Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, объявленный в розыск на родине по четырем статьям Уголовного кодекса, за что ему грозит до 11 лет лишения свободы, хорошо понимает, что лучшая оборона — это нападение. Получив мандат главного международного советника президента Украины Петра Порошенко, он развил бурную деятельность. Недавно, в частности, рассказал, как встречается с американскими политиками и добивается предоставления Украине оборонительного вооружения.
Для бывшего президента Грузии Украина — это возможность восстать из политического пепла. Пусть вне родины, тем не менее, все средства хороши, так как для него бездействие в принципе гибельно. Сегодня он снова заполняет собой эфиры украинских, грузинских, американских и иных телеканалов, анализируя, прогнозируя и советуя. Телеэфир для него — жизненная среда. Не важно, о чем говорить, главное — говорить, говорить и говорить. «Вот он я, меня не догонят, — словно бросает Саакашвили вызов недругам, вселяя надежду в сторонников. — Я снова в седле».
И пусть в Тбилиси издевательски препарируют эти изречения. Пусть даже уличают во лжи, когда бывший президент увлеченно рассказывает, как его, семиклассника, преследовала советская милиция за посещение церкви в Тбилиси, а потом выясняется, что в те годы ее вообще не существовало. Все это не важно. Руководитель Института стратегии управления Грузии Петрэ Мамрадзе, бывший глава канцелярии президента, знавший Саакашвили более 20 лет, говорит: «Главное для него — быть в центре внимания международной прессы. Это его девиз, цель жизни».
Сейчас у медали, однако, все отчетливее проявляется оборотная сторона. Пока Саакашвили выходит из политического небытия, куда его в 2012-м отправила «Грузинская мечта», из-за него Тбилиси и Киев жертвуют хорошими отношениями. Что весьма неприятно в преддверии майского саммита «Восточного партнерства», где обе страны должны услышать похвалы за сближение с Евросоюзом. Но это реальность. Слаженного дуэта не получается, Грузия фальшивит, если утверждает, что в нынешнем назначении Саакашвили не видит ничего особенного.
Бывшего президента обвиняют на родине в растрате на личные нужды пяти миллионов долларов из госбюджета, организации жестокого избиения оппозиционного депутата, неодобрительно отозвавшегося о личной жизни Саакашвили, разгоне оппозиционного митинга в ноябре 2007 года и разгроме телекомпании «Имеди». Также его считают причастным к фальсификации расследования резонансного убийства банковского клерка Сандро Гиргвлиани, в котором обвиняют представителей МВД.
Главная прокуратура Грузии для большей прозрачности и аргументированности выдвигаемых обвинений пригласила видных юристов. Это британец Джеффри Найс, выступавший главным обвинителем на судебном процессе против бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, бывший прокурор Израиля Моше Ладор и бывший директор отдела по борьбе с оргпреступностью Департамента юстиции США Пол Коффи.
Но общественность на родине опального президента все равно бурлит. Перед МИДом и посольством Украины проводятся акции протеста. К внешнеполитическому ведомству с красными карточками приходит набирающий обороты «Альянс патриотов», лидера которого, журналистку Ирму Инашвили, уже сравнивают с Марин Ле Пен. Они выносят символические предупреждения грузинским дипломатам за то, что те недостаточно жестко (было только приглашение посла Украины в МИД для объяснений) реагируют на вызовы из Киева. Перед посольством Украины митингует общественная организация «Грузинская миссия», вручающая украинским представителям гневное послание: «Для Грузии Саакашвили и его команда стали "раковой опухолью", не дайте ей развиться в своем организме».
Экс-спикер парламента, лидер «Объединенного демократического движения» Нино Бурджанадзе считает, что в этих условиях президенту Георгию Маргвелашвили не стоило отправляться в Киев на годовщину Майдана. «Украина по отношению к Грузии ведет себя, скажем прямо, очень недружественно. Нам наносят пощечины, а мы сами себя, получается, не уважаем», — говорит она. Бурджанадзе уверена: «Украинское правительство должно было учесть интересы грузинского народа, который выбросил на свалку власть Саакашвили в 2012 году».
Генеральная прокуратура Украины, кроме того, отказала Грузии в экстрадиции Михаила Саакашвили, а также бывшего министра юстиции Зураба Адеишвили. Последний, как стало известно, принимал участие в заседании группы реформ прокуратуры Украины. При этом он находится в розыске по линии Интерпола.
Известный грузинский юрист Паата Цнобиладзе считает, что прокуратура Грузии теперь ответит новыми обвинениями против Саакашвили — по другим резонансным делам периода правления «Единого национального движения». Например, близится к завершению расследование дела о загадочной гибели бывшего премьер-министра Зураба Жвании. «Саакашвили напрямую связан с криминальным кровавым режимом, который существовал в Грузии в течение девяти лет, — говорит вице-премьер Каха Каладзе — Он был главным идеологом. Не думаю, что он с товарищами принесет украинцам пользу».
Посол Украины в Грузии Васил Цыбенко ссылается на то, что это внутреннее дело его страны. При назначении Саакашвили учитывается опыт в проведении реформ, привлечении иностранных инвестиций и так далее, отмечает он. «Президент Украины уверен, что это решение не направлено против Грузии и грузинского народа», — говорит посол.
«Надо иметь в виду, что украинская власть несвободна в своих решениях, — комментирует грузинский эксперт Мамука Арешидзе. — В союзниках у нынешних украинских властей западные политические круги. Особенно такие, которые настаивают на изменении Москвой политического курса. Для этих западных кругов Саакашвили и его команда являются олицетворением реформ, которые осуществлены в Восточной Европе. Поэтому их назначения на высокие должности в Киеве — объективная реальность. Нужно на Украине бороться с коррупцией? Нужно. А "националы" весьма успешно "продавали" себя как люди, искоренившие на родине коррупцию. Но следует понимать, что в мире знают медаль только с этой стороны, не замечая высокого уровня элитарной коррупции, который был при правлении Саакашвили в Грузии».
В период своего президентства, как отмечает замсекретаря грузинского совбеза Ивлиан Хаиндрава, Саакашвили совершил немало успешных шагов: это и административная реформа, повышение эффективности государственных служб, позитивные изменения в фискальной сфере, борьба с коррупцией на низовом уровне, бытовой и организованной преступностью, осуществление инфраструктурных проектов.
«Однако практически каждое из этих достижений имело и обратную сторону: полное слияние правящей политической силы с государством и полная же политизация бюджетных организаций, попрание права частной собственности и элитарная коррупция приняли системный характер. Особенно тревожно обстояли дела в области защиты прав и свобод человека, верховенства закона, плюрализма, конкуренции как в сфере политики, так и в бизнесе, — считает эксперт. — В итоге проект "модернизация без демократизации" в Грузии исчерпал себя, огромные возможности использованы нерационально. Грузия в те девять лет так и не обзавелась ни устойчивой экономикой, ни устойчивой демократией».