Россия
13:59, 20 марта 2015

Из депутатов — с «парашютом» ОНФ обратил внимание на выходные пособия народных избранников Подмосковья

Юрий Васильев
Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

Антикризисная кампания по выявлению неправомерных расходов государственных денег набирает обороты на всех уровнях. Особый интерес экспертов Общероссийского народного фронта (ОНФ) вызвало Подмосковье. Там депутаты муниципальных советов выписали себе «утешительные призы» за счет бюджета: в случае проигрыша на выборах им полагается четыре оклада. Впрочем, в регионе хватает и других сомнительных трат из казны.

В последнее время Московская область стала поставщиком разнообразных новостей на тему «как не надо расходовать бюджетные деньги». В первой половине марта Народный фронт привлек внимание к расходам на информационную и внутреннюю политику — более чем причудливое объединение бюджетных статей. На освещение деятельности руководства Подмосковья планировали выделить 5,6 миллиарда рублей — при бюджетном дефиците в 38,5 миллиардов и планах отмены льгот пассажирам городского и пригородного транспорта. Напомним, что именно заложенные в бюджет траты на пиар-поддержку администрации региона — более 600 миллионов рублей — полтора года назад увенчали список претензий ОНФ к губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину, ныне пребывающему в заключении. Его подмосковному коллеге Андрею Воробьеву ничего не оставалось, кроме как отреагировать на сигнал и срочно сократить затраты на информполитику.

Подмосковье отличилось и в минувший четверг: на сайте госзакупок обнаружилась заявка Медвежье-Озерской детской школы искусств Щелковского района. Там на условиях закупки у единственного поставщика решили приобрести электроакустическую гитару за 99 миллионов 990 тысяч рублей. На шум, поднятый в сети, явилась директор школы Тамара Зобкова с противоречивыми объяснениями: «Понятно, что это ошибка. Абсолютная ошибка при размещении. Ее планировалось купить за 99 тысяч, это гитара Taylor, профессиональный инструмент. Она предназначена для инструментального ансамбля, потому что нужен нормальный звук. Если честно, это абсолютно средняя гитарка».

Не поверить в ошибку трудно, но вопросы по конкретной закупке можно было бы и продолжить. Например, почему свет сошелся клином на единственном поставщике при довольно широком рынке электрогитар. И если предлагаемая модель за сто тысяч рублей недостаточно услаждает слух, может быть, стоит закупить для нужд культуры Медвежьего Озера, к примеру, Fender Stratocaster. Его звучание за минувшие 60 лет не вызывало нареканий ни у одного инструментального ансамбля. А вот стоимость юбилейного «фендера» чуть превышает три четверти цены, резко скорректированной от сотни миллионов: около восьмидесяти тысяч рублей. Да и в области электроакустики можно найти массу достойных бюджетных вариантов. Если, конечно, есть желание соблюсти законодательство о закупках, а не облагодетельствовать конкретного продавца за государственный счет. При том что та же школа разместила заказ на покупку цифрового фортепиано у того же единственного и неповторимого поставщика, и плательщик все тот же: бюджет Щелковского района. Вот только цена чуть меньше, чем у гитары: 99 миллионов 870 тысяч рублей.

Однако как раз в это время эксперты ОНФ познакомили публику с другими тратами муниципальных бюджетов Московской области. Куда более интересными, чем наивная поселковая попытка с гитарой и клавишными.

Началось все с депутатов Пироговского городского поселения, что в Мытищинском районе. Там в феврале текущего года были приняты поправки в устав: четыре месячных оклада получает каждый депутат, председатель совета и глава поселения «в случае неизбрания их на очередной срок полномочий, а также в случае досрочного прекращения полномочий». Разумеется, вся нагрузка ложится на дефицитный бюджет, а общественное обсуждение столь крупных трат не предполагалась вовсе.

Дальше — больше. «Проведенный ОНФ мониторинг выявил аналогичные льготы для депутатов, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе в городском поселении Монино, городских округах Лосино-Петровский и Котельники, в Орехово-Зуевском, Ступинском и Щелковском муниципальных районах, — говорится в сообщении Фронта. — И во всех этих случаях муниципальные бюджеты несбалансированы, сверстаны с дефицитом». Вскоре нашлось и решение Мособлдумы, узаконившей «парашюты» для проигравших законодателей в ноябре 2013 года — путем поправок в региональный закон о гарантиях деятельности депутатов всех уровней. Со всем этим активисты ОНФ собираются пойти в прокуратуру на предмет проверки законности.

«Это же чушь какая-то! Депутат — это выборная должность: если хорошо работаешь, то тебя переизберут на новый срок, а если плохо, то нет. За что же тут выплачивать компенсации — за плохую работу и утрату доверия населения?» — приводит ОНФ высказывание члена Центрального штаба, депутата Госдумы Михаила Старшинова, традиционного спикера Фронта по делам, требующим оргвыводов. И, как правило, к ним приводящим.

Тут надо отметить, что депутаты Московской области — далеко не единственные народные избранники, борющиеся за свои доходы и их непрозрачность для избирателя. Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Россия» (ТИ-Р) направил генеральному прокурору РФ Юрию Чайке специальный доклад о том, как депутаты заполняли декларации за 2013 год. Выяснилось, что необходимостью публиковать отчет о доходах пренебрегли 653 региональных депутата из 44 субъектов Федерации.

Объясняя нежелание следовать духу и букве ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также указа президента от 4 декабря 2009 года, особенно отличился глава парламента Чечни Дукуваха Абдурахманов. «Когда Ельцин и Грачев здесь начинали войну, у меня был банк, 14 домов, 11 квартир, личное хозяйство, много транспорта, и все это было уничтожено. Когда это будет восстановлено, я вам дам ответы на ваши вопросы», — заявил он нашим коллегам из газеты «Коммерсантъ».

Де-факто Дукуваха Баштаевич выступил с консолидированной позицией: декларацию-2013 не представил публике ни один из его подопечных — чеченских парламентариев. Впрочем, список регионов, не обнародовавших сведения о депутатских доходах, Чечней не ограничивается. В нем, как утверждают эксперты ТИ-Р, Марий-Эл, Забайкальский и Краснодарский края, Ханты-Мансийский АО, Воронежская область. Так и не задекларировавшись, сменились в сентябре 2014 года избранники Брянской области и Тувы. Молчание депутатов понятно: у многих за спиной — бизнес, от которого они пришли в законодательные собрания. И, соответственно, коммерческие интересы, в которых, если Юрий Чайка примет доклад, теперь будет разбираться прокуратура.

Что касается депутатов Московской области, первый вывод из ситуации уже сделан. Представители ОНФ в Госдуме собираются вскоре выпустить законопроект, запрещающий депутатам всех уровней изобретать себе «золотые парашюты» на случай неизбрания. Выйти из кризиса за счет сэкономленных средств едва ли получится, но районным бюджетам выйдет существенное подспорье, плюс острастка региональной вертикали — вплоть до самого ее верха.

Судя по всему, случай с Московской областью, в целом довольно успешной и всегда находившейся на особом благожелательном счету, призван донести до сознания чиновников довольно простую мысль: ни рейтинги персональной устойчивости и инвестиционной привлекательности региона, ни родственные связи не страхуют от ответственности за нарушения порядка расходования бюджетных средств. Кризисная финансовая дисциплина становится, пожалуй, даже более действенным критерием выживаемости, чем другие традиционные для федерального центра параметры — вплоть до умения организовывать выборы всех уровней. Во всяком случае, ждать, пока в регион придет ОНФ, проверит казну и наберет материалы для оргвыводов, не стоит.

< Назад в рубрику