Катастрофа над Провансом, унесшая жизни 144 пассажиров и шести членов экипажа самолета А320 авиакомпании Germanwings, стала, в общей сложности, семнадцатой аварией машины этого типа и пятнадцатой, повлекшей за собой человеческие жертвы, за 27 лет эксплуатации лайнеров этого типа.
Тем не менее А320 остается одним из самых надежных авиалайнеров в мире: одна катастрофа этой машины приходится более чем на 14 миллионов летных часов. «Лента.ру» приводит список аварий, произошедших с самолетами А-320 в течение 27 лет их эксплуатации.
1
Дата: 26 июня 1988 года. Место: аэропорт Базель-Мюлуз-Фрайбург, Франция. Самолет: А320-111. Авиакомпания: Air France. Обстоятельства: лайнер, выполнявший демонстрационный полет, упал в лес, задев при взлете верхушки деревьев за ВПП аэропорта. Жертвы: 3 пассажиров из 136 находившихся на борту. Официальные причины аварии: ошибка экипажа в сочетании с неполадками высотомера.
2
Дата: 14 февраля 1990 года. Место: аэропорт индийской авиастроительной корпорации (HAL) и база ВВС Индии в Бангалоре (ныне — международный аэропорт Бангалора), Индия. Самолет: А320-231. Авиакомпания: Indian Airlines. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс 605 из Бомбея в Бангалор, задел колесами шасси бетонный забор, ограждавший территорию аэропорта, и упал рядом с ВПП. Жертвы: 88 пассажиров, четыре члена экипажа. Официальные причины аварии: ошибка пилотов, допустивших слишком быстрое снижение лайнера при заходе на посадку.
3
Дата: 20 января 1992 года. Место: гора Сент-Одиль, в 20 километрах от аэропорта Страсбурга, Франция. Самолет: А320-111. Авиакомпания: French Air Inter. Обстоятельства: лайнер, следовавший рейсом 148 по маршруту Лион — Страсбург, врезался в гору. Жертвы: 87 человек из 96 находившихся на борту. Официальные причины аварии: недостаточная подготовка экипажа, сложные метеоусловия.
4
Дата: 14 сентября 1993 года. Место: международный аэропорт Варшавы. Польша. Самолет: А320-211. Авиакомпания: Lufthansa. Обстоятельства: лайнер, следовавший рейсом 2904 по маршруту Франкфурт-на-Майне — Варшава с 70 пассажирами на борту выкатился за пределы ВПП и врезался в обваловку. Жертвы: два человека — капитан-наставник и один из пассажиров, остальные пассажиры и члены экипажа отделались травмами. Официальные причины аварии: сложные метеоусловия повлекли за собой ошибку экипажа, посадившего самолет всего в 770 метрах от окончания полосы.
5
Дата: 22 марта 1998 года Место: Аэропорт Баколод, Филиппины. Самолет: А320-214. Авиакомпания: Philippine Airlines. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс 137 Манила — Баколод, выкатился за пределы ВПП при посадке и снес несколько строений вблизи полосы. Жертвы: среди пассажиров жертв нет, многие были травмированы. На земле погибли три человека. Официальные причины аварии: ошибка экипажа, отключившего при посадке реверс одного из двигателей.
6
Дата: 23 августа 2000 года. Место: Персидский залив, близ Бахрейна. Самолет: А320-212. Авиакомпания: Gulf Air. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс 072 из Каира, упал в залив при заходе на второй круг. Жертвы: погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа, 143 человека. Официальные причины аварии: ошибка пилота при заходе на посадку в темное время суток.
7
Дата: 7 февраля 2001 года. Место: аэропорт Бильбао, Испания. Самолет: А320-214. Авиакомпания: Iberia. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс 1456 Барселона — Бильбао совершил жесткую посадку в условиях сильного порывистого ветра. Жертвы: обошлось без жертв, самолет получил повреждения и был списан. Официальные причины аварии: сложные метеоусловия, ошибочная реакция автоматической системы управления на действия пилота.
8
Дата: 21 сентября 2005 года. Место: международный аэропорт Лос-Анджелеса. Самолет: А320-232. Авиакомпания: JetBlue Airways. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс 292, совершил аварийную посадку после того, как носовую стойку шасси заклинило в промежуточном положении. Жертвы: никто не пострадал. Официальные причины аварии: отказ механизма выпуска шасси.
9
Дата: 3 мая 2006 года. Место: Черное море, близ Сочи, Россия. Самолет: А320-211. Авиакомпания: «Армавиа». Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс 967 Ереван — Сочи, упал в море при заходе на посадку. Жертвы: погибли все находившиеся на борту 113 пассажиров и членов экипажа. Официальные причины аварии: ошибка пилота в сложных метеоусловиях.
10
Дата: 17 июля 2007 года. Место: международный аэропорт Сан-Паулу, Бразилия. Самолет: А320-233. Авиакомпания: TAM Airlines. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс 3054 Порту-Алегри — Сан-Паулу, выкатился за пределы ВПП при посадке. Жертвы: все находившиеся на борту 187 пассажиров и членов экипажа, а также 12 человек на земле, итого 199 человек. Это самое большое количество погибших в авиакатастрофах с участием А320. Официальные причины аварии: тяга одного из двигателей оказалась во время посадки во взлетном режиме. Комиссия не смогла установить, было это ошибкой пилота или технической неисправностью. Кроме того, посадка совершалась в плохую погоду, и ливневый дождь дополнительно ухудшил сцепление колес шасси самолета с покрытием ВПП.
11
Дата: 30 мая 2008 года. Место: международный аэропорт города Тегусигальпа, Гондурас. Самолет: А320-233. Авиакомпания: TACA. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс 390 из Сальвадора, выкатился за пределы ВПП. Жертвы: пять человек на борту и двое на земле. Официальные причины аварии: ошибка пилота в сложных метеоусловиях.
12
Дата: 27 ноября 2008 года. Место: Средиземное море близ южного побережья Франции. Самолет: А320-232. Авиакомпания: XL Airways German. Обстоятельства: лайнер упал в море в ходе технического облета. Жертвы: на борту находились семь членов экипажа, все они погибли. Официальные причины аварии: самолет вошел в штопор, потеряв скорость из-за превышения угла атаки. Это было вызвано отказом датчиков угла атаки, в которые попала вода в ходе технического обслуживания.
13
Дата: 15 января 2009 года. Место: река Гудзон, близ Нью-Йорка. Самолет: А320-214. Авиакомпания: US Airways. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс 1549 Нью-Йорк — Шарлотт, совершил вынужденную посадку на поверхность реки Гудзон. Жертвы: на борту находились 155 пассажиров и членов экипажа, все остались в живых, но пять человек получили тяжелые травмы. Официальные причины аварии: столкновение со стаей диких гусей, вызвавшее отказ обоих двигателей.
14
Дата: 20 августа 2011 года. Место: аэропорт города Кочин, Индия. Самолет: А320-214. Авиакомпания: Gulf Air. Обстоятельства: лайнер, совершавший рейс 270 из Бахрейна в Кочин, выкатился за пределы ВПП при посадке. Жертвы: семь пассажиров получили травмы. Официальные причины аварии: ошибка пилота в сложных метеоусловиях.
15
Дата: 20 сентября 2012 года. Место: международный аэропорт Дамаска, Сирия. Самолет: А320-212. Авиакомпания: Syrian Air. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс RB-501 по маршруту Дамаск — Латакия, столкнулся при наборе высоты с вертолетом вооруженных сил Сирии. Лопастями несущего винта был наполовину срублен киль А320, но пилотам самолета удалось совершить посадку. Вертолет потерпел крушение. Жертвы: погибли три члена экипажа вертолета. Официальные причины аварии: ошибка экипажа вертолета, занимавшегося патрулированием прилегающей территории и нарушившего правила полетов в зоне аэропорта.
16
Дата: 28 декабря 2014 года. Место: Яванское море между островами Белитунг и Борнео. Самолет: А320-216. Авиакомпания: Indonesia Air Asia. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс 8501 Сурабая — Сингапур, упал в море. Жертвы: погибли все 162 человека, находившиеся на борту. Официальные причины аварии: расследование продолжается. Предполагается ошибка пилота в сложных метеоусловиях.
17
Дата: 24 марта 2015 года. Место: Французские Альпы между населенными пунктами Динь-ле-Бен и Барселоннет. Самолет: А320-200. Авиакомпания: Germanwings. Обстоятельства: лайнер, выполнявший рейс Барселона — Дюссельдорф, передал сигнал бедствия и попросил разрешение на экстренное снижение, после чего исчез с экранов радаров. Жертвы: на борту находились 144 пассажира и 6 членов экипажа, скорее всего, все они погибли. Официальные причины аварии: пока не объявлены.