Россия
09:49, 18 марта 2015

Почему горят объекты культуры в Москве Эксперты о причинах пожаров в московских храмах и библиотеках

Пожар в Новодевичьем монастыре в Москве
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Пожар на колокольне Новодевичьего монастыря не нанес ей существенного ущерба, но сдвинул сроки реставрационных работ. «Лента.ру» выяснила, почему ремонтом бесценных объектов культуры занимаются фирмы-однодневки, отчего пожары случаются так часто и как можно этого избежать.

Пожары на объектах культуры в последнее время происходят в Москве с пугающей регулярностью. 30 января 2015 года сгорела одна из лучших российских библиотек — Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН). 24 ноября 2014-го огонь фактически уничтожил городскую усадьбу Константина Мейера, а 5 августа 2014-го в Ворошиловском парке неожиданно вспыхнул дом Нарышкиных. В воскресенье, 15 марта, на колокольне Новодевичьего монастыря пожар охватил площадь 300 квадратных метров. Пожарные боролись с огнем в течение трех часов. Причиной возгорания сочли неисправность оборудования реставраторов.

Как рассказал «Ленте.ру» руководитель «Центра правовой защиты объектов культурного наследия», консультант-эксперт Общественной палаты РФ Сергей Бакиров, пожары на таких объектах возникают в основном из-за недобросовестного отношения подрядчиков, осуществляющих ремонтные или реставрационные работы: «Вся проблема в тендерной системе выбора подрядчиков на выполнение работ по реставрации и установке систем противопожарной безопасности. Принцип тендера прост: кто предложит меньшую цену, тот и выиграл. А что это за фирма, каков уровень профессионализма ее сотрудников — это почему-то никого не волнует».

С ним согласен член экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Роман Цеханский: «Мы часто сталкиваемся с тем, что работы по установке систем противопожарной безопасности и реставрации выполняют фирмы, не имеющие достаточного опыта в работе с такими объектами. Они просто не понимают, что к ним нужно относиться с особым вниманием. Если сгорит офисное помещение, его можно восстановить, а восстановить памятник архитектуры не всегда возможно». Эксперт подчеркнул, что, например, возгорание на колокольне чрезвычайно опасно: «Хорошо, что в колокольне Новодевичьего монастыря не было колоколов, ведь при пожаре они могли упасть и проломить все перекрытия».

По его мнению, необходимо, чтобы компаниям, работающим с памятниками архитектуры, выдавалась специальная лицензия, например министерством культуры. «Вокруг памятников архитектуры очень много баталий, но их сохранность гарантируется Конституцией России, поэтому любые работы должны осуществляться все-таки госструктурами, а не фирмами-однодневками», — поддержал эксперта Бакиров. По его словам, все правила и нормы уже прописаны, главное — чтобы они соблюдались.

Советник председателя центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества Денис Себенцов рассказал «Ленте.ру», что основная ответственность в обеспечении пожарной безопасности объекта лежит на руководителе или собственнике этого учреждения. Он считает, что каждый управленец обязан проходить 40-часовой курс по противопожарной безопасности и это не шутки. «Например, возгорания в религиозных учреждениях представляют большую опасность. В дни праздников в храме могут быть сотни тысяч посетителей, в том числе много престарелых людей, которые легко впадают в панику и физически не могут быстро эвакуироваться. Ответственность на руководителе на самом деле колоссальная», — подчеркнул эксперт.

По мнению Себенцова, «пожарная безопасность — это и использование соответствующих материалов при закладке и ремонте здания, и дисциплинарные меры (определенные места для курения, всегда расчищенные выходы на пожарные лестницы), и взаимодействие с противопожарными службами». Он добавил, что ситуацию осложняет коррупция: «С 90-х годов представители бизнеса привыкли, что, когда приходит пожарный инспектор и выявляет нарушения, проблему всегда можно решить коррупционными методами. Такие традиции имеют плачевные последствия». Чтобы исключить подобные ситуации, объясняет эксперт, необходимо включить в систему общественные организации. Так, если бы вместе с инспектором в проверке участвовал общественный деятель, это снизило бы коррупционную составляющую.

В настоящее время технологии тушения пожаров и уровень профессионализма пожарных в Москве находятся на очень высоком уровне, говорит Себенцов. «Если возгорание уже произошло, пожарные сделают все необходимое, чтобы, во-первых, спасти людей, а во-вторых, сохранить все культурные ценности. Сейчас существуют "щадящие" методы тушения, например при помощи очень плотной пены и без воды. В вопросах тушения мы находимся на высоком уровне, а вот с профилактикой еще предстоит поработать», — резюмировал эксперт.

Наиболее эффективным способом профилактики пожаров на объектах культуры Себенцов считает страхование. «Эта система прекрасно работает на Западе. Страховые компании очень внимательно относятся к соблюдению всех норм, поскольку в случае пожара им придется платить», — пояснил эксперт.

Мария Добросердова

< Назад в рубрику