Россия
19:00, 28 февраля 2015

Исламисты и украинские радикалы Кому выгодна смерть Бориса Немцова

Тимофей Шевяков
Михаил Пак
Илья Крамник
Фото: Сергей Гарпон / ТАСС

Следственный комитет выдвинул официальные версии убийства оппозиционного политика Бориса Немцова. Сыщики говорят о мотивах, связанных с исламским экстремизмом, украинским конфликтом, коммерческой деятельностью покойного, а также личной неприязнью к нему. Также вскользь прозвучало предположение о провокации с целью политической дестабилизации в России. «Лента.ру» постаралась понять, какое из выдвинутых предположений выглядит наиболее правдоподобным.

Прежде всего хотелось бы отметить, что редакция с большим уважением относится к покойному и выражает искренние соболезнования родным и близким общественного деятеля. Однако специфика деятельности Бориса Немцова, а также его политическая позиция не оставляют выбора — попытки разобраться в сложившейся ситуации так или иначе последуют, мы же постараемся сделать это максимально корректно.

Исламисты и Charlie Hebdo

По информации следствия, Борис Немцов получал угрозы, связанные с его позицией относительно расстрела журналистов редакции Charlie Hebdo в Париже. Немцов действительно занимал активную позицию по отношению к исламистскому подполью. Как один из самых заметных российских либералов, он нередко высказывался о терроризме и экстремизме, в частности исламском. С учетом того, что в России на самом деле существует широкая сеть исламистов, связанная с Закавказьем и Ближним Востоком, исключать полностью гипотетический исламский след нельзя, особенно на фоне высокого уровня подготовки террористических ячеек в России.

С другой стороны, у этой версии есть ряд слабых мест. Прежде всего — расхождение в методах устрашения. Последние убийства, которые так или иначе могли вести к исламистам, произошли в 2006 году и тесно связаны с журналистскими расследованиями и систематической информационной борьбой, проводимой Анной Политковской. При всем уважении Немцова крайне сложно назвать основным врагом исламского подполья, да и предпочитают они действовать совершенно иначе — масштабными, а не точечными акциями. И даже в случае с точечными акциями устрашения, которые сейчас в ходу в Сирии и Ираке, непубличный расстрел ночью никак не вписывается в исламистскую стилистику. Кроме того, на момент написания статьи ни одна из исламистских группировок не взяла на себя ответственность за содеянное, что тоже свидетельствует не в пользу данной гипотезы.

Личная неприязнь

Эта версия представляется еще более сомнительной просто в силу уровня подготовки преступников. Сделать шесть выстрелов по движущейся мишени из автомобиля в условиях ограниченной видимости и при этом четыре раза попасть в цель способен далеко не каждый. Чувствуется профессионализм, однако же недостаточный, судя по характеру ранений — ликвидация цели со стрельбой в корпус все-таки вызывает вопросы о квалификации стрелка. Тем не менее это должен был быть человек с неплохой подготовкой, в том числе и психологической — чтобы совершить преступление прямо напротив Кремля, где, очевидно, наивысшая в Москве концентрация средств наблюдения, нужны очень крепкие нервы. Бытовые же убийства происходят, как правило в более тихих местах — таковым мог быть, допустим, подъезд жилого дома, и если за Немцовым действительно следили, как предположили уже вполне официальные лица, его элементарно могли «довести» от моста до Большой Ордынки, где осуществить преступный замысел было бы в разы проще.

С другой стороны, погибший действительно пользовался успехом у противоположного пола, причем настолько явно, что Немцов не отрицал этого в многочисленных интервью. А раз так, исключать мотив личной мести не стоит. Особенно если учесть информацию, распространенную в СМИ, — про аборт спутницы и единственной свидетельницы убийства Немцова. Но, поручиться за достоверность этой информации, конечно, нельзя.

Коммерческая деятельность

К сожалению, эта версия весьма туманная — понятно, что Борис Немцов работал и, судя по свидетельствам журналистов, которым он давал в долг (а фактически дарил) крупные денежные средства, в средствах стеснен не был. Однако надо заметить, что у Немцова был довольно закрытый период в жизни — после провала на выборах в 2003 году и оглушительного поражения в 2007-м, Немцов объявлял о своем уходе из политики в бизнес, где в силу своей динамичности и своеобразной манеры вести дела (все-таки в бизнес он пришел из публичной политики) вполне мог обзавестись врагами.

Тем не менее версия не выдерживает критики. И вот почему. При любых раскладах в случае коммерческого конфликта скандал с бывшим вице-премьером сразу оказался бы на первых полосах газет и вовсю использовался разными политическими силами страны. Поверхностный мониторинг информационного поля не выявляет информации о бизнес-конфликтах покойного. В бизнесе Немцов, скорее всего, оказывал по большей части консалтинговые и GR-услуги, не углубляясь в конкретные детали тех или иных проектов. Это ограничивает число вероятных врагов самым узким кругом общения, представителей которого следователи уже наверняка допросили.

Политическая провокация и украинский конфликт

Эта версия самая сложная, но из-за высокого интереса публики к событиям на Украине к ней обращаются чаще всего. Ее следует разделить на две составляющие. Первая крайне неприятна для большинства жителей России: покушение могли организовать патриотически настроенные бойцы юго-востока Украины. Об этом косвенным образом может говорить и подготовка бойца, осуществлявшего покушение (подробнее его гипотетическую квалификацию мы разбирали ранее), то есть, с одной стороны, достаточный профессионализм для стрельбы в сложных условиях, но при этом не видны характерные для заказных убийств признаки. В пользу этой версии свидетельствует и выбор места убийства — в нескольких десятках метров от Кремля. С точки зрения сторонников этой гипотезы, такая демонстрация могла быть выгодна той части патриотически настроенных граждан, которые считают, что Москва в украинском конфликте пошла на слишком серьезные уступки, поддавшись на уговоры элит, которые как раз и олицетворял собой Немцов.

Но более детальный анализ скорее говорит о несостоятельности этого предположения. Во-первых, убитый, безусловно являясь противником поддержки республик Новороссии со стороны Москвы, не входил в круг политических и бизнес-элит, чье мнение по данному вопросу могло бы интересовать Кремль, и его устранение никак не ослабляет позиции противников новороссийского проекта во власти. Во-вторых, наоборот, раскрутка этой версии усиливает их позиции: сторонники Новороссии таким образом предстают в роли покровителей убийц и террористов, готовых на физическое устранение оппонентов в центре Москвы и тем самым угрожающих стабильности уже самой России.

На поверку «новороссийская» версия скорее указывает на заказчика со стороны Украины, которым, как уже это не раз бывало, срочно необходим крупный политический скандал, способный как минимум временно связать руки сторонникам Новороссии в Москве, а как максимум — вывести их из игры. Это подводит нас ко второй составляющей украинской версии, связанной с нынешней киевской властью.

Про подготовку бойцов с той стороны можно сказать то же самое, что мы говорили ранее, так же как и про их мотивацию, направленную на срыв мирных договоренностей. Не меньшее значение имеют и найденные гильзы — по данным следствия, они от разных производителей, что также косвенным образом указывает на украинский конфликт. Можно вспомнить еще и информационные провокации, связанные с падением «Боинга» на территории Украины — в настоящий момент все указывает на то, что убийство будет использовано в информационно-пропагандистских целях. Вполне логичными здесь выглядят и связи Бориса Немцова с украинским «оранжевым» истеблишментом еще прошлого созыва — им было проще добраться до человека, который в целом знает украинскую элиту и не станет спрашивать, почему, допустим, гипотетическая встреча назначена на такое позднее время и в таком странном месте.

Политическая провокация и внутренние элиты

Эту версию следствие по понятным причинам или не рассматривает, или не говорит о ней на пресс-конференциях. Между тем сама она имеет право на существование, и вот почему. С момента начала украинского кризиса в стране вполне могли сформироваться элиты, не слишком довольные сложившимся положением дел — особенно если бизнес-интересы такой категории граждан связаны с зарубежными странами. Понятно, что резкая позиция России по украинскому конфликту и последовавшие за этим жесткие переговоры с Западом, думается, сломали не одну схему, приносящую колоссальные деньги. Да и нынешняя конфигурация власти с доминированием нескольких групп вполне могла сослужить плохую службу тем силам в Кремле, которые выступают за ужесточение внешнеполитической линии. Очень здесь важно, что, как правильно замечают в своих комментариях специалисты по российским элитам, вице-премьерский уровень Бориса Немцова давал ему определенные гарантии безопасности: в России не было принято трогать таких людей. При этом его гибель надо расценивать как элемент в игре не против России, но против персонально Владимира Путина. И осуществлять такую игру могут только силы, заинтересованные в смене власти и, возможно, в изменении внешнеполитической линии. Маловероятно, что они обязательно связаны с западными разведками, однако предположить их связи с силовиками или просто людьми, умеющими осуществлять наружное наблюдение, вполне можно.

Ярославский след

Работа Немцова в качестве депутата Ярославской областной думы также может быть рассмотрена как повод для покушения. С его подачи регион последние полтора года сотрясают громкие коррупционные скандалы. Сначала своего поста лишился вице-губернатор области Александр Сенин, которого Немцов обвинил в махинациях с закупками для медицинских учреждений региона. По данным оппозиционного политика, конкурсы на поставку неизменно выигрывала фирма, принадлежащая Ирине Сениной, супруге вице-губернатора. Иск о защите чести и достоинства, выдвинутый бывшим вице-губернатором против Немцова, в августе 2014 года был отклонен Кировским районным судом города Ярославля.

Скандал с закупками фармпрепаратов привел к визиту в область главы антикоррупционного управления администрации президента Олега Плохого, доложившего о серьезных проблемах в регионе (в частности, как выяснилось, в области вообще не функционировали подразделения администрации по борьбе с коррупцией). Позднее, в ноябре прошлого года, Немцов обнародовал информацию о закупках областью дорогостоящих лекарств по завышенной цене у фирмы, где работает Елена Ястребова, дочь действующего губернатора. В регионе историю удалось спустить на тормозах, однако уже в феврале 2015 года Борис Ефимович направляет руководителю администрации президента РФ Сергею Иванову письмо с предложением уволить Сергея Ястребова в связи с утратой доверия, в котором одним из «эпизодов обвинения» становится скандал с «Р-Фарм» и Еленой Ястребовой. Следует отметить, что глава Ярославской области уже год занимает последние строчки в рейтинге губернаторов Фонда развития гражданского общества и оценивается экспертами как «хромая утка» без каких-либо перспектив удержаться в кресле до конца срока — 2017 года.

Говорить о причастности губернатора к убийству Немцова, разумеется, не стоит, но в данном случае вполне может иметь место «эксцесс исполнителя» — благо в ближайшем окружении Сергея Ястребова хватает людей как зависящих от благополучия шефа, так и искренне не любящих российскую оппозицию.

Самострел

Еще одна версия — неудачная инсценировка покушения, устроенная самим Немцовым. Почти год назад в схожей ситуации оказался известный украинский политик, мэр Харькова Геннадий «Гепа» Кернес, которому неизвестный выстрелил со спины в область легкого и печени. В пользу самострела говорит нарочитая картинность места покушения, заметные в Москве ингушские номера и то, что спутница Немцова даже не была ранена, хотя, по логике, убийцам следовало избавиться от основного свидетеля. Авторы этой версии предполагают, что в ходе инсценировки по каким-то причинам Немцов, вместо того чтобы получить легкие ранения, был убит наповал (три из четырех попаданий были летальными).

Тайна ингушских номеров

Одной из зацепок для следствия, безусловно, станет автомобиль, на котором передвигались предполагаемые преступники. Брошенная машина была обнаружена в центре Москвы во дворе одного из домов около станции метро «Смоленская». Это Lada Priora белого цвета с номерами Республики Ингушетия. Машину убийц оппозиционного политика зафиксировали сразу несколько камер наблюдения. Ее видела и свидетельница преступления, 23-летняя украинская фотомодель и подруга Бориса Немцова Анна Дурицкая. Номер машины она не запомнила.

Место регистрации машины может сказать очень многое, равно как и не сказать ничего — например, если машина была угнана кем-то совершено посторонним. Если предположить, что регион проживания преступников и регистрации машины совпадает, то, скорее всего, перед нами след нанятых для конкретной задачи исполнителей, которыми могут оказаться как действительно радикалы-исламисты с боевой подготовкой, так и криминальная «пехота». Второй вариант, впрочем, маловероятен с учетом продемонстрированных навыков владения оружием, явно превосходящих возможности обыкновенных бандитов.

Первый вариант заставляет вновь обратиться к версии исламистов, но рассмотреть ее с другой стороны. Целью для заказчиков, в данном случае, очевидно, зарубежных, являлся не сам по себе Борис Немцов, который, как отмечено выше, явно не входил в список приоритетных мишеней для террористов, а стабильность и безопасность России — наиболее серьезного оппонента исламистов на евроазиатском континенте. В этом случае убийство Бориса Немцова, способное, потенциально, вызывать длительную нестабильность в Москве, ослабив ее внешнеполитические (в том числе и военные) возможности, может теоретически рассматриваться как один из элементов плана дестабилизации обстановки в союзных с Россией государствах Центральной Азии и в исламских регионах Кавказа. Украинский конфликт и противостояние власти и оппозиции в данном случае становятся просто удобным фоном для тех, кто осуществляет собственные планы в условиях нарастающей в мире нестабильности.

< Назад в рубрику