывания о событиях недавней истории.
Нью-йоркский балет каждый год заказывает разным художникам оформить фойе здания Линкольн-центра, где обычно дают представления. На этот раз центр украсил художник Дастин Йеллин: пятнадцать стеклянных скульптур изображают танцоров балетной труппы. Йеллин использовал сложную технику: каждая скульптура состоит из множества стеклянных слоев-листов, раскрашенных вручную или покрытых аппликацией, и сложенных вместе, так что в итоге внутри стеклянного параллелепипеда возникает трехмерное красочное изображение.
Выставка «Прекрасный зверь» (Beautiful Beast) открылась в Нью-Йоркской художественной академии. Красота и ужас, возвышенное и чудовищное, чарующее и страшное — такое пересечение тем традиционно любимо художниками и является источником вдохновения для нескольких десятков работ. Эта восковая скульптура Моники Кук еще наименее пугающая.
Заросли на самом деле сделаны из картона: это работы французской художницы Эвы Жоспен. Цвет и грубая текстура картона с легкостью имитируют древесину, кору, сухую траву, а скульптуры несут еще и нравоучительно-экологический месседж, напоминая, откуда берутся бумага и картон.
В канадском Квебеке в феврале снежно, темно и холодно — в общем, мрак. В порядке борьбы с мраком уличные фонари неподалеку от квебекского художественно музея «одели» в яркие абажуры. Узор на абажурах — не орнамент, а фрагменты живописи художников Альфреда Пеллана и Фернана Ледюка из собрания музея.