Экономические и политические инициативы правительства Греции становятся все более изощренными. На этой неделе в европейских газетах разгорелась жаркая дискуссия вокруг требований Афин к Берлину о выплате репараций за оккупацию во время Второй мировой войны. «Лента.ру» предлагает читателям обзор публикаций иностранной прессы, посвященных греческому долговому кризису.
Премьер-министр Греции Алексис Ципрас заявил, что Германия должна возместить Греции ущерб от оккупации в ходе Второй мировой войны и гибели сотен тысяч граждан. По мнению греческого политика, речь идет о 322 миллиардах евро. В противном случае Греция может начать национализацию немецких государственных и частных активов на своей территории.
Пресс-секретарь Ангелы Меркель отметил, что не видит никаких оснований для обсуждения с Грецией этого вопроса, так как все условия репараций были закреплены в ходе переговоров, приведших к объединению Германии в 1990 году.
Министр финансов Греции потребовал извинений за замечания, допущенные его немецким коллегой в ходе последней встречи. Немецкий министр финансов Вольфганг Шойбле назвал глупостью обвинения в том, что он оскорбил своего греческого коллегу Яниса Варуфакиса комментарием о том, что тот был «по-дурацки наивен». Ранее Греция подала в МИД Германии официальную жалобу, подчеркнув, что министру союзной страны не пристало оскорблять коллегу.
Йенс Бастиан, экономический аналитик и бывший член рабочей группы Европейской комиссии по Греции, считает, что греков загоняют в угол в попытке предотвратить банкротство. Растущий дефицит финансирования с повышением обязательств по погашению долгов представляет собой ходьбу по канату уже сейчас и усугубляет ситуацию в перспективе.
Один из греческих банкиров, комментируя отказ ЕЦБ по предоставлению краткосрочных займов, которые могли пойти на поддержку ликвидности, заявил: финансовое сообщество ожидало, что ЕЦБ не изменит свою политику и обеспечит «небольшие инъекции наличными» до лета, когда Греция должна погасить задолженности в размере около 7,2 миллиардов евро, и теперь «обеспокоено».
Увеличивающийся с каждым днем раскол может привести только к двум результатам. Либо Греция покинет еврозону, либо Греция капитулирует. Греции, несомненно, стоит провести референдум по вопросу выхода из еврозоны или оплаты долгов, разъяснив населению перспективы и последствия каждого варианта. В результате греческого кризиса евро оказалось под колоссальным давлением на международных биржах. Падение евро по отношению к доллару и фунту требует импульса для роста. И это произойдет. Когда Греция определится: «либо она не будет мириться с Евросоюзом, либо просто заткнется».
Усиление связей между новым правительством Греции и Россией вызывает тревогу по всей Европе. Многие считают, что это приведет Грецию к неотвратимому удалению от Запада в сторону более «доброжелательного союзника».
Официально Греция не ищет альтернативных источников кредитования, а переговоры правительства Греции с Москвой держатся в секрете. Греция с нетерпением ждет дешевый российский газ и увеличение российских инвестиций, притока российских туристов, способных обеспечить необходимый экономический импульс. Москва в свою очередь получит союзника с правом вето внутри ЕС в период напряженности из-за украинского кризиса.
Манос Караганис, эксперт по внешней политике России Королевского колледжа Лондона, заявляет, что правительство Греции использует «русскую карту» для усиления позиции на текущих переговорах по долгам с ЕС, но Афинам будет крайне трудно дистанцироваться от самого Евросоюза и НАТО.
Между Россией и Грецией существуют глубокие исторические связи. Подтверждают это и недавние опросы. 63 процента греков, согласно опросу исследовательского центра Pew, хорошо относятся к России, в то время как только 23 процента греков, по опросу «Евробарометра», положительно оценивают Евросоюз.
Греческий МИД заявляет, что многомерная внешняя политика не запрещена и не является ни преступлением, ни грехом. В то же время Москва не сделала ничего, чтобы помочь православному Кипру в 2013 году в ходе крупнейшего экономического кризиса. Президент Путин предложил инвестиции в Кипр и более выгодные условия по погашению кредита, но только в случае предоставления доступа российских военных кораблей к кипрским портам.
Панос Камменос, министр обороны Греции, угрожает открыть границы страны для беженцев, в том числе потенциальных членов «Исламского государства Ирака и Леванта», если Афины не получат поддержку в долговой кризис. «Будут миллионы экономических мигрантов, если еврозона не отступит от требований жесткой экономии», заявили в министерстве обороны. Без финансирования Греция обанкротится уже в этом месяце.
Границы Греции с Турцией — заслон Евросоюза на пути нелегальных мигрантов в еврозону из Сирии и Ирака. По словам Камменоса, в случае банкротства Греция предоставит въездные документы для всех нелегальных мигрантов, в том числе 10 тысяч человек, находящихся на данный момент в пунктах временного содержания.
При реализации подобного сценария Великобритания, сохранившая собственный пограничный контроль, не окажется под таким же ударом, как Германия, но угроза для континентальной Европы огромна.
К заявлению министра обороны Греции Паноса Камменоса, угрожающего «заполнить Европу джихадистами», стоит относиться как своеобразной манере ведения полемики. В 2013 году он уже говорил о том, что министр финансов Германии Вольфганг Шойбле является персоной нон грата в Афинах.
По мнению источника из Министерства финансов Германии, попытка заострения внимания на таких темах, как выплата компенсации Греции со стороны Германии за оккупацию во время Второй мировой, — абсолютно не поможет Афинам в сложившейся экономической ситуации и переговорном процессе.
Министр финансов Греции Янис Варуфакис заявил, что допускает проведение всеобщего референдума о выплате долга перед Евросоюзом. Греция припрятала в рукаве еще один козырь.
Требование премьер-министра Греции компенсаций от Германии за оккупацию — логичный ответ кабинета на давление со стороны Евросоюза. Оккупация действительно была, у банка Греции изъяли колоссальные средства, и их так и не вернули. Греция не может позволить себе начать национализацию немецкой собственности, так как это приведет к полной маргинализации и унижению греческих политиков в Европе. Германия, ранее выплатившая Греции около 115 миллионов марок, что эквивалентно 57 миллионам евро, отказывается рассматривать вопрос о каких-то дополнительных платежах.
Поднятый премьер-министром Греции и поддержанный многими политиками вопрос компенсаций от Германии за оккупацию во Второй Мировой используется как инструмент сплочения самих греков. После неудачных переговоров по долговым обязательствам Греции страна разделена. Идея репараций пользуется большой поддержкой как в политическом истеблишменте, так и среди населения. Возможно, речь не идет о реальном намерении взыскания долга, а лишь о моральной компенсации в виде официальных извинений со стороны Германии.
Пресс-секретарь главы правительства Германии считает, что нет. Штеффен Зайберт заявил о необходимости сосредоточиться на вопросах настоящего и будущего двух стран. Греческий профессор права Стелиос Перакис отрицает подобный подход.
«Если человек принимает и признает, что сегодняшняя Германия несет ответственность за прошлое как правопреемница бывшего государства, то она должна выплатить компенсацию». Рассуждения о возможной национализации немецкой собственности не выдерживают критики. В 2012 году Международный суд в Гааге вынес решение о том, что национализация немецкой собственности не соответствует международному праву и наносит удар по суверенитету Германии. Греция в то время также участвовала в процессе.
Требование компенсаций — отвлекающий маневр греческого правительства в попытке показать себя сильнее, чем есть на самом деле. Можете себе представить роспуск института Гете в Афинах и роспуск тысяч студентов по домам? Или «арестованная» немецкая школа, которая существует в Греции уже 120 лет? Речь идет о политическом давлении на Германию. Германии посылают сигнал: «Мы не нищие, напротив, это вы нам должны». Греция разыгрывает драму. Янис Варуфакис жалуется через дипломатов на «оскорбления» со стороны его немецкого коллеги. Когда двое ссорятся, третий радуется. Но никакой третьей заинтересованной стороны в этих спекуляциях нет. Может быть, начнем уже решать насущные проблемы?
Без ценностей, созданных в Афинах, не было бы Европы, говорят греческие политики. Греки — слишком гордые, чтобы сдаться, даже когда страна находится в одном шаге от банкротства. Они изображают Вольфганга Шойбле, министра финансов Германии в качестве угнетателя, человека с поднятым указательным пальцем, человека жестокого. По греческому ТВ показывают сюжеты о том, что многие хотят, чтобы Греция покинула еврозону, отказалась от евро. Похоже, у греческого правительства много планов. Но ни один из них не основан на прочном фундаменте.
У Афин кончаются деньги. Ситуация настолько драматична, что правительство намерено изымать средства из национальных социальных фондов в стране. Система социального обеспечения будет кровоточить, чтобы поддерживать функционирование государства. Правительство намерено изъять из социальных фондов и других государственных учреждений доступный остаток и консолидировать его в Центральном банке Греции. Подобная передача средств не должна быть принудительной, и депозиты будут обеспечены гарантиями греческого правительства. Тем не менее правительство рассчитывает получить около двух миллиардов евро. По мнению министра финансов Германии Вольфганга Шойбле и его коллеги из Австрии Ханса Шеллинга, подобное развитие событий может стать разрушительным вплоть до выхода Греции из Евросоюза. Невозможно предсказать с уверенностью или исключить какой-то сценарий.
Имеющий тесные исторические связи с Грецией Кипр старается дистанцироваться от своего партнера, находящегося на грани банкротства. Министр финансов Кипра Харис Георгиадис в интервью говорит о том, что между государствами исключительно культурные связи и больше ничего, а у Кипра — собственный путь развития. Также слабеют связи между кипрскими и греческими банками. Таким образом Кипр защищает себя от возможных последствий греческого кризиса.