Бизнес
08:37, 28 февраля 2015

«Абонент не абонент» Кризис ударил по операторам сотовой связи

Ирина Ли
Инесса Паперная
Фото: Ольга Кирсанова / «Коммерсантъ»

Стремясь компенсировать растущие расходы, сотовые операторы повысили стоимость услуг международной и междугородней связи и в роуминге. Следующим шагом станет рост тарифов в домашнем регионе, уверены эксперты. Средний чек за сотовую связь по итогам года в Москве может вырасти на 12 процентов.

Первый пошел

Активно повышать цены на роуминг, а также на услуги международной и междугородней связи операторы стали с февраля. О подорожании первым объявил «Мегафон»: компания запустила рассылку об изменении цен на голосовые звонки в роуминге с 20 февраля. В Европе стоимость входящих и исходящих звонков для абонентов оператора выросла с 29 до 49 рублей за минуту. В остальных странах ценник поднялся до 129 рублей за минуту (было 119 рублей).

Повышение цен коснулось и мобильного интернета вне домашнего региона — стоимость 100 килобайт переданной информации выросла на 70 процентов.

Также с 1 марта оператор округлит единицу тарификации интернет-трафика до 1 мегабайта, правда только для ряда тарифных планов Уральского региона. Это значит, что если абонент случайно откроет браузер или загрузит «легкую» страницу размером в 100 килобайт, заплатит он все равно за 1 мегабайт. В компании заверили: «Изменения коснутся только абонентов Уральского филиала и только тех, у которых не подключены интернет-опции. Процент этих абонентов от общей базы компании крайне мал».

Оператор-дискаунтер Tele2 продолжил эстафету: с 27 февраля стоимость внутрисетевых исходящих и входящих звонков при нахождении абонента за пределами домашнего региона выросла с 1,5 до 2 рублей за минуту, а смс-сообщение — с 1,5 до 2,5 рублей. Звонки в зарубежном роуминге (СНГ, Европа и Балтия) подорожали с 9,45 до 15 рублей за минуту.

МТС с 26 февраля повысил цены на мобильный интернет внутри сети в некоторых тарифах до 50 рублей в сутки (сейчас 30 рублей), а на интернет-опции — до 350 рублей в месяц (сейчас 250 рублей). Однако это повышение затронет только архивные тарифы и опции, которыми пользуются 0,007 процента абонентов, уверяет оператор.

«Вымпелком» (бренд «Билайн») с 26 февраля повысил цены на разговоры и смс-сообщения по межгороду и за границу. При этом пресс-секретарь «Билайн» Анна Айбашева подчеркнула, что цены на роуминг в 2015 году компания не меняла, и они держатся на уровне прошлого года. Интернет в роуминге у оператора также остается дешевым — 5 рублей за мегабайт в большинстве стран, популярных у российских туристов.

Все компании мотивируют повышение цен падением курса рубля и сложной экономической ситуацией в стране. «Мы очень точечно оптимизируем нашу тарифную линейку в связи с необходимостью компенсации растущих затрат на международные и междугородние соединения», — комментирует «Ленте.ру» причину повышения тарифов Айбашева.

«Российские сотовики платят за роуминг зарубежным операторам, в сетях которых находятся абоненты, а эти платежи установлены в долларах либо евро», — поясняет Константин Анкилов, управляющий партнер «ТМТ Консалтинг». В МТС отметили, что компания вынуждена отдавать зарубежным операторам около 70 процентов от цены за сервисы связи в роуминге.

Придется раскошеливаться

Что касается тарифных планов в рамках домашнего региона, то пока операторы не спешат объявлять о повышении цен. Так, по словам пресс-секретаря Tele2 Ирины Рыбаковой, повышение стоимости услуг на международный роуминг, звонки и смс-сообщения, которыми абоненты пользуются редко, а значит, эти расходы на них сильно не отразятся, позволяет удерживать низкие цены на базовые услуги — звонки и смс внутри региона.

Однако скрытое удорожание неголосовых услуг уже началось. Как сообщили «Ленте.ру» в департаменте информационных технологий города Москвы, согласно данным регулярного мониторинга, с начала декабря 2014 года по конец января 2015-го цены на услуги сотовой связи в Москве в рублях выросли на несколько процентов. Причем голосовая связь в этот период в Москве подешевела на 4 процента, но мобильный интернет и смс-сообщения подорожали более чем на 10 процентов.

Операторы не могут открыто менять ценники — мешает конкуренция, которая за последние три года резко возросла. «"Большая тройка" операторов потратила большие средства на строительство 3G и 4G, и теперь старается нарастить абонентскую базу в данных сегментах, предлагая тарифы по минимальным ценам», — поясняет Тимур Нигматуллин, аналитик ИК «Финам». На усиление конкуренции повлияло появление четвертого федерального оператора в лице совместного предприятия Тele2 и «Ростелекома» с очень агрессивной стратегией экспансии. Наконец, свою роль сыграло разрешение на перенос номера, этой услугой за последний год воспользовались более миллиона абонентов.

Однако рост абонентской платы неизбежен — развитие инфраструктуры, модернизация базовых станций и замена комплектующих требуют расчетов с поставщиками в валюте, что сказывается на финансовых показателях игроков. По мнению Алексея Чукарина, руководителя аналитического подразделения департамента информационных технологий города Москвы, в первую очередь оптимизация затронет так называемые «удельные» тарифы, то есть пакетные услуги: абоненты будут платить ту же сумму в рамках своего тарифа, однако само наполнение этого тарифа будет сокращаться. Например, если тариф предусматривал 1 гигабайт мобильного интернета, абонент за ту же цену будет получать уже меньший объем.

Кроме того, постепенно из линейки предложений начнут вымываться самые бюджетные тарифы — именно по этому пути сейчас следуют некоторые операторы платного телевидения. Будет меньше промоакций и специальных предложений, уверен Алексей Чукарин.

В результате «средний чек» на услуги сотовых операторов в Москве по итогам 2015 года, несомненно, вырастет. Показатели роста зависят от сценария развития экономической ситуации в целом, говорит Чукарин, но при базовом сценарии «средний чек» одного домохозяйства увеличится как минимум на 12 процентов. Это совпадает с прогнозом инфляции, которая по итогам года, по данным Минэкономразвития, составит 10-12 процентов.

Что касается самих абонентов, то объемы потребления, напротив, будут только расти, уверены эксперты. В Москве около 60 процентов абонентов имеют смартфоны, которые в фоновом режиме используют мобильный интернет, поэтому интернет-трафик снижаться не будет. «А попытки сократить время разговора по телефону или количество смс-сообщений на общей картине никак не скажутся», — добавляет Чукарин.

Возможно, некоторые абоненты будут отказываться в целях экономии от каких-либо дополнительных платных сервисов, предоставляемых операторами — например, уведомлений, подписок на новости и так далее. Кроме того, возрастет спрос на сервисы, позволяющие контролировать свои расходы и экономить на самых интенсивно используемых услугах, добавляет Дмитрий Тузов, сооснователь и директор по продуктам RooX Solutions.

Тем не менее операторы уверены, что экономический кризис не приведет к экономии россиян на мобильной связи. В России одни из самых низких цен на связь в мире, сообщили «Ленте.ру» в МТС, и сотовая связь давно стала неотъемлемой частью «продуктовой корзины» россиянина.

В конце 2014 года по заказу «Мегафона» компания Synovate Comcon провела мониторинг покупательского поведения и пришла к следующим выводам: сотовая связь и интернет меньше всего подвержены влиянию экономической ситуации в стране среди всех категорий товаров и услуг. О желании экономить на этих расходах заявили всего 23 процента опрошенных, в то время как о снижении расходов на питание вне дома и путешествиях сообщили 63 процента респондентов. «Ежемесячно россияне тратят на связь порядка 300 рублей, а доля расходов на эти цели в общем объеме расходов домохозяйств не превышает один процент, — резюмирует исполнительный директор по развитию бизнеса на массовом рынке компании «Мегафон» Михаил Дубин. — Поэтому мы не прогнозируем снижение трат абонентов, в кризис люди начинают экономить на крупных статьях расходов».

< Назад в рубрику