Бывший СССР
17:36, 18 марта 2015

Ничего особого ДНР и ЛНР отвергли закон Киева о статусе Донбасса

Дарья Лаптиёва
Фото: Вадим Гирда / AP

Верховная Рада приняла постановление о признании части Луганской и Донецкой областей оккупированной территорией. Как пояснил спикер парламента Владимир Гройсман, таким образом на регион, подконтрольный ополченцам, будет распространяться закон об особом статусе Донбасса — перечень населенных пунктов, по которым пройдет граница этой зоны, также был принят Радой 17 марта. При этом согласно еще одному принятому документу — президентским поправкам в упомянутый закон — его положения вступят в силу только после досрочных выборов, которые должны пройти в соответствии с Конституцией и другими законами Украины. В самопровозглашенных республиках Донбасса эти документы отвергли, потребовав их отмены.

На заседании 17 марта Радой были приняты три документа относительно статуса Донбасса — постановление о признании его оккупированной территорией (решение поддержали 280 депутатов), постановление, утверждающее список населенных пунктов, по которым пройдет граница зоны с особым статусом (241 голос), и поправки Петра Порошенко к статье 10 закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (265 голосов).

Первый был внесен в парламент в день голосования. Как следует из текста, постановление распространяется на территории, упомянутые в законе об особом порядке местного самоуправления (неофициально именуемом законом об особом статусе Донбасса) — «до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и восстановления полного контроля Украины за государственной границей». В пояснительной записке говорится о необходимости «официального признания парламентом Украины факта и объемов оккупации территорий Украины вооруженными формированиями Российской Федерации».

Согласно принятым президентским поправкам, положения, связанные с особым статусом региона, вступят в силу только после досрочных выборов, которые должны быть проведены в полном соответствии с украинским законодательством и в присутствии международных наблюдателей. Еще одним условием значится «вывод всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины».

По логике принятых документов, представителям самопровозглашенных республик фактически предлагалось вернуть занятые ими территории под контроль Украины в обмен на какие-то статусные преференции в дальнейшем. Реакция руководства ДНР/ЛНР оказалась вполне ожидаемой. Их лидеры Александр Захарченко и Игорь Плотницкий в совместном обращении заявили, что украинская власть, по сути, отказала Донбассу в особом статусе, «цинично посмеявшись» над партнерами из Евросоюза, приложившими значительные усилия для организации мирных переговоров.

«Мы в свое время без энтузиазма, но все-таки согласились на особый статус Донбасса в составе обновленной Украины, хотя наш народ хочет полной независимости… Отказав Донбассу в особом статусе, Киев растоптал хрупкий минский мир и завел ситуацию в тупик», — цитирует заявление Донецкое агентство новостей.

Авторы обращения заявили, что никаких компромиссов с Киевом не будет до тех пор, пока «позорные решения Порошенко и Верховной Рады» не отменят.

Отдельный момент — границы территории, на которую будет распространяться закон об особом статусе (и постановление об оккупации), были утверждены сначала Совбезом Украины, а затем и депутатами Рады по линии соприкосновения, утвержденной в минских соглашениях от 19 сентября прошлого года. С тех пор линия фронта изменилась — ополченцам удалось установить контроль над донецким аэропортом, Старобешево и Дебальцево. Значит ли это, что Дебальцево, к примеру, формально оккупированным не считается?

В пояснительных записках к поправкам Петра Порошенко и списку населенных пунктов отмечается, что принятие документов обусловлено «необходимостью безотлагательного принятия мер по созданию условий для дальнейшей реализации мирного плана президента Украины, минского протокола от 5 сентября 2014 года, минского меморандума от 19 сентября 2014 года и минского "Комплекса мер" от 12 февраля 2015».

В Москве законодательные инициативы Киева подвергли критике. Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал их «вопиющим нарушением минских договоренностей». В частности, он напомнил о существовании четвертого пункта минских соглашений от 12 февраля, в котором говорится о необходимости начать диалог с ополченцами «о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством» в первый день после отвода тяжелого вооружения от линии соприкосновения.

«Верховная Рада по предложению президента Петра Порошенко... приняла решение, которое, по сути дела, переписывает договоренности и, говоря проще, грубо их нарушает. Поскольку это решение обуславливает введение закона об особом статусе необходимостью освобождения этих территорий, которые они назвали оккупированными, замены практически всех избранных населением этих территорий лиц на кого-то еще... Из постановления вытекает, что только когда руководить этими территориями будут те, кто приемлем для Киева, закон об особом статусе вступит в законную силу. Это буквально попытка поставить с ног на голову все, о чем договаривались», — отреагировал министр на принятые Киевом законы.

Сам закон об особом статусе для Донбасса был принят Верховной Радой 16 сентября прошлого года. Его инициировал Петр Порошенко по итогам переговоров, состоявшихся 5 сентября. Однако все это время закон нельзя было считать вступившим в силу из-за того, что не были определены границы района, за которым закрепляется особый статус. Вместе с тем предполагалось, что Киев проведет амнистию участников вооруженных формирований, действующих на востоке Украины, а также тех, кто участвовал в работе органов власти ДНР и ЛНР, однако тогдашний спикер Верховной Рады Александр Турчинов отказался подписывать соответствующий закон, сославшись на то, что предпосылок для амнистии нет.

Законодательные инициативы Киева и отношение к ним в ДНР/ЛНР в очередной раз продемонстрировали, что к какому-то компромиссу по поводу статуса Донбасса стороны так и не пришли. Наличие такого компромисса, как минимум, стало бы препятствием для дальнейших военных действий. Пока же стороны обвиняют друг друга в подготовке дальнейшего наступления. А руководство ДНР даже не скрывает планов занять те города, из которых сторонники непризнанной республики были ранее вытеснены украинскими войсками. Как заявил на днях Захарченко, только после этого он готов «политически сотрудничать» с Украиной.

< Назад в рубрику