Россия
11:44, 11 марта 2015

Нашли защитников Общественная палата обвинила Минфин в содействии Госдепу

Дина Ушакова
Фото: Павел Смертин / ТАСС

Предложения Минфина урезать субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям вызвали скандал. Члены Общественной палаты во главе с ее секретарем Александром Бречаловым хотят этому помешать. Готовится петиция Владимиру Путину с просьбой сохранить финансирование НКО. А политолог, член Общественной палаты (ОП) Иосиф Дискин заявил, что выходит из общественного совета при Минфине.

О важности поддержки социально ориентированных НКО президент России говорил в своем послании Федеральному собранию в 2014 году. В январе он даже принял участие в форуме, посвященном развитию НКО, реализующих проекты в социальной сфере, в том числе в области профилактики социального сиротства, адаптации инвалидов, повышения качества жизни пожилых, развития межнационального сотрудничества, дополнительного образования.

Но в рамках антикризисного сокращения расходов субсидии этим организациям могут пойти «под нож». Министерство финансов выступило за то, чтобы в 2015 году снизить финансирование социально ориентированных НКО с 1,7 миллиарда до 714 миллионов рублей по программе, реализуемой Минэкономразвития. Соответствующие поправки ведомство подготовило в законопроект «О федеральном бюджете», который в начале марта обсуждался на заседании правительства. Полностью предлагается срезать, например, субсидии регионам, а также на информационную, консультационную и методическую поддержку социальных НКО.

В Общественной палате резко раскритиковали эти намерения. Как заявил журналистам секретарь ОП Александр Бречалов (по совместительству сопредседатель центрального штаба движения Общероссийский народный фронт (ОНФ)), это противоречит майскому указу президента, предусматривающему усиление поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, и посланию президента Федеральному собранию, в котором тоже говорится о такой поддержке.

Бречалов поставил свою подпись под петицией президенту за сохранение субсидий. Открытое письмо опубликовано на сайте Агентства социальной информации, возглавляемом членом ОП и президентского Совета по правам человека (СПЧ) Еленой Тополевой-Солдуновой.

Председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Иосиф Дискин был категоричен. Он обвинил чиновников в скопидомстве и непрофессионализме, желании ликвидировать направление, «которое показало свою эффективность», ради «мифической финансовой стабильности», жертвуя стабильностью политической.

Этот тезис развил Бречалов. По мнению главы Общественной палаты, предложения Минфина выгодны Госдепу, который «с удовольствием возместит потери нашим НКО, но уже на другие цели».

Больше всего Дискина возмутило то, что Минфин не консультировался с палатой на эту тему. «На рассмотрение общественного совета при министерстве вопрос не выносился», — отметил он. По его мнению, это дискредитирует закон об основах общественного контроля. Дискин объявил, что по данной причине он принял решение выйти из совета.

Шансы у общественников отстоять субсидии есть: решение еще не принято. Как уточнил Иосиф Дискин, правительство поддержало предложение Минфина в рамках антикризисного плана, но на совещании президента возникли разногласия, и глава государства вернул поправки на доработку.

По словам Елены Тополевой-Солдуновой, программа реализуется с 2011 года и за это время показала свою эффективность. Следовательно, не нужно ее «сокращать и уничтожать». Члены палаты отметили, что благодаря программе сложилась система мотивирования регионов. В ее рамках средства выделяются регионам на поддержку НКО (плюс субъекты добавляют деньги из своих бюджетов). Дискин подчеркнул, что Минфин посылает негативный сигнал регионам: если федеральный центр считает нужным сократить финансирование по этому направлению, то так же сделают и субъекты.

Российским некоммерческим организациям нельзя без поддержки государства. В 2014 году общий объем субсидий НКО из федерального бюджета составил 11 миллиардов рублей, в 2013-м — 8,5 миллиардов, в 2012-м — 4,8 миллиарда. Впрочем, большая часть госсредств выделяется не по программе Минэкономразвития, а по линии других министерств в области социальной поддержки, культуры, искусства, здравоохранения и образования. Как отмечает Тополева-Солдунова, многие существуют исключительно на госсредства. Некоторые пытаются оказывать социальные услуги населению (напомним, руководство страны призывало ведомства передавать часть своих функций НКО в сферах, где они более эффективны), но пока это не очень развито.

Есть еще президентские гранты. В середине января глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, что за 2012-2014 годы на поддержку социально значимых проектов некоммерческих организаций за счет президентских грантов было направлено 7,5 миллиарда рублей.

Еще один канал — корпоративные и частные пожертвования. Например, крупные корпорации выделяют НКО гранты на конкурсной основе.

Стоит отметить, что после принятия в 2012 году закона об НКО-иностранных агентах многие организации отказались от зарубежных грантов и попытались переключиться на госфинансирование.

Минюстом зарегистрировано свыше 200 тысяч НКО. По экспертным оценкам, из них реально функционируют около 10 тысяч. Готовы ли в Минфине пересмотреть планы в отношении социальных НКО, пока неизвестно.

В пресс-службе ведомства «Ленте.ру» заявили, что «в принципе, ставили задачу, что расходы надо перераспределять, сокращать не менее чем на 5 процентов в реальном выражении, сокращая менее важное и сохраняя то, что важно», но приоритеты — дело распорядителя, то есть Минэкономразвития — ответственного министерства по данному направлению.

< Назад в рубрику