Контрольно-дисциплинарный комитет Российского футбольного союза (КДК РФС) в очередной раз наказал московское «Торпедо» за проявления расизма со стороны болельщиков в адрес игроков команд соперника — на этот раз за оскорбление игрока «Зенита» Халка. Представители черно-белых уже признали, что не в состоянии справиться с агрессией собственных фанатов и заявили о намерении обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Два с половиной года назад «закаленные» не только первым дивизионом, но даже любительской лигой, болельщики «Торпедо» свое возвращение в элиту российского футбола отметили шумно, вернув тот самый «олд скул», о котором с ностальгией на протяжении добрых пяти-семи лет вспоминают ультрас «больших» клубов. Уже первая встреча автозаводцев с командой Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) — московским «Динамо» — в 1/16 розыгрыша Кубка России-2012/13 завершилась досрочно из-за беспорядков, устроенных болельщиками черно-белых. Арбитр дважды останавливал игру и в итоге увел команды с поля при счете 2:1 в пользу «Динамо». КДК решил вопрос кардинально: «Торпедо» было присуждено поражение со счетом 0:3. Казалось бы — урок. Но не для фанатов автозаводцев.
22 сентября прошлого года во время матча чемпионата с тем же «Динамо» в адрес темнокожего защитника бело-голубых Кристофера Самба раздалось многократное «ухание» — имитация звуков, издаваемых обезьяной. Расистский подтекст был очевиден. Сам футболист, который еще в бытность игроком «Анжи» получал «персональный» банан с трибуны, в ответ на оскорбление со стороны торпедовских фанов отказался выходить на замену.
После инцидента КДК постановил: следующий домашний матч «Торпедо» проведет c закрытой фанатской трибуной. Ультрас лишь посмеялись — если все болельщики автозаводцев разом придут на стадион, они вряд ли заполнят пару не самых вместительных секторов. Фанаты спокойно переместились поближе к центру, и уже 26 ноября на матче с «Ростовом» повторили свою выходку. КДК закрыл фанатскую трибуну на две домашние игры. Однако это не помешало организаторам встречи с «Зенитом», состоявшейся 15 марта в Раменском, нарушить вердикт комитета, открыв сектор за воротами.
Бразилец Халк, уже взрывавший СМИ заявлениями о расизме, услышал «уханье» в первые же минуты матча. Во втором тайме «Зенит» атаковал ворота, за которыми расположились торпедовские фанаты. Халк действовал именно на том фланге, где сидели ультрас, и отреагировал на «уханье» дважды — воздушными поцелуями. Во второй раз не заметить этого фанаты не могли — Халк шел подавать угловой и был, что называется, как на ладони. Часть черно-белых взорвалась неприличными жестами, но больше половины наградили реакцию зенитовца аплодисментами.
В отличие от Самба, Халк свел хамство ультрас к констатации факта: я выше вас и всего этого. Так же поступил другой бразилец, защитник «Барселоны» Дани Алвес: в матче чемпионата Испании с «Вильярреалом» он съел банан, брошенный в него с трибуны. Халк даже не собирался делать каких-либо заявлений, но «поцелуи» все видели в трансляции, а инспектор матча внес запись об инциденте в протокол.
История продолжилась в Доме футбола на Таганке — на заседании КДК РФС. «За оскорбление на расовой почве московский клуб оштрафован на 300 тысяч рублей, также два ближайших домашних матча команды пройдут без зрителей. Решение вступает в силу через пять дней, поэтому субботний матч со "Спартаком" на "Открытие-Арене" пройдет со зрителями. Однако в силе остается предыдущая санкция — закрытие фанатского сектора», — пояснил глава комитета Артур Григорьянц.
В клубе, наконец, признались, что не в силах совладать со своими болельщиками. Вице-президент черно-белых Борис Игнатьев в интервью «Р-Спорт» выразил намерение попросить помощи у правоохранительных органов. «Три раза мы платили штраф в этом сезоне. Мы что, хотим вынимать все время деньги и не видеть наших поклонников? Мы делаем все возможное в работе с нашими болельщиками, но на сегодняшний день успехов нет. У нас нет рычагов, чтобы решить проблему самостоятельно. Поэтому мы просим правоохранительные органы оказать нам на каком-то этапе посильную помощь», — заявил Игнатьев.
Футбол существует для зрителей, без них не было бы ни миллионных зарплат, ни огромных бюджетов лиг и чемпионатов. С одной стороны, убрать с трибун болельщиков — собственноручно убить зрелищность турнира. Но есть и другая сторона медали. Фанаты никогда не были беспроблемными, но если «старожилы» РФПЛ как-то научились работать с ними, то для московского «Торпедо», вернувшегося в высший дивизион совсем недавно, ренессанс проходит мучительно и с осложнениями. Команда с блестящей историей, «советская мечта» — заводской коллектив, бросивший вызов всесильным армейским, милицейским и профсоюзным структурам. Воронин, Стрельцов, три золота союзных чемпионатов.
В постсоветскую эпоху черно-белые вошли практически с идеальным бэкграундом в виде «домашних» «Лужников». Но уже в новом веке возникли странные движения, в ходе которых образовалось параллельное «Торпедо» — с приставкой «ЗИЛ», быстро сменившее название на ФК «Москва» и столь же стремительно, без видимых причин, исчезнувшее. «Оригинальные» автозаводцы к тому времени не только покинули лигу, но и умудрились лишиться профессионального статуса.
Все эти редкие взлеты и долгие падения не могли не сказаться на отношениях руководства клуба и фанатов. Конфликт начался еще с вылетом черно-белых из РФПЛ, и к настоящему времени отнюдь не сгладился. Бранные призывы к отставке президента Александра Тукманова раздаются на каждом матче, и говорить об управляемости торпедовской торсиды не приходится. «Старшие братья» — ЦСКА, «Спартак» и «Динамо» — о всплесках расизма на рубеже веков только вспоминают, а черно-белые будто вырвались из клетки и наверстывают упущенное.
Непростые взаимоотношения руководителей клуба и болельщиков в современном спортивном мире — не редкость. Но есть важный нюанс. С того момента, как Россию объявили хозяйкой чемпионата мира 2018 года, происходящие с нашим футболом события рассматриваются под микроскопом. И пресса, и чиновники всех мастей как с цепи сорвались, доказывая, что, во-первых, русские чемпионат купили, во-вторых, играть там нельзя, ибо снег, медведи и расизм. Любое происшествие, бросающее тень на имидж российского футбола, раздувается до размеров ожиревшего слона.
Вице-президент ФИФА Джефри Уэбб неделю назад произнес дословно следующее: «Несомненно, проведение чемпионата мира в России — это большой вызов для ФИФА в плане проблемы расизма. Надеюсь, у них имеются планы по запуску образовательных программ. Есть хорошая возможность изменить ситуацию в ближайшие три года, и мы должны сделать это. Нельзя проводить турнир в нынешних условиях».
И тут такой подарок от торпедовских фанатов! Поневоле задумаешься не о простом идиотизме и стадной культуре, а о конспирологических теориях и подкупе московских ультрас противниками ЧМ в России.
Если же говорить о проблеме расизма в стране в общем, то ее как таковой нет. Просто потому что социальных предпосылок для ненависти или пренебрежительного отношения к чернокожим в нашей стране не сложилось. Чернокожий человек всегда был для среднестатистического жителя СССР, а потом и России, экзотикой. Не было рабства, не сложились гетто, перекос в системе соцобеспечения по расовому признаку нас также не коснулся.
Случаи оскорбления темнокожих спортсменов на российских стадионах — это не «классический» расизм, а попытка вывести игрока соперника из себя, провокация. Но те, кто защищает «право» фанатов на подобные методы — мол, они ничего такого в самом деле не имеют в виду, не учитывают то, что менее оскорбительным для адресата сравнение его с обезьяной не становится. И это оскорбление по расовому признаку. Неудивительно, что ФИФА и УЕФА жесточайшим образом преследуют подобное по всему миру, потому как проблема эта отнюдь не российская.
Например, Англия — тут с межрасовым общением все тоже не так гладко, как хотелось бы. Пару недель назад в Париже три фаната лондонского «Челси», игравшего в Лиге чемпионов с ПСВ, вытолкнули из вагона метро темнокожего гражданина Франции по имени Сулейман, распевая при этом «Мы расисты, и нам это нравится». Англичане были пьяны и довольны жизнью. Никто в Британии не рассуждал о провокациях, о том, что те, кто выталкивают людей из вагонов и поют про расистов, на самом деле ничего такого не имеют в виду. Не ссылались и на то, что инцидент произошел не во время матча и не на стадионе.
Английская пресса сообщила о хулиганской выходке на первых полосах, «Челси» принес официальные извинения несчастному Сулейману, главный тренер Жозе Моуринью выступил с заявлением о мучительном чувстве стыда, которое он испытывает из-за поведения болельщиков клуба. Сулеймана пригласили за счет «Челси» на ответную игру, а Скотланд-Ярд провел официальное расследование и выявил хулиганов. В конце концов, и премьер-министр Дэвид Кэмерон принес официальные извинения. Даже случайный свидетель, снявший произошедшее на видео, на всякий случай попросил прощения, хотя просто стоял рядом и вообще возглавляет правозащитную организацию.
«Торпедо» же в аналогичной ситуации ведет себя совершенно иначе. Руководство сразу же дистанцировалось от фанатов, которые никоим образом не страдают от санкций, возлагаемых на клуб. Отсутствие персональной ответственности за правонарушения порождает безответственность и чувство безнаказанности. И это в условиях, когда наш мундиаль перманентно атакуется по всем фронтам, а сейчас так и вовсе переживает очередной период обострения в связи с санкциями.
Казалось бы, история ЦСКА, который за поведение фанатов и в том числе за расистское «уханье» домашние матчи Лиги чемпионов провел без зрителей, потеряв на этом и репутацию, и солидную прибыль, должна была стать хорошим уроком. Но «Торпедо» никаких выводов не извлекло и раз за разом наступает на одни и те же грабли.