В Израиле подведены предварительные итоги внеочередных парламентских выборов. Крупнейшую парламентскую фракцию в Кнессете 20-го созыва получит партия «Ликуд» во главе с действующим премьер-министром Биньямином Нетаньяху. По мнению опрошенных «Лентой.ру» экспертов, Нетаньяху вновь возглавит правительство и сформирует устойчивую правящую коалицию с правыми и религиозными партиями. Стабильное правительство позволит Израилю подготовиться к изменениям границ и неизбежной войне.
Согласно предварительным итогам выборов, партия «Ликуд» во главе с Нетаньяху получит в новом парламенте 30 депутатских мандатов. Оппозиционный «Сионистский блок» — 24, Объединенный арабский список сформирует третью по численности фракцию в Кнессете с 14 мандатами. Светским центристским партиям «Еш Атид» и «Кулану» достанется соответственно по 11 и 10 мест в парламенте, правой партии «Еврейский дом» — восемь, ультрарелигиозным ШАС и «Еврейству Торы» — соответственно семь и шесть депутатских мандатов, партии «Наш дом — Израиль» Авигдора Либермана — шесть, а левая «МЕРЕЦ» едва преодолевает электоральный барьер с четырьмя мандатами.
По словам израильского политолога Ариэля Бульштейна, близкого к партии «Ликуд», скорее всего, сформируется так называемая узкая коалиция национального лагеря из правых и религиозных партий, которая может рассчитывать на 67-68 парламентских мандатов из 120. В нее войдут «Ликуд», «Еврейский дом», «Наш дом — Израиль», ШАС, «Еврейство Торы» и «Кулану». «Это будет довольно устойчивая и стабильная коалиция. Большинство ее участников не сможет диктовать свои условия и в одиночку всерьез угрожать выходом из коалиции и ее распадом», — считает Бульштейн. Как разделятся министерские портфели, пока не ясно. «Скорее всего, Моше Яалон сохранит пост министра обороны, Моше Кахлон возглавит Минфин, а Авигдор Либерман вряд ли вновь станет главой внешнеполитического ведомства еврейского государства», — говорит политолог. Наверняка можно сказать, что правительство будет проводить «более правую» политику. «В Израиле ощущается некоторая социальная напряженность из-за нехватки и дороговизны жилья. Правительству придется решать этот вопрос, больше будут строить в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан — прим. «Ленты.ру»)», — сообщил Бульштейн.
Относительно устойчивое и однородное правительство позволит Израилю сосредоточиться и избежать метаний в отношениях с палестинцами и во внешней политике. Ситуация на Ближнем Востоке стремительно меняется. В частности, наметилось взаимопонимание с новым президентом Египта Абдул-Фаттахом Ас-Сиси. В опубликованном 12 марта в газете Washington Post интервью руководитель Египта сообщил, что понимает опасения Израиля по поводу Ирана, отметил укрепление доверия между Израилем и Египтом, «позволившее увеличить египетское военное присутствие на Синайском полуострове для борьбы с террором», и признался, что «очень часто общается с премьер-министром Нетаньяху». Символично, что в день выборов, 18 марта, стало известно об утверждении договора об импорте добываемого на израильском шельфе Средиземного моря газа в Египет. Официальный Каир признал ХАМАС террористической организацией, установил гораздо более жесткий, чем Израиль, режим изоляции Сектора Газа, и, по словам аналитиков, может провести военную операцию против ХАМАС на территории палестинского анклава.
Найдено взаимопонимание и со странами Персидского залива. «Саудовская Аравия, что совершенно фантастически, как и все остальные монархии Залива, двумя руками поддержала выступление Нетаньяху в Конгрессе. В жизни никогда арабская пресса ничего хорошего не писала про израильского премьера, тем более такого правого, как Нетаньяху. Теперь посмотрите на статьи в газетах — они просто руками пылинки с него снимают», — сказал «Ленте.ру» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. По данным СМИ, Эр-Рияд готов предоставить израильским ВВС свое воздушное пространство в случае начала военных действий против Ирана. Эр-Рияд, как и Иерусалим, обеспокоен возможностью появления иранского ядерного оружия.
Вместе с тем ситуация на Ближнем Востоке может довольно резко измениться, перестроив и конфигурацию возможных альянсов. Не исключено, что на фоне угрозы сложившимся границам национальных государств со стороны ИГ Израилю понадобится выстроить такую политическую схему, чтобы Китай, Россия и Иран (ключевая страна для Иерусалима) были заинтересованы в сохранении еврейского государства.
На первый взгляд, изменение контекста израильско-иранских отношений выглядит невозможным. Однако реальные интересы сторон зачастую не соответствуют декларативным. Так, в середине марта в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) состоялась международная конференция «Ситуация на Ближнем Востоке: возможные пути выхода из кризиса». В качестве основной темы был заявлен израильско-палестинский конфликт. Примечательно, что в ходе своего выступления один из основных докладчиков, посол Ирана в РФ Мехди Санаи, ни разу не употребил слов «Израиль» или «Палестина», а говорил в основном об уничтожении внешними игроками через ИГ института национальных государств на Ближнем Востоке. Не затронул израильскую тему и посол Сирии Риад Хаддад. Послы Египта и Ирака в связи с Израилем ограничились лишь ритуальными заявлениями, сосредоточившись на других вопросах.