Культура
12:19, 20 марта 2015

«Рок-музыка вызывает ощущение опасности» Владимир Шахрин о самом сложном концерте, уральском братстве и музыкальной карусели

Беседовал Евгений Медведев
Владимир Шахрин и Владимир Бегунов (справа налево)
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Группа «Чайф» была и остается одной из ярких звезд российского рока: концерты проходят с неизменными аншлагами, а каждое выступление на крупном фестивале собирает у сцены представителей разных поколений зрителей. 21 марта в «Олимпийском» состоится концерт, приуроченный к 30-летнему юбилею группы. Владимир Шахрин рассказал «Ленте.ру» о том, как выглядит цифра 30, отчего рок так и не стал массовой культурой в России и что способно заставить его отложить гитару в сторону.

«Лента.ру»: Вы празднуете 30-летие группы. Чем вы больше всего гордитесь, что считаете своей главной заслугой?

Владимир Шахрин: Я никогда не увлекался подведением итогов и не считал, что мы занимаемся миссионерством, несем большое, светлое в мир людей. Просто нам всегда нравилось быть парнями с гитарами, играть песни, и это ощущение сохранилось. Мне понравилось, когда в 13 лет мы собрали первую школьную группу и репетировали, и нравится до сих пор. Пожалуй, это и есть главное достижение: то, что нам удалось сохранить юношеское увлечение.

Мы и сейчас с радостью собираемся на репетициях, и на сцене я получаю огромное удовольствие от выступления. В рамках юбилейного тура мы побывали уже в 12 городах, несколько раз я и барабанщик выходили на сцену с температурой, но стоит оказаться перед полным залом — и ты все забываешь. После каждого концерта я ловлю себя на мысли: «Жизнь удалась».

Пожалуй, нет в России крупного города, где бы вы не выступали. А можете рассказать о самом запоминающемся концерте?

«Чайф» не участвует в клубной карусели, как я это называю: мне обидно, что огромное количество групп садится на эту столичную карусель, и стоит открыть «Афишу», как видишь: сегодня музыканты выступают здесь, завтра там, через неделю — в третьем клубе. При таком подходе концерт перестает быть событием и для артистов, и для публики. Музыкант пришел на концерт, сыграл, через 40 минут вернулся домой, выпил чаю и уже забыл про выступление.

Эта история не про нас. У «Чайф» каждый концерт — событие: мы собираемся загодя и приезжаем в город пораньше. Пожалуй, есть концерты, которые я не могу вспомнить, а все остальные выступления выдались яркими.

Особенно запомнились те, которые прошли в необычных местах, например, в кают-компании атомного подводного крейсера «Екатеринбург». Мы жили на борту этой махины — огромной атомной подлодки — три дня. Нас окружал невероятный антураж, да и сами подводники уникальные. Это отдельная мегаэлитная каста со своими традициями, в том числе семейными: у подводников и отцы, и деды служили во флоте. Подводники обращаются друг к другу по имени-отчеству, для них понятия «честь», «Родина» не пустые слова — это то, ради чего они живут, и было потрясающе выступать перед ними.

Один из самых эмоциональных и сложных концертов состоялся в 1997 или 1998 году, когда шла чеченская кампания. Саша Любимов снимал на Кавказе программу «Взгляд», он спросил у солдат, кого они хотят видеть, военные назвали «Чайф» и «Машину времени». Любимов пригласил нас, но везти группу было невозможно, полетели я, Вова Бегунов и Андрей Макаревич.

И вот мы в свитерах выступаем в землянках, госпиталях, блиндажах. Однажды отыграли уже четыре или пять концертов за день, к нам подошел замполит части и говорит: «Сейчас два батальона вернулись из тяжелейшего боя с огромными потерями, они подавлены. Можно, пока вы еще здесь, какой-то свет в них вдохнуть?» И вот мы сидим на столах в брезентовой палатке.

У меня сейчас слезы наворачиваются, когда я это рассказываю, а тогда я каждые три песни отворачивался, потому что невозможно было смотреть на тех мальчишек. Мы-то думали, что там воюют десантники, что они, как Рэмбо в фильмах, а там мальчишки стояли, как наши дети, в грязных бушлатах, чумазые, глаза испуганные.

Сейчас такие задачи выполняют профессионалы: у них и обмундирование хорошее, и настрой другой, а тогда было просто невозможно. Думаю, это был самый сложный концерт в моей жизни.

Вашу первую музыкальную награду вы получили в Риге (приз зрительских симпатий, 1987 год). Как вы думаете, сегодня сохранилось единое музыкальное пространство на просторах постсоветских республик?

Пространство осталось в рамках СНГ и даже расширилось за счет эмиграции. Мы, случается, выступаем в странах с большой русскоязычной диаспорой. В общем-то, пространство не стало меньше, но оно никогда и не было глобальным, а строилось в очень узком кругу знакомых. Так, мы общались 30 лет назад с Андреем Яхимовичем из группы «Цемент» и до сих пор на связи, переписываемся, созваниваемся. Но контактов с рижской мэрией как не было, так и нет. Единство сохранилось только на уровне личных знакомств.

Ваша группа — один из ярчайших представителей уральского рока. Когда я беседовал с вашим земляком, Сергеем «Бубой» из «Смысловых Галлюцинаций», то поразился тому музыкальному братству, которое царит на Урале. «Смысловые Галлюцинации», как и «Чайф», были и остаются старшими братьями по отношению к новым группам, не выпячивая свое имя и статус. Более того: на мой взгляд, Екатеринбург сегодня является музыкальной столицей России. В чем секрет этого успеха?

Мне тоже так кажется: у нас сегодня самая интересная сцена, в любом жанре есть достойные коллективы, а все потому, что музыка строится на давних традициях. Когда я служил в погранвойсках, там не было дедовщины: даже если были какие-то привилегии у солдата, это ни на что не влияло. И когда я стал старослужащим, мне не приходилось никого унижать.

Такое отношение было и в первом поколении уральского рока, просто из-за бедности. Мы жили в закрытом городе с ограниченным доступом к музыке, и я знал, что у меня есть пять пластинок, а у моего друга — семь, и мы менялись ими на неделю. С инструментами было то же самое: все знали, что у Ильи Кормильцева есть 4-канальная Sony-студия, у Славы Бутусова — микрофон и провод, у Димы Умецкого — единственная в городе бас-гитара Fender, и на каждый концерт аппаратура собиралась с миру по нитке. Тем не менее все мы, будучи уральцами, выросшими на «Каменном цветке» Бажова, старались все и всегда делать максимально хорошо, довести до ума. Это в Петербурге обычно все заканчивается на уровне идей: собрались люди вместе, решили выступить в клубе, даже не порепетировав.

В Екатеринбурге все выросло на большой традиции, и молодые группы никто никогда не «гнобил». Мне и сейчас часто звонят, и я как минимум поговорю с музыкантами, а если мне станет интересно, то постараюсь поучаствовать.
Уральские группы, которые взяли гитары в руки, когда уже проходил фестиваль «Старый новый рок», знают, что у них есть шанс попасть на эту сцену, выступить вместе с другими известными группами.

Хотя молодых групп очень много, Макс Покровский из «Ногу Свело!» заметил, что радиоэфир отстал от реальной музыки лет на 15, а СМИ будто играют в молчанку, не открывая новых имен.

Рок-музыка в России, в отличие от Великобритании и США, так и не стала массовой культурой, сохранив условный маргинальный статус. И сегодня, когда тетеньки, у которых молодость прошла под наши песни, при слове рок-группа выкатывают глаза и чувствуют ощущение опасности. При этом они с радостью идут на «Дискотеку 80-х» и орут, превращаются в маленьких девочек под песни «Руки вверх». Вот что в нашей стране массовая культура. Я не вижу в этом трагедии, у нас попросту нет другого варианта, и это абсолютно логичное развитие событий.

Алексей Кортнев из «Несчастного случая» в разговоре отметил, что для него театр, кино — это как ветви дерева, которые растут из одного ствола. У вас тоже есть киноопыты. Что это: попытка показать себя с другой стороны, или что-то еще?

По правде говоря, у меня есть только один мотиватор: интересно мне или нет. У меня осталось любопытство, и если мне интересно, я занимаюсь этим. Шесть лет назад я пытался освоить общение в социальных сетях, но понял, что это совершенно не мое. Я пользуюсь компьютером, пишу электронные письма, и этого мне достаточно. То же самое в кино: в общем-то, у меня в фильмографии только два фильма «Квартета И» — у кинолент хорошие сценарии, интересный сюжет, и у меня просто не было причин отказаться.

Прошлым летом, после того как мы устроили музыкальный байк-пробег по уральским городам, я понял, сколько здесь интересных людей, событий, сюжетов, и решил снять динамичный документальный фильм «Байки земли Уральской». Мне захотелось поделиться с людьми в доступной и интересной форме историей Урала. Конечно, об этом написаны толстые книги, но молодежь гроссбухи не читает. Как я знаю, сейчас этот фильм в школах показывают на уроках природоведения, но снова повторю: пока мне интересно, другой мотивации нет.

Группа «Чайф» активно и много экспериментировала и в текстовом, и в музыкальном плане. Не сложно начинать все с чистого листа?

Я думаю, мы не самая экспериментальная группа в нашей стране, и если мы что-то начинаем, то не с чистого листа, а на основе серьезного багажа. Конечно, появляются новые технические возможности, навыки, новая информация, которую ты не можешь игнорировать, — вместе с этим меняется наша музыка. На мой взгляд, мы выпустили два принципиально экспериментальных альбома: «48» и «Изумрудные песни». Когда мы записывали альбом «48», ко мне обращались люди, которые хотели сделать электронные ремиксы на хиты, и я предложил записать в этом стиле новые песни. Как только дошло до дела, они сразу же сдулись, остались только два человека, которым я приносил записанные на диктофоне песни, потом появлялись другие люди, по сути, разные продюсеры, представители разных музыкальных анклавов.

«Изумрудные хиты» — это целый альбом, записанный с ансамблем народных инструментов. У нас был опыт выступлений с оркестром, не всегда удачный, С ансамблем вышло иначе: мы не ставили перед музыкантами ноты, они сами приходили в студию и на полгода стали частью группы «Чайф». Мы сделали великолепную концертную программу и поняли, что это интересно и необычно, после чего записали альбом. Остальные пластинки включают естественные изменения, и было бы странно, если бы эти песни не появились.

Вы готовитесь к большому концерту в «Олимпийском», который состоится 21 марта. Можете рассказать подробнее, какие-нибудь сюрпризы готовите?

Выступление в Москве дополнят новые события — нестандартные гости, связанные с историей группы. Я бы не хотел называть их имена, чтобы не портить сюрприз. Концерт в «Олимпийском» снимет «Первый канал», и все, что будет в столице, увидит вся страна. Мы придумали программу «Рожденный в Свердловске. 30 лет» и поняли, что именно город станет нашим пятым участником на сцене. Я на каждом концерте приглашаю зрителей в Екатеринбург, и на сцене, в репризах, все время будет возникать город: в презентационном виде, снятом с вертолета. Свердловск 1950-60 годов, в котором мы родились; рок-город начала 1980-х годов. Будет и Екатеринбург глазами молодых: на песню «Псы с городских окраин» мы попросили художников, увлекающихся стрит-артом, сделать видеоряд.

Цифра 30 звучит пугающе, но чтобы не выглядеть ретроколлективом, мы сыграем и шесть песен из нового альбома. На юбилейных концертах это всегда рискованный шаг, но 12 прошедших выступлений показали, что риск оправдан. Мы надеемся, что после выступления в Москве у слушателей останется приятное послевкусие от новых композиций.

А будет концерт «Чайфа» по случаю 40-летия группы, как думаете?

Я никогда не заглядывал на 10 лет вперед, но почему бы и нет? Тут же двухтактный двигатель: на одной стороне — наше желание играть, в противовес ему — готовность публики слушать. Пока эта машинка работает, пока сохраняются все составляющие, я не вижу причин не играть.

< Назад в рубрику