Социологи склонны считать, что у миллениалов (людей, вступивших в XXI век в сознательном, но молодом возрасте) довольно своеобразные взаимоотношения с личными финансами. А именно: большинство тех, кому сейчас от 25 до 40, вполне способны управлять крупными тратами, но не умеют или не желают следить за мелкими расходами. Мало кто из «поколения Y» способен отказаться от необязательной, но приятной «хотелки», даже если экономия может быть приличной. На чем же реально сэкономить, не отказывая себе в действительно важных вещах?
Из-за нехватки времени многие работающие миллениалы грешат особой любовью к еде и напиткам на вынос: картонные стаканчики с латте и американо, пластиковые бокалы со свежевыжатым соком, большой сэндвич или красивый салат на обед вполне могут вынимать из кармана около тысячи рублей в день. А теперь вспомним себестоимость абсолютно такого же напитка и бутерброда, приготовленных дома и захваченных с собой на работу. Кто-то скажет, что время — деньги, но выжать стакан сока и приготовить холодный сэндвич займет не более 15 минут (главное — заранее иметь в холодильнике необходимые продукты).
Средняя стоимость чашки кофе в одной крупнейшей сети кофеен в Москве — примерно 200 рублей. Это значит, что в год работающий любитель напитков на вынос потратит порядка 45-48 тысяч рублей на данное невинное удовольствие.
Впечатляюще по сравнению со стоимостью кофе, приготовленного за пять минут дома в турке или кофемашине.
Каждый раз, приобретая годовой абонемент в фитнес-клуб, мы полны благих намерений. Однако в дальнейшем не получается ходить в это бесспорно полезное заведение так часто, как хотелось бы, что автоматически делает покупку карты менее выгодной.
Если взять за ориентир стоимость годового абонемента в одной из известных сетей фитнес-клубов России (около 60 тысяч рублей), нетрудно посчитать, во сколько в итоге обойдется одно посещение в зависимости от регулярности визитов. Если приходить раз в неделю, каждое занятие стоит около тысячи рублей. Для менее прилежных спортсменов визиты еще менее выгодны. Вывод прост: если известно, что часто приходить, скорее всего, не удастся, лучше выбрать фитнес-заведение, где каждое занятие оплачивается отдельно. Хотя, конечно, мысль о том, что в спортзал можно пойти в любой момент сама по себе бесценна.
В наши дни можно заказать на дом любые товары — от еды до крупной бытовой техники. Каждый визит курьера обойдется от 200 рублей до пары тысяч, в зависимости от габаритов покупки и срочности доставки. Сколько таких покупок совершает в месяц среднестатистический человек — одну, две или, может быть, десять? Между тем ничто не мешает побороть лень и дойти до кафе самостоятельно. Или оформить услугу самовывоза в интернет-магазине, или воспользоваться пик-пойнтами, постаматами.
Быстрая мода как фастфуд — не «насыщает» гардероб по-настоящему. Легко и просто зайти в демократичный магазин одежды по пути с работы, оставив там не слишком значительную сумму, просто чтобы порадовать себя. Но сколько будет носиться такая вещь, как выглядит после первой же стирки, часто ли станет надеваться, как быстро надоест?.. Возможно, настало время покупать реже, но более качественные вещи, и носить их дольше и чаще, чтобы они «окупались».
С другой стороны, миллениалы, как ни одно другое поколение, склонны «западать» на раскрученные бренды и хранить им преданность. У многих есть дома то, что рекламируется по телевидению и в интернете, — от диетических кукурузных хлопьев на завтрак и туалетной бумаги с растворимой в воде втулкой до «уникального» телевизора. А ведь менее агрессивно продвигаемые товары с той же или похожей функцией часто стоят дешевле. Пора поискать их на полках.
Согласно статистике, у 76 процентов представителей поколения Y есть смартфон. Большинство молодых людей пристально следит за новинками техники и считает своим долгом обновлять свою коллекцию высокотехнологичных игрушек, хотя старые гаджеты еще находятся в рабочем состоянии. Но почему?
Социологи выяснили, что миллениалы склонны тратить деньги с оглядкой на то, как делают это их друзья (так поступают 78 процентов опрошенных — не шутка!). Может, есть смысл еще немного походить с iPhone 4 или 5 и перестать облизываться на почти такой же iPhone 6?
В США более трети миллениалов заявили, что хотят иметь машину и гаджеты того же уровня, что и у их окружения. Из них половина прибегает к помощи кредитки, чтобы после приобретения «хотелок» удовлетворить базовые потребности — купить еду, оплатить коммунальные счета.
Еще одна связанная со смартфонами статья расходов, которую теоретически можно сократить, — это мобильный интернет (если он нужен для развлечений, а не для работы, конечно). Несмотря на уверения рекламы, что ежемесячные платежи незначительны, итоговые суммы у особо активных пользователей смартфонов гордо демонстрируют три нуля. Почему бы не ограничиться wi-fi, которого теперь нет разве что в утюге?
Это так соблазнительно — отнести гору грязных и мятых вещей в химчистку, получив назад аккуратную, хрустящую стопку. Расходы на это удовольствие могут уходить в бесконечность, если вы привыкли перепоручать специалистам все подряд, от рубашки до предметов интерьера: средняя цена на химчистку рубашки (блузки) в Москве колеблется в районе 500 рублей. Итак, как часто вы меняете сорочки — раз в день?
Стоит также отметить, что большинство вещей, на которых стоит пометка dry clean only, вполне могут обойтись без такой чести. Достаточно вспомнить дедовские способы: шерстяной свитер можно постирать вручную в слегка теплой воде с добавлением детского шампуня, замшевые туфли освежить с помощью… обычного ластика. Советы из серии «хозяйке на заметку» нетрудно найти в сети, и это вовсе не стыдно: все-таки на дворе финансовый кризис. Да еще и профит: не надо выкраивать время на поход в химчистку.
Уверены, что это все не о вас? Тогда еще пара забавных фактов о менее рассудительных сверстниках:
— по статистике, 57 процентов «молодых взрослых» уверены, что их финансовое состояние намного лучше, чем у их друзей;
— 89 процентов миллениалов составляют бюджетный план, но лишь 20 процентов в итоге всегда его придерживаются;
— 94 процента представителей поколения Y считают, что ответственно относятся к финансам, но при этом 55 процентов признают, что им доводилось одалживать деньги у родителей.
Может, все-таки ну его, этот кофе из «Старбакса»?