Культура
13:26, 24 марта 2015

Высокий, красивый, пьющий Легендарному рок-музыканту Анатолию Крупнову сегодня исполнилось бы 50 лет

Александр Беляев
Анатолий Крупнов
Фото: «Огонек» / «Коммерсантъ»

Анатолий Крупнов ушел на самом пике карьеры, в 1997 году, не дожив до 32 лет. На втором и более крутом пике, когда, казалось, начинается качественно новый период и для него, и для российской популярной музыки. Сегодня 50 лет со дня рождения певца, бас-гитариста, автора песен, лидера групп «Черный обелиск», «Крупский сотоварищи», басиста легендарных «Неприкасаемых».

Анатолий Крупнов родился 24 марта 1965 года в Москве. Учился в музыкальной школе по классу скрипки. Сам научился играть на гитаре, позже — на бас-гитаре. После школы учился в Московском автодорожном институте, как сам говорил, «все три года на первом курсе». Перепробовал множество профессий и работ. Впрочем, музыкой занимался всегда и упорно.

Первым более или менее профессиональным коллективом для него стал джаз-роковый «Проспект». Хотя одним из своих любимых басистов называл джазового виртуоза Стенли Кларка, но больше к такой музыке не возвращался. Он старался свернуть тот же «Проспект» на путь хеви-метала. Была середина 80-х, и стиль этот был очень актуален. В СССР «метал» только зарождался. Крупнов создал группу «Черный обелиск» (название, недолго думая, позаимствовал у любимой книжки Ремарка), которая вошла в пантеон культовых тяжелых групп.

Легендарное время: сарафанное радио, поездки на концерты, «махач» с гопниками, проблемы с ментами... Крупнов — поющий низким голосом басист, и тут сравнения с Лемми Килмистером из Motorhead неизбежны. Крупнов сам говорил, что Motorhead — одна из его самых любимых групп. Сам он, впрочем, оказался гораздо более значительным явлением, чем просто «русский Лемми».

«Обелиск» распадался и возрождался снова (в конце концов, в формате трио); Крупнов успел поиграть на басу в культовой тогда группе «Шах» и даже записать с ними пластинку в Германии. Это был тот краткий период просвета, когда российские рок-группы могли пробиться на Запад. Крупнов же предпочитал жить и работать в России. Мало того, в 90-е он обратился к, так скажем, более русской музыке. Это было второй вершиной его карьеры. Просто другим уровнем: Крупнов стал настоящим селебрити, не вылезал из телеэкрана и участвовал в интересных творческих проектах. В 1996 году снялся в художественном фильме «Научная секция пилотов» (режиссер Андрей И) и сыграл роль Контрабаса в постановке одноименной пьесы Патрика Зюскинда (Театр имени Рубена Симонова).

«Он мыслил не в узких рамках хеви-металлических данностей, — вспоминает директор "Обелиска" Александр Юрасов. — Он был просто музыкантом». В 1993 году как «просто басист» присоединяется к «Неприкасаемым» — супергруппе, собранной Гариком Сукачевым из коллег-друзей-единомышленников в период рок-н-ролльного безвременья начала и середины 90-х.

«Неприкасаемые» получают оглушительный успех. Крупнов разрывается между этой супергруппой и своим «Обелиском». В конце концов, находит третий путь — собирает группу «Крупский сотоварищи» (Крупский — одно из его прозвищ), которая в 1995 году выпускает альбом «Чужие песни и несколько своих». Эта группа становится популярной. «Я остаюсь», «Дорожная» и «Пельменная» играют везде. Мало того, она занимает особую нишу. Условно говоря, рок для взрослых. Конкретнее — для женской аудитории. В российскую рок- и поп-музыку Крупнов привнес выраженный сексуальный драйв. Кто-то из коллег-музыкантов говорил, что в русском роке было все: ум, ирония, стихи, «а секса не было». Крупнов этот пробел закрыл.

Высокий, спортивный, пьющий, но не брутальный мужик-мачо. Коллеги отзывались о нем как о человеке добром, мягком, интеллигентном и сугубо позитивном. «У него была такая дурацкая походка, — рассказывал Гарик Сукачев. — Когда он подходил к тебе этой своей смешной походкой, становилось как-то хорошо на душе. Необыкновенно милый. Его обожали женщины».

Тогда же Крупнов вдруг признался, что у него были очень серьезные проблемы с наркотиками: «1996 год я потерял. Я наркоманил, наркоманил и наркоманил. Я был на самом дне. Теперь, когда я слез, не хочу, чтобы такое случилось еще с кем-то». Вел на «М-Радио» пропагандистскую передачу «Новая жизнь», куда приглашались люди со схожим опытом. 9 февраля музыкант снялся в популярном ток-шоу «Акулы пера»: отлично выглядел и живо рассказывал, как завязал. А две недели спустя, 27 февраля, внезапно скончался в студии от сердечного приступа.

< Назад в рубрику